Патриотическое воспитание обучающихся через учебную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС.
МБОУ «Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа
им. И.С. Башкирова
Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
Патриотическое воспитание обучающихся через учебную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС.
Методическая разработка
Мусин Илсур Хайевич – преподаватель-организатор ОБЖ высшей квалификационной категории МБОУ
«Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная
школа им. И.С. Башкирова Сабинского
муниципального района Республики Татарстан»
2016 г
Содержание.
Введение..3
Глава 1. Педагогические основы патриотического воспитания6
Глава 2. Система работы преподавателя-организатора основ
безопасности жизнедеятельности по патриотическому воспитанию
обучающихся.
2.1. Патриотическое воспитание через урочную деятельность12
2.2. Работа по патриотическому воспитанию обучающихся
во внеурочной деятельности15
2.2.1. Место кружковой работы в решении задач патриотического
воспитания..15
2.3. Роль кабинета ОБЖ в патриотическом воспитании.....20
2.4. Внутришкольное и внешнее взаимодействие преподавателя-
организатора ОБЖ..22
Глава 3. Эффективность совместной деятельности
по реализации патриотического воспитания обучающихся..24
Заключение..26
Литература...29
Введение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
К сожалению, в конце ХХ века патриотическое воспитание практически сошло на «нет», этому способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии, разрушение накопленного опыта и в целом системы. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявлялась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
В последние годы ситуация стала изменяться к лучшему: государство пытается провести общую идеологию, которая была бы базовой в этой сфере; проходит мощная поддержка идеи патриотизма в СМИ.
На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных обучающихся. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания обучающихся к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Новизна работы заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания, способствующей повышению уровня сформированности личности, как патриота и гражданина, обладающего чувством гордости и гражданского достоинства, чувством любви к своей Родине и готовностью е ее защите
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных обучающихся.
Цель данной работы – развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, толерантности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности.
Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:
- утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание обучающихся эффективно при следующих условиях:
найдены новые формы и способы организации деятельности обучающихся;
процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно, диверсификационно и интегрировано;
воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов обучающихся и их родителей.
Можно предположить, что при соблюдении указанных условий возможны следующие результаты:
- повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;
- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса;
Методы исследования:
-изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностью обучающихся, беседы, анкетирование.
Данная работа проводится в рамках Программы патриотического воспитания обучающихся МБОУ "Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа им. И.С. Башкирова Сабинского муниципального района Республики Татарстан ".
Глава 1. Педагогические основы патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза привел к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу и гербу.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле, однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.
В последнее время слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации.
В реализации этой программы огромное значение имеет раскрытие сущности цели, задач и принципов воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы народов. Рассмотрим ключевые понятия.
В учебниках по политологии Российский патриотизм определяется как отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине. В «Толковом словаре русского языка» значение слова патриотизм определяется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, а патриот - как человек, проникнутый патриотизмом; человек, преданный интересам какого-нибудь дела. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание. Главным результатом патриотического воспитания обучающихся должно стать развитие нравственной и гражданской ответственности личности, сознательное предпочтение добра как принцип взаимоотношений между людьми.
В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.
Мы определили следующую систему задач патриотического воспитания граждан:
- воспитания у них любви к Отечеству, российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);
- глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике, к общечеловеческим ценностям (мир, безопасность, свобода, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности).
Итак, мы рассмотрели цель и задачи патриотического воспитания граждан. С позиции педагога-организатора ОБЖ понятие патриотическое воспитание синонимично понятиям гражданско-патриотическое или военно-патриотическое воспитание. Перейдем к рассмотрению соответствующих принципов, каковыми, как известно, в педагогике принято считать вытекающие из цели воспитания и установленных наукой теоретических положений основополагающие, фундаментальные идеи, исходные положения и системы требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса. Педагог при этом призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения, с учётом индивидуальных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.
Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. К принципам патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности по ОБЖ мы относим направленность воспитания на:
- укрепление единства и целостности Российской Федерации;
- учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дообучающихся, младших обучающихся, подростков, старших обучающихся и т.д.);
- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, готовности защитить Родину.
Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система военно-патриотической работы в школе (рис.1) включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Военно-патриотическое воспитание учащихся происходит в процессе обучения образовательным предметам, во время занятий в военно-спортивных кружках, секциях, занятиях дополнительного образования, которые учащиеся посещают по своему личному выбору.
Проявления российского патриотизма уникально, имеет глубокие исторические корни. Опытные педагоги воспитывают патриотические чувства учащихся, используя примеры воинского и трудового героизма земляков. Источниками краеведческого материала является непосредственное общения ребят с людьми, которые отстаивали Родину и сами совершали ратные подвиги; приглашение ветеранов войны на уроки живой истории; встречи с воинами интернационалистами; участниками боевых действий и др.
Глава 2. Система работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности по патриотическому воспитанию обучающихся.
2.1. Патриотическое воспитание через урочную деятельность.
Стержнем деятельности по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определённых понятием «патриот». Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках, и в конечном счёте оказаться победителем как злой стихии, так и врага. Добиваться этого призвана, в частности, учебная дисциплина ОБЖ в 10-11 классах общеобразовательной школы. В программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность», в процессе изучения которого дети знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Большие возможности патриотического воспитания заложены в темах:
-Патриотизм и верность военному долгу – качества защитника Отечества,
- Памяти поколений - Дни воинской Славы;
- Дружба и воинское товарищество – основы боевой готовности частей и соединений;
- Государственные символы Российской Федерации;
- Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы;
- Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
В курсе дисциплины ОБЖ в 11 классе содержится раздел «Основы воинской обязанности и обороны государства». Школьникам даются понятия о воинской обязанности, военной присяге, происходит знакомство с правовыми основами прохождения военной службы, правами и ответственностью военнослужащих и законодательством РФ в области обороны. На данных уроках учителю помогают видеозаписи телепрограммы «Служу России», учебные диски. Слова и объяснения учителя подкрепляются наглядным изображением, лучше воздействуют на сознание обучающихся, вызывают эстетическое наслаждение, а следовательно, остаются в памяти и в сердце ребёнка. На занятиях по теме «Организация воинского учёта и его предназначение», «Обязательная подготовка граждан к военной службе» приглашается ведущий специалист сельского поселения по мобилизационной подготовке и работе с военкоматом. На уроки (например, при прохождении тем «Психологические основы подготовки к службе в ВС РФ», «Добровольная подготовка граждан к военной службе» и др.) с удовольствием приходят уволенные с военной службы и пребывающие в запасе недавние выпускники школы, которые уделяли большое внимание физической подготовке на уроках физкультуры и в секциях, чьи фотографии в школьном уголке спортивной славы. Ребята рассказывают школьникам об армии, о своих друзьях, о военной технике, о боевых действиях в Чечне, о том, что им дала служба в Российской армии. Такие беседы с «живыми легендами» благотворно влияют на старшеклассников, развеивают страх перед армией, пробуждают желание тоже быть полезными своей стране.
Тема «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» также изучается не только по учебнику. Учителю помогают видеозаписи телепередач, письма бывших обучающихся из армии. После изучения темы организуется экскурсия в городской военкомат, где на стендах можно увидеть фотографии военнослужащих, отличившихся на военной службе, из числа выпускников школы.
Чувство гордости за свою страну можно и нужно воспитывать на уроках в 11 классе по теме «Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ». Важно учитывать, чтобы одиннадцатиклассники в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками занятия. На данном уроке уместно применить технологию дебатов. Такая организация урока требует нестандартной подготовки, предварительных знаний, опираться на умение детей общаться, высказываться, отстаивать своё мнение. Дополнительные затраты ресурсов (прежде всего времени учителя и учеников), как правило, окупаются, так как вызывает интерес сам процесс и содержание урока.
