Рабочая программа курса «К пятёрке шаг за шагом»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №4» г.Перми
Рассмотрено
на научно-методическом совете
Протокол №____от
/Иконникова Г.Ф./
________2013г.
Согласовано
Зам.директора по УВР
_______/_________/
«____»_____2013г.
Утверждаю
Директор школы
________/
«________»
Рабочая программа
платной образовательной услуги
«К пятёрке шаг за шагом»
Вид: Дополнительная общеобразовательная программа
Направленность: «Спецкурсы по изучению тем, выходящих за рамки основной общеобразовательной программы»
Составитель:
Лунегова Ирина Васильевна
учителя начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «К пятёрке шаг за шагом» для 2-4 классов разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2013г. №273-ФЗ, гражданском кодексом РФ, законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», постановлением правительства РФ от 15.08.2013г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», уставом МАОУ «Лицей №4», положением об оказании платных дополнительных образовательных услуг, и иными нормативными актами.
-
Данный вариант рабочей программы разработан для курса «К пятёрке шаг за шагом» во 2 – 4 классах.
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, формирования нестандартного мышления.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействует непосредственно на психические качества учащихся: быстроту реакции, мышления. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать материал. Упражнения на развитие логического мышления, на развитие внимания, слуховой и зрительной памяти готовят учащихся к выполнению упражнений повышенной трудности, к заданиям по уровням и по выбору самих учащихся.
Программа направлена на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Занятие построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа отражает:
принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
дифференцированное обучение;
владение методами контроля.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самая элементарная головоломка.
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Темы курса, как и способы подачи доступны и интересны. Достоинством такой формы занятий является, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Особенность занятий по курсу «К пятёрке шаг за шагом» прежде всего, нет учебного характера, работа принимает форму игровой деятельности. Учащиеся сами оценивают свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научится выполнять предлагаемые задания.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
развитие логического мышления и пространственных представлений;
формирование начальных элементов конструкторского мышления;
воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
формирование усидчивости и терпения;
создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.
Логика изложения и содержание рабочей программы выходит за рамки федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение курса «К пятёрке шаг за шагом» во 2 – 4 классах выделяется 34 часа,1 час в неделю).
Распределение учебного времени прохождения программного материала по курсу «К пятёрке шаг за шагом».
№ п/п
Разделы и темы
Количество часов (уроков)
2 класс
3 класс
4 класс
1-4 классы
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
1
1
3
Числа и операции над ними
8
5
6
19
Занимательные задачи
8
5
5
18
Учимся отгадывать ребусы
3
-
-
3
Оформляем школьную математическую газету
2
1
3
6
Олимпиады, конкурсы
2
2
3
7
Наглядная геометрия
2
3
3
8
Жизнь замечательных людей
1
-
-
1
Симметрия фигур.
-
2
-
2
Площадь и объем фигур
-
2
-
2
Арифметические фокусы, игры, головоломки
3
3
6
Проектная деятельность
-
2
2
4
Подведение итогов
1
2
2
5
Итого:
28
28
28
84
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся;
научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения;
системность: курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);
практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других математических играх и конкурсах;
мотивация: развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике;
реалистичность: усвоение основного содержания программы возможно за 34 занятия.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание курса
2 класс (34 ч.)
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием курса «К пятёрке шаг за шагом» во втором классе.
Числа и операции над ними (8ч.). Знакомство с интересными приемами устного счёта. Знакомство с классом тысяч. Упражнения с многозначными числами. Коллективный счёт. Числа-великаны. Игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Работа над ошибками», «Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомство с элементами знаковых систем.
Занимательные задачи (10ч.). Решение занимательных задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решение олимпиадных задач. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Задачи с многовариантными решениями.
Учимся отгадывать ребусы (3ч.). Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания.
Оформляем школьную математическую газету «Занимательная математика» (2ч.). Выпуск школьной математической газеты: подбор материала, оформление.
Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».
Наглядная геометрия (3ч.). Знакомство с объёмными предметами. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.
Жизнь замечательных людей (2ч.) Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.
Подведение итогов (2ч.) Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги».
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
Должны знать:
свойства арифметических действий;
разрядный состав многозначных чисел в пределах тысячи;
названия геометрических фигур: призма, шар, конус, пирамида, цилиндр;
способы решения головоломок, шарад, ребусов;
биографии математиков древности: Архимеда и Пифагора.
Должны уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
использовать знания для решения заданий;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру».
Содержание курса
3 класс (34 ч.)
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием курса «К пятёрке шаг за шагом» в третьем классе.
Числа и операции над ними (5ч.). Знакомство с классом миллионов. Числа-великаны. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд». Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Познавательная игра «Семь вёрст».
Арифметические фокусы, игры, головоломки (3ч.). Головоломки с палочками одинаковой длины, магические квадраты, арифметические ребусы.
Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».
Наглядная геометрия (3ч.). Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию». Упражнения в построении чертежей на нелинованной бумаге. Игра «Удивительный квадрат». Преобразование фигур на плоскости.
Симметрия фигур (2ч.). Знакомство с симметрическими фигурами, построение симметричных фигур. Соединение и пересечение фигур.
Площадь и объем фигур (4ч.). Знакомство с площадью и объемом фигур. Вычисление площади фигур. Объём фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур.
Занимательные задачи (6ч.). Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на противоречия. Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах. Логические игры «Молодцы и хитрецы». Компьютерные математические игры. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Составление схем, диаграмм.
Проектная деятельность (2ч.). Выполнение проектов: «Великие математики», «Зрительный образ квадрата». Оформление презентации.
Оформляем школьную математическую газету (1ч.). Выпуск школьной математической газеты «Пифагор»: подбор материала, оформление.
Подводим итоги (4ч.). Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги». Конкурс эрудитов. Конкурс знатоков (отборочный тур, итоговый тур). Сочинение «Место математики в моей жизни».
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
Должны знать:
свойства арифметических действий;
способы сравнения и измерения площадей;
разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиона;
названия геометрических фигур;
способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Должны уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
использовать знания для решения заданий;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений.
Содержание курса
4 класс (34 ч.)
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием курса «К пятёрке шаг за шагом» в четвертом классе.
Числа и операции над ними (6ч.). Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). Знакомство с классом миллиардов. Числа-великаны. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд». Геометрические фигуры и величины. Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Волшебный квадрат. Древнерусский способ умножения. Дроби.
Решение занимательных задач (10ч.). Текстовые задачи. Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку. Математические игры, ребусы, кроссворды. Решение логических задач. Задания со спичками.
Арифметические фокусы, игры, головоломки (2ч.). Знакомство с арифметическими фокусами. Математические игры, головоломки.
Оформляем школьную математическую газету (1ч.). Подбор материала: занимательные задачи, головоломки, магические квадраты, оформление материала.
Проектная деятельность (2ч.). Выполнение проектов. Оформление презентации.
Наглядная геометрия (5ч.). Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур. Параллелограммы. Формирование представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур: цилиндр, конус, шар. Установка соответствия новых геометрических форм с известными предметами. Знакомство с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса. Изображение на плоскости объемных фигур.
Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».
Подводим итоги (4ч.) Конкурс знатоков математики. Игра «Зашифрованная переписка». Математические игры, ребусы, кроссворды.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
Должны знать:
разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиарда;
названия геометрических фигур: конус, усеченный конус, параллелограмм, цилиндр, шар;
старинные меры измерений;
алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов;
алгоритм выполнения проектов;
дроби: чтение, запись, простейшие приёмы сложения и вычитания дробей;
древнерусский способ умножения.
