Разработка родительского собрания Встречая ребенка из школы… Ученье-шаг за шагом


«Встречая ребенка из школы... Учение — шаг за шагом»
Цели:
Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.
Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Участники:
♦Родители учащихся, классный руководитель.
Оборудование:
Рабочие места для работы четырех микрогрупп.
Записные книжки или блокноты, ручки, карандаши.
Бланки анкет.
Памятки.
Подготовительный этап:
Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки.
Проводится анкетирование учащихся.
Анкета
Кто помогает тебе готовить уроки дома?
2.В чем заключается эта помощь?
3.О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
4.Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
5.Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?
(Перечисли, пожалуйста, все свои занятия.)
Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.
Провести анкетирование родителей.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Отметьте, пожалуйста, те вопросы, которые вы задаете своему ребенку, встречая его из школы.
Какие отметки ты сегодня получил?
Что вы делали? Какие занятия были самые интересные?
Тебя сегодня спрашивали?
Тебе делали замечания?
Что ты узнал сегодня нового?
С кем из ребят ты сегодня играл?
При обработке анкет следует сгруппировать ответы на следующие вопросы: 1, 3, 4 (нежелательные вопросы общего типа) и 2, 5, 6 (предпочтительные вопросы, не затрагивающие личность ребенка).
Ход собрания
Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для: работы микрогрупп.
Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет повестку собрания. Обращает внимание родителей на блокноты, в которые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.
Избирается из участников собрания рабочая группа.
Предоставляется слово для сообщения классному руководителю.
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны — воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, выполнять ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе, чтобы малейшая внутренняя ненастроенность ребенка или какие-то внешние неудобства не оказались серьезной помехой.
Часто родители жалуются, что их дети по нескольку часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. И, совершенно естественно, возникает вопрос: что же будет делать ребенок в средней и старшей школе, когда количество домашних заданий возрастет в несколько раз?
Давайте попробуем разобраться с некоторыми волнующими вопросами, обсудив их в микрогруппах.
♦Работа микрогрупп. Каждая микрогруппа получает задание проанализировать предложенныеситуации, попытаться ответить на поставленные вопросы и затем доложить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему.
Задание для группы № 1
Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают. Запишите ваше мнение в таблицу.
Если родители помогают ребенку Если ребенок предоставлен сам себе
1.
2. 1.
2.
Решение:
Если родители помогают ребенку Если ребенок предоставлен сам себе
1.Ребенок чувствует, что близкий человек понимает его проблемы. Когда он вырастет, то, скорее всего, тоже будет заботливым, понимающим и помогающим человеком.
2.Получает опыт перекладывания ответственности на другого. Формируется ожидание помощи и готовности ее принять.
3.Возможно появление неуверенности в своих силах,чувство зависимости отвзрослых и собственнойнеполноценности. 1.Ребенок учится самостоятельно принимать решения и несет ответственность за результаты своей учебы. Став взрослым, скорее всего, станет требовательным родителем.
2.Развивается недоверие к другим. Надеяться можно только на самого себя. Увеличивается дистанция между детьми и родителями.
3.Учится самостоятельно планировать свое время и усилия. Если все будет получаться, то разовьется уверенность в жизни, если будут неудачи, то чувство неполноценности.
Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.
Задание для группы № 2
1.Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным?
Решение. Для младшего школьника при выполнении домашних заданий очень важно иметь удобное, красивое рабочее место, красивые ручки и тетради и др.
Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь в самостоятельной работе ребенка. Возможность поговорить с мамой по поводу трудного задания — очень важный момент. Обратная связь всегда должна быть положительной, нужно использовать для этого навык «активного переформулирования». Старайтесь, чтобы ребенку было все понятно, что ему надо сделать и как. Чем понятнее задание ребенку, тем больше будет желание его выполнить. Найдите, за что его можно похвалить. Постепенно учите ребенка планировать свою деятельность.
2. Как правильно осуществлять психологическую поддержку? Какое обращение предпочесть!
«Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо».
«Зная тебя и твои способности, я думаю, ты мог бы сделать это лучше».
В чем различие их психологического смысла?