К проведению урока на тему «Военно-образовательные учреждения высшего профессионального образования» тоже можно подойти нестандартно. Предварительно детям даётся задание найти информацию в Интернете об учебных заведениях, затем сделать презентацию. Сам урок проходит в виде деловой игры «Я студент». Дети делятся на группы по 2-3 человека, проявляют творческий подход к заданию и на уроке представляют выбранное заведение, хорошо изучив его, готовясь ответить на любой вопрос одноклассников или учителя.
Изучая тему «Военная форма одежды, воинские звания», можно использовать технологию проектной деятельности. Девочки с удовольствием готовят проекты о форме одежды, а мальчики – о воинских званиях. Как правило, проекты выполняются на компьютере, что повышает интерес обучающихся как к подготовке материалов, так и к восприятию выступлений других обучающихся.
Тему «Ритуалы Вооружённых Сил РФ» целесообразно рассматривать через выполнение рефератов и творческих работ.
Обобщающий урок можно рекомендовать провести с использованием игровых технологий (элементы соревнований, конкурсов), так как данные технологии по-прежнему приемлемы для старшеклассников, повышают интерес к уроку, помогают воспитывать в детях такие необходимые качества для патриота, как толерантность, взаимовыручка, чувство коллективизма и поддержки.
В целях интеграции процесса патриотического воспитания используется технология комбинированных (интегрированных) уроков. Широкие возможности содержит в себе объединение тем по ОБЖ с историей. Интеграция исторических материалов возможна при изучении тем в 10 классе:
История создания ВС РФ,
Патриотизм и верность воинскому долгу –качества защитников Отечества,
Памяти поколений – Дни воинской славы,
Государственные символы РФ,
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы,
Ордена, почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Патриотические чувства детей воспитываются на примере подвигов Героев Советского Союза-уроженцев Сабинского района И.С. Башкирова, Г. Закирова, З. Хабуибуллина, В. Хазиева. Также через знакомство с биографией А. Невского, Д. Донского, Петра Великого, А.В. Суворова, Ф. Ушакова, М.И.Кутузова, адмирала Нахимова, великого полководца ВОВ Г.К. Жукова и других известных людей, прославлявших Россию.
Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания подразумевает использование широкого спектра форм и методов работы. Это методы преимущественно обучающего свойства (устного изложения и обсуждения патриотического знания, самостоятельной работы, практических упражнений и др.), а также непосредственно воспитательного характера (убеждение, призыв). Формы патриотического воспитания комплексно интегрируют в себе формы обучения (лекции, рассказ, семинар, групповая дискуссия на патриотическую тему, создание ситуаций и решение задач практического характера, проблемные вопросы и т.д.).
2.2. Работа по патриотическому воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности.
2.2.1. Место внеурочной работы в решении задач патриотического воспитания.
Человек является основным носителем патриотических чувств, обладателем патриотического сознания, мировоззрения, системы идей, принципов. В индивидуальном сознании человека представлены все уровни патриотизма, от почти физического ощущения принадлежности к родной земле до принятия идеалов Отечества как своих личных. Решая задачи патриотического воспитания, основываясь на принципах систематичности, непрерывности, личностно-ориентированного подхода, школа использует возможности музея Боевой славы, классных часов, мероприятий военно-патриотического направления и дополнительного образования.
Участие классных коллективов в программе по военно-патриотическому воспитанию можно представить в виде примерной программы (каждый классный коллектив конкретизирует данную программу, исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по ее реализации):
№
Содержание воспитательной работы
Формы внеклассной работы
1.
Изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения.
Тематические классные часы, спецкурсы.
2.
Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
3.
Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
Посещение музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы.
4.
Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике.
5.
Изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество.
Праздники получения паспорта, дня Конституции.
6.
Развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах.
Интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематике.
7.
Организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны.
Концерты и конкурсы, посвященные правовой и патриотической тематике.
8.
Создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором растет ученик.
Походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.
9.
Посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции.
10.
Демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма.
11.
Поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество, героизм.
12.
Активное сотрудничество с социумом, общественными организациями, родительским комитетом школы по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся.
13.
Привлечение учащихся к работе в общественных организациях, молодежных союзах.
