Конспект урока литературы на тему Образ Емельяна Пугачёва. Историческая правда и художественный вымысел.
Проект учебного занятия по литературе.
Учитель Потапова Тамара Викторовна, высшая к.к.
Тема: Образ Емельяна Пугачева.
Историческая правда и художественный вымысел.
Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.
Тип занятия - урок комплексного применения знаний.
Цели по содержанию занятия:
1. Образовательные - способствовать формированию понятий "историческая повесть", "художественный образ", выявить взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения.
2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.
3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".
Методы обучения: проблемный, исследовательский.
Педагогические технологии: проблемного обучения, метода проектов, компьютерные технологии.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
1. А.С.Пушкин "Капитанская дочка".
2. А.С. Пушкин "История Пугачева".
3. М.Цветаева "Пушкин и Пугачев"
Ход урока.
Постановка цели урока.
Или волк, или человек; добрый человек; дорожный; мужичок; посажённый отец; бродяга; собака; разбойник – все эти слова звучат во второй главе «Капитанской дочки» и обращены к одному человеку. Имя его ещё не названо, ещё и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Петра Гринёва, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Глава за главой будет строиться личность масштабная и противоречивая.
Тема сегодняшнего урока «Образ Емельяна Пугачева. Историческая правда и художественный вымысел».
Какие цели мы поставим перед собой?
В исследовании образа Пугачёва мы пойдём путём Пушкина. А как он работал над этим образом?
Конечно, он изучал документы.
II. Изучение нового материала.
Вот и мы начнём с исторического материала. Каждая из групп сейчас изучит один из исторических материалов. Свои выводы о характере Пугачёва, а может быть и о соответствии исторического образа литературному сообщите через семь минут.
Групповая работа. Изучение документальных источников.
Выступление обучающихся. Выводы.
Работа по группам (10 минут):
Литературоведы – изучают приёмы создания образа Пугачёва, развитие его в романе.
Лингвисты – анализируют речевую характеристику Пугачёва; работают со словарными статьями.
Искусствоведы изучают портреты Пугачёва, делают выводы.
Практики работают с текстом произведения.
Аналитики обобщают всё сказанное нами сегодня, готовят выводы урока.
Представление результатов работы по группам:
Итак, первая встреча с Пугачёвым (пересказ сцены метели).
Работа с понятием «художественный образ» - образ метели.
Найдите обращение Гринева к вожатому, когда он вошелв горницу, прочитайте их диалог:
«— Где же вожатый? — спросил я у Савельича.
—Здесь, ваше благородие, — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза.
—Что, брат, прозяб?
—Как не прозябнуть в одном худеньком армяке!» и т.д.
Чем необычно такое обращение? (Нарушены социальные условности: дворянин в босяке, мужике увидел брата.)
Роль сна в раскрытии идеи.
К этому сну мы будем обращаться неоднократно, т.к. он пророческий.
Как характеризует Пугачёва «воровской разговор»? – выступление лингвистов.
Как в речи вожатого отражается веселая удаль? (Рифмованный строй речи этого человека вызывает чувство легкости и лукавства, скрытой силы и талантливости.)
Как наутро благодарит Гринев спасителя? (Он хочет подарить ему полтину денег на водку, а затем, когда прижимистый Савельич, верный страж барского добра, возражает, приказывает отдать вожатому свой заячий тулуп.)
Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому. («Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!.. Ты видишь, что дитя несмыслит, а ты и рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому!»)
Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пьяницу. Савельич прав в том, что подарок бессмыслен (дело даже не в том, что тулуп дорог). «Ты же изволил подвезти его к постоялому двору!» Действительно, не только вожатый спас путников, но и они подвезли его, одиноко бредущего, плохо одетого, к умету. Да и не налезает юношеский тулуп на «окаянные плечища».
А как реагирует бродяга на «барский» подарок? («Его благородие мне жалует шубу с своего плеча...». Он кое-как умудрился и надел его (тулуп), распоров по швам. «...Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».)
Почему такие теплые слова говорит вожатый за не подходящий ему тулуп? (Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. И помогэтому, по контрасту, именно Савельич. Два отношения к человеку: для одного — «собака», «пьяница оголелый», для другого — «брат». «Две правды: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благодарности Гринева не просто благодарность.Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к его достоинству. А человеку холодно... И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунственно».)'
Что же такое милосердие? (Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, вызванная такими чувствами.)2
Чем можно ответить на милосердие? Чем его измерить? (Только милосердием же.)
Выступление искусствоведов.
Подведение итогов урока:
1. Пушкин не изменил исторической правде.
2. Характер Пугачева противоречивый.
3. В "Капитанской дочке" в Пугачеве-разбойнике "одолевает человек":
способен проявить милость и благодарность;
способен оценить честь и мужество противника.
4. В двух произведениях о Пугачеве решаются разные задачи.
5. В произведении "Капитанская дочка" поставлена проблема бунта и милосердия.