Решение. Первое обращение обеспечивает психологическую поддержку, тогда как второе выражает разочарование. Для нормального развития ребенок нуждается в психологической поддержке. Для этого нужно:
—опираться на сильные стороны ребенка;
помогать ребенку разбивать большие задания на мелкие части, с которыми он может справиться;
создавать ситуации гарантированного успеха;
проявлять веру в ребенка;
—демонстрировать оптимизм.Поддерживать психологически можно:
—словами: «красиво», «аккуратно» и т.п.;
высказываниями: «мне нравится, как ты выполнил сегодня домашнее задание», «ты сегодня очень аккуратно и без ошибок написал диктант»;
прикосновениями: к плечу, к руке, слегка обнять и т.п.;
совместными действиями: стоять рядом, слушать его;
выражением лица: улыбка, кивок и др.
Задание для групп № 3
Особенности восприятия младшего школьника таковы, что ребенок часто не видит своих ошибок (слабая дифференцированностъ восприятия). Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?
Решение. Не отмечать саму ошибку. Родители должны развить способность анализа выполненной работы по выявлению собственных ошибок. Можно направить восприятие ребенка:
на строчку, в которой допущена ошибка;
на слово, написанное с ошибкой;
на возможность появления какой-то ошибки; спросить его:
как проверить правильность выполненной работы;
почему возникла такая ошибка, как ее исправить и т.д.
Ребенок должен научиться анализировать свои работы.
Задание для группы № 4
1.Мальчик просит маму отпустить его к приятелю поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Можно ли верить обещаниям сына? Как поступить в этой ситуации?
Решение. Маме не стоит верить обещаниям сына, так как дети могут увлечься игрой и не обратить внимание на время. Данное сыном обещание будет не выполнено. Поэтому в таких ситуациях следует придерживаться принципа «сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его благонадежность не приходится.
2.Ребенка очень долго приходится уговаривать сесть за уроки. Пока уговоришь, проходит полдня. А сядет — постоянно отвлекается и норовит удрать. В чем причина такого отношения ребенка к урокам? Что делать родителям?
Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба совершенно не нужна, ситуация никак не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный смысл в уроках. Тогда ребенок уроки будет делать быстро и самостоятельно.
Рабочая группа сопоставляет результаты работы групп с правильным решением предложенных проблем, подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.
Классный руководитель рассказывает о том, что написали дети при заполнении анкеты и сообщает о результатах анкетирования родителей.
Рекомендация классного руководителя: ребенок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте.
Решение родительского собрания:
Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.
Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.
Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками: «Садимся за уроки» и «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?».
Памятки
«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу
с удовольствием?»
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке — грустное зрелище.
Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
♦ Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.
«Садимся за уроки»
Садись за уроки всегда в одно и то же время.
Проветри комнату за 10 мин до начала занятий.
Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
Сотри со стола пыль.
Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
Приготовь письменные принадлежности для занятий.
Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
♦ Убери все лишнее со стола.
♦Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если ондавит шею. Открой учебник...
«Как приучить ребенка к самостоятельности
в приготовлении уроков»
Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».
Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки, — и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.
Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли»? Первое происшествие — про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.
О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
По языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
Природоведение — не только по книге. Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки, подбирайте тексты. Ежедневно вечером отмечайте в «Дневнике наблюдений» погоду. Это пригодится в пятом классе.
Если не успели приучить к самостоятельности в первом и втором классе, ваш шанс — третий.
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»
Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
Прочитай задания упражнения.
Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
Выполни упражнение письменно.
Проверь всю работу.
«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
После окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
Перед сном еще раз повтори стихотворение.
Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
«Если на выучивание стихотворения дано 2 дня»
Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.
Второй день. Прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
«Если стихотворение большое или трудно запоминается»
Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
Выучи первый отрывок.
Выучи второй отрывок.
Повтори первый и второй отрывки вместе.
Выучи третий отрывок.
Расскажи наизусть все стихотворение.
Повтори стихотворение еще раз перед сном.
Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
«Как решать задачи»
Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
Составь план решения.
Выполни решение.
Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
«Как нужно готовить задание по окружающему миру»
Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке:
о чем рассказывал учитель;
какие ставили опыты;
какие рассматривали таблицы, картины, карты.
Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
Прочитай текст учебника.
Подготовься отвечать по теме урока:
—продумай план ответа;
— расскажи заданное по этому плану;
старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
сделай выводы;
открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
Выполни задания учебника.