14.
Формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма, борьбы с шовинизмом, экстремизмом.
Военно-патриотическое воспитание, проявляется, как было сказано выше, в разных направлениях работы – классных часах, мероприятиях военно-патриотического направления.
Тема
День солидарности в борьбе с терроризмом
Герои Отечества. Урок мужества.
День воинской славы России (победа русских полков во главе с Д.Донским над моноголо - татарскими войсками в Куликовской битве – 1380 г.)
Международный день пожилых людей
Всемирный день защиты животных
Дни правовых знаний: Конвенция ООН о правах ребенка
День воинской славы России. День народного единства
(День освобождения Москвы от польских интервентов силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского - 1612г.)
Международный день толерантности
Всемирный день ребёнка
День матери.
День начала контрнаступления советских войск против немецко -фашистких войск в Битве под Москвой (1941).
День конституции РФ
Беседа «Что значит быть хорошим товарищем?»
День воинской славы России (День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова – 1790 г.)
27.01 - День воинской славы России (день снятия блокады города Ленинграда)
День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко - фашистких войск в Сталинградской битве в 1943 г
Военно-спортивная игра «Зарница»
Международный день родного языка
Всемирный день авиации и космонавтики
Международный день земли
Митинг посвященный Дню Победы.
Международный день семьи
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
На базе МБОУ "Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа им. И.С. Башкирова Сабинского муниципального района Республики Татарстан" работает музей Боевой славы. В экспозициях нашего музея отражаются подвиги наших земляков-участников Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза И.С. Башкирова и воина-афганца, кавалера ордена Красной Звезды Ф. Шайдуллина.
Задачи музейной работы:
Обобщать и расширять знания детей о событиях, героях войны и их подвигах.
Познакомить детей с военными предметами, военной техникой и разными родами войск, военной одеждой, наградами.
Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
Способствовать расширению кругозора дошкольников, предоставить возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории. В школьном музее организуются экскурсии и проводятся Уроки мужества.
Кружки, организованные в МБОУ "Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа им. И.С. Башкирова Сабинского муниципального района Республики Татарстан" охватывают все направления творческой деятельности детей, два из них непосредственно являются звеном модели патриотического воспитания. Кружком «Юные спасатели» руководит преподаватель-организатор ОБЖ. Программа предусматривает подготовку обучающихся по таким разделам, как «Действия в условиях вынужденного автономного существования в условиях природной среды», «Организация защиты населения от ЧС» и др. Объем программы рассчитан на 34 часа.
На занятиях в кружке дети знакомятся с причинами пожаров, отрабатывают действия при пожарах, пользуются первичными средствами пожаротушения, обучаются элементам пожарно-прикладного спорта (преодоление бревна, забора, штурмовой лестницы, отработка пожарной полосы препятствий, эвакуация при пожаре и т.д.).
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
2.3. Роль кабинета ОБЖ в патриотическом воспитании.
В муниципальном общеобразовательном учреждении МБОУ " Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа им. И.С. Башкирова Сабинского муниципального района Республики Татарстан " накоплен большой опыт по преподаванию учебной дисциплины ОБЖ, имеется хорошее методическое обеспечение и материально-техническая база.
Развитию материально-технической базы по курсу ОБЖ способствовали следующие факторы:
Понимание администрацией образовательной организации важности и необходимости данного направления работы и, как следствие, выделение финансирования на приобретение инвентаря, оборудования и наглядных средств обучения.
Интерес обучающихся к данной области знаний, что даёт возможность вести большую внеклассную и внешкольную работу по курсу ОБЖ.
Тесное взаимодействие с социальными партнёрами, общественностью, различными структурами местного и городского уровня.
Тесное взаимодействие членов педагогического коллектива, направленное на оптимизацию усилий по повышению уровня образования, эффективности патриотического воспитания.