Должны уметь:
решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
оформлять презентацию;
преобразовывать геометрические фигуры на плоскости по заданной программе и составлять свои подобные задания;
конструировать геометрические фигуры;
изображать на плоскости объемные фигуры;
составлять развертку фигур и собирать по ней фигуру;
анализировать и решать головоломки, шарады;
осуществлять самостоятельный поиск решений;
выполнять объёмные фигуры конуса, цилиндра, усеченного конуса по их развёртке;
пользоваться математической терминологией.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
помочь овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности;
успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Должны знать:
свойства арифметических действий;
разрядный состав многозначных чисел;
названия геометрических фигур;
старинные меры измерений;
алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов;
алгоритм выполнения проектов;
дроби: чтение, запись, простейшие приёмы сложения и вычитания дробей;
древнерусский способ умножения.
Должны уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру»;
решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
оформлять презентацию;
преобразовывать геометрические фигуры на плоскости по заданной программе и составлять свои подобные задания;
конструировать геометрические фигуры;
изображать на плоскости объемные фигуры;
составлять развертку и собирать по ней фигуру;
выполнять объёмные фигуры конуса, цилиндра, усеченного конуса по их развёртке;
пользоваться математической терминологией.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник, учебное пособие
Дополнительная литература для учителя и учащихся.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2007.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. Москва, «Контекст», 1995.
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы, Волгоград, «Учитель», 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов, «Лицей», 2002.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Москва, «Академкнига/Учебник», 2002.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. Москва, «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. Москва, «Грамотей», 2004.
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. Санкт- Петербург, «Лань», 1995 .
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2004.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2006.
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика, как подружиться с математикой (для занятий с детьми младшего и среднего возраста). Москва, « Амрита-Русь», 2004 г.
Наглядный материал
макеты геометрических фигур
Оборудование, приборы
линейка
циркуль
таблица разрядов
макеты геометрических фигур
палочки
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - детские электронные презентации и клипы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – игры, презентации в начальной школе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учительский портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - открытый класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - энциклопедия (Тихвин - Википедия)
http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - федеральный портал
Портал Внеурока.ru ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 2
Предмет: курс «К пятёрке шаг за шагом»
Программа: рабочая программа по курсу «К пятёрке шаг за шагом» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 28часов (1 час в неделю)
№п/п
Название темы
количество часов
контрольные работы
практические работы
сопутствующее повторение
сроки окончания работы над темой
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
Числа и операции над ними
8
Занимательные задачи
8
Учимся отгадывать ребусы
3
Оформляем школьную математическую газету
2
Олимпиады, конкурсы
2
Наглядная геометрия
2
Жизнь замечательных людей
1
Подведение итогов
1
итого:
28
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 3
Предмет: курс «К пятёрке шаг за шагом»
Программа: рабочая программа по курсу «К пятёрке шаг за шагом» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 28 часов (1 час в неделю )
№п/п
Название темы
количество часов
контрольные работы
практические работы
сопутствующее повторение
сроки окончания работы над темой
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
Числа и операции над ними
5
Занимательные задачи
5
Оформляем школьную математическую газету
1
Олимпиады, конкурсы
2
Наглядная геометрия
3
Симметрия фигур
2
Площадь и объем фигур
2
Арифметические фокусы, игры, головоломки
3
Проектная деятельность
2
Подведение итогов
2
итого:
28
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 4
Предмет: курс «К пятёрке шаг за шагом»
Программа: рабочая программа по курсу «К пятёрке шаг за шагом» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 28 часов (1 час в неделю)
№п/п
Название темы
количество часов
контрольные работы
практические работы
сопутствующее повторение
сроки окончания работы над темой
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
Числа и операции над ними
6
Занимательные задачи
5
Оформляем школьную математическую газету
3
Олимпиады, конкурсы
3
Наглядная геометрия
3
Арифметические фокусы, игры, головоломки
3
Проектная деятельность
2
Подведение итогов
2
итого:
28
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715
ҐђЗаголовок 115