Для проведения работы по основам безопасности жизнедеятельности на должном уровне в МБОУ " Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа им. И.С. Башкирова Сабинского муниципального района Республики Татарстан " имеется оборудованный кабинет. Количество часов в неделю по данным предметам позволяет эффективно использовать возможности кабинета, его оснащения. Такой вариант имеет свои реальные преимущества: на уроках ОБЖ можно использовать карты для показа мест стихийных бедствий, при изучении топографии и ориентирования, неблагоприятных экологических зон и т.д.
В кабинете имеются стенды не только по правилам оказания первой медицинской помощи, действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, при техногенных авариях и катастрофах, стихийных бедствиях, по правилам дорожного движения, но и по основам военной службы. Большой популярностью у ребят пользуется стенды, на которых расположена информация о Вооружённых Силах Российской Федерации «Знаки Различия военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации», «Военная форма одежды военнослужащих Вооружённых Сил РФ», «Дни воинской славы России», «Символы России и Вооружённых Сил РФ», «Ордена и медали РФ», «Вооружение и боевая техника ВС РФ» . Дети на переменах рассматривают их, изучают, запоминают, устраивают друг другу викторины. Информация используется при проведении внеклассных занятий по ОБЖ (задания на знание данного материала).
Для преподавания основ безопасности жизнедеятельности имеется необходимый комплект учебников для всех классов среднего и старшего звена, методическая литература для учителя.
Для подготовки юношей к военной службе школа имеет следующее оборудование: макеты автомата Калашникова, ОЗК, противогазы, пневматические винтовки, учебные мины и гранаты.
В кабинете оборудована выставка сменного типа по пропаганде знаний о военной службе: справочник серии «100 вопросов и ответов» на тему «О прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и контракту», журнал «Основы безопасности жизнедеятельности». Данный журнал содержит богатый материал по решению вопросов патриотического воспитания.
С недавнего времени в школе заведена новая традиция: в кабинете ОБЖ вывешивается информация о выпускниках школы, призванных в ряды Российской Армии.
Кабинет ОБЖ оснащён стендом с государственной символикой. Кроме того, патриотические стенды оформлены в коридорах первого и второго этажа.
Таким образом, кабинет ОБЖ играет большую роль в осуществлении патриотического воспитания обучающихся, обеспечивая в некоторой степени его непрерывность, систематичность.
2.4. Внутришкольное и внешнее взаимодействие преподавателя-организатора ОБЖ.
Принципы систематичности, непрерывности и диверсификации можно осуществить только в тесном взаимодействии в общей модели патриотического воспитания в школе. В эту модель входит воспитание на уроках (классно-урочный модуль), проведение цикла внеклассных мероприятий классными руководителями, педагогом-организатором, заместителем директора по воспитательной работе, администрацией образовательной организации (внеклассный модуль). Происходит интеграция дошкольного, общего и дополнительного образования, реализуются социальные проекты, внедряется исследовательская и проектная деятельность.
Взаимодействие образовательной организации с социальными партнёрами (внешкольный модуль) оказывает большое значение в осуществлении патриотического воспитания, реализации принципов систематичности, непрерывности, личностно-ориентированного подхода и удовлетворения индивидуальных запросов, интересов, склонностей.
У муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ " Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа им. И.С. Башкирова Сабинского муниципального района Республики Татарстан " налажены тесные связи со многими учреждениями и организациями муниципального района. Непосредственным связующим звеном в организации взаимодействия с некоторыми социальными партнёрами является преподаватель-организатор ОБЖ. Внешкольный модуль патриотического воспитания составляют связи и конкретная деятельность со следующими структурами:
Отдел Государственной противопожарной службы;
ОГИБДД;
МОУ ДОД Дом детского творчества;
Военкомат
МОУ ДОД ДЮСШ
Образовательной организации района
Администрация сельского поселения
Глава 3. Эффективность совместной деятельности по реализации патриотического воспитания обучающихся.
Главным результатом любой проведённой работы является ее эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых мною условий можно определить следующие:
а) удовлетворённость детей совместной деятельностью;
б) активность обучающихся в мероприятиях патриотической направленности;
в) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;
г) повышение рейтинга учреждения.
Удовлетворённость обучающихся и их родителей можно измерить проведённым анкетированием.
детям нравится данная деятельность, она значима для них, их ожидания оправдались;
родители удовлетворены новой деятельностью своих детей, поддерживают их выбор, их ожидания также оправдались;
все школьники знакомы с деятельностью класса МЧС, знают его предназначение, деятельность вызывает интерес.
Активность обучающихся МБОУ "Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа им. И.С. Башкирова Сабинского муниципального района Республики Татарстан " в мероприятиях патриотической направленности высокая. Дети с удовольствием участвуют в различных районных, республиканских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, олимпиадах становясь победителями и призерами. В течение последних четырех лет школа имеет пятерых призеров регионального этапа и одного абсолютного победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Повышение рейтинга МБОУ "Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа им. И.С. Башкирова Сабинского муниципального района Республики Татарстан ", как общеобразовательной организации можно доказать следующими фактами:
1) стабильность ученического и педагогического коллектива (обучающиеся не меняют место обучения;
2) привлекательность образовательной организации (поступают новые обучающиеся).
Эффективность работы в данном направлении показана в следующих мероприятиях, получивших высокую оценку специалистов:
- Районное МО учителей ОБЖ (2015 год)
- Обобщение опыта работы на школьном и муниципальном уровне.
Заключение.
Мною была поставлена цель описать современные методы, приемы, подходы, используемые в учебно - воспитательной работе по формированию патриотического сознания обучающихся через урочную и внеучебную деятельность преподавателя-организатора ОБЖ в сельской средней общеобразовательной школе.
Описывая систему работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности по патриотическому воспитанию обучающихся, я опирался на следующие задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания обучающихся;
- показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе.
Объектом исследования выступал процесс патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ, во внеклассной и внешкольной деятельности.
Предметом моего исследования являлись педагогические условия работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
Мною была выдвинута гипотеза исследования: патриотическое воспитание обучающихся эффективно при следующих условиях:
найдены новые формы и способы организации деятельности обучающихся;
процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно, диверсификационно и интегрированно;
воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов обучающихся и их родителей.
Мною было доказано, что при соблюдении указанных условий школа добивается следующих результатов:
- повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;
- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса.
Перспективы работы:
Углублять и расширять деятельность по диверсификации патриотического воспитания через включение дошкольных групп.
Продолжать поиски новых форм организации деятельности обучающихся.
Ориентироваться на дальнейшее удовлетворение индивидуальных запросов, потребностей, интересов обучающихся и их родителей.
Совершенствовать учебно-материальную базу кабинета.
Подводя итоги работы можно выделить следующие положительные результаты:
1. Военная служба стала более престижной в глазах наших воспитанников. Ребята не боятся проходить службу в рядах российской армии.
2. Воспитанники гордятся боевым прошлым страны и испытывают чувство уважения к офицерскому корпусу России.
3. Дети занимаются краеведением, а также у них активизировался интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.
4. Дети знают и с уважением относятся к государственной символике, знакомы с воинскими ритуалами.
5. Улучшились спортивные результаты. Повысился интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств. Дети активно участвуют в соревнованиях по разным видам спорта.
В заключении хочется отметить, что патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса у молодежи к историческому прошлому нашей Родины. В нашей школе накоплен достаточный опыт работы в данном направлении.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Литература
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – с. 23
Воспитание обучающихся// 2005 №3,5,6,10 2003 № 6, 2002 №3.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – с. 59
Ефремова Г. Патриотическое воспитание обучающихся // Воспитание обучающихся – 2005 №8 – с. 17
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.- М., 2000.
Караковский, В.А. Воспитай гражданина. – М., 2011. – с. 8-20.
Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2012 г.
Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. Минск, 1981.
Тисленкова, И.А. Гражданско – патриотическое воспитание – Волгоград; 2011 г.
11. Черникова, Т. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте// Воспитательная работа в школе. – 2011. – №5. – с. 47-58.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Рисунок 1Описание: C:\Users\ИРИНА\Pictures\Image8058.gifЗаголовок 415