Воспитательная программа для начальной школы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Воспитательная программа
для 1 – 4 класса
«Первые ступеньки»
Составитель: Яковлева Оксана Леонидовна
Содержание
Пояснительная записка
Работа с классным коллективом по основным направлениям деятельности:
А) Здоровый образ жизни
Б) Самоуправление
В) Личность и творчество
Г) Социальное проектирование
3. Индивидуальная работа с одаренными детьми
4. Работа с родителями
5. Работа с учителями предметниками
6. Планирование урочной и внеурочной деятельности
7. Планируемый результат
8. Список литературы
Приложения

Пояснительная записка
Воспитание один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и т.д.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа- как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности – позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Убеждена, что, если ребенку добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда.
Важно, чтобы школа возродилась как психологически необходимый ребенку институт, став местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях. Интерес со стороны школы к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности ответов школы на основные, заложенные в каждом из нас с детства личные потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви, принадлежности к другим людям.
Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными , однако в конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики.

Базовые потребности человека:
-потребность в любви и в чувстве собственного достоинства;
-потребность ощущения значимости собственного Я;
Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний , опыта и умений решать жизненные проблемы.
Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями – это дом и школа.
Ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
-ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
-человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.
Это и есть дисциплина.
Ценность младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является сензитивным:
1)для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных процессов и интересов;
2) развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»,
3)развития индивидуальных особенностей и способностей;
4)развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
5) становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
6)усвоения социальных норм, нравственного развития.
7)развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Цель-формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.
Основные задачи воспитательной деятельности в начальной школе.
Работать над активизацией познавательных процессов, повышением учебной мотивации.
Продолжать работу над формированием ученического коллектива.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Повышать уверенность в своих силах.
Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Формировать коммуникативные навыки.
Работа с классным коллективом по основным направлениям деятельности:
А) Здоровый образ жизни
Наиболее эффективным путём формирования ценности здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Организация работы по формированию у обучающихсяэкологической культуры здорового и безопасного образа жизни
  Первый этап –  анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе по: ·  организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно- оздоровительной  работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;·  организация просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями);·  выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального  образования.  Второй этап – организация просветительской работы.     Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа  жизни, включает:·  внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа  жизни, которые реализовываются в урочной и внеурочной деятельности;·  лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;·  проведение дней здоровья, «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты для малышей» , Новогодний турнир по волейболу «Весёлый мяч» ,профилактика острых респираторных заболеваний. Грипп!!! ,соревнования в Книгу рекордов гимназистов ,Олимпийские игры и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Уроки физической культуры в  гимназии (3  часа в неделю)    Комплексная программа по физическому воспитанию состоит из следующих    разделов:— Легкая атлетика.— Гимнастика.— Спортивные игры.— Лыжная подготовка.— Теоретические сведения.Структура комплекса оздоровительных физкультурных мероприятий 
Оздоровительные физкультурные мероприятия применяемые
в ходе учебного процесса  в ходе внеклассной и внеурочной работы
 
 Физическое воспитание школьников     Вне уроков физкультуры:1) подвижные перемены;2) физкультминутки (энергизаторы):    — дыхательная гимнастика;  — локальная гимнастика для различных частей тела;  — элементы самомассажа;3) элементы валеологического образования в ходе уроков образовательного цикла.    Проведение:
1)дней Здоровья 1 раз в четверть,2) соревнования«Мама, папа, я  -спортивная семья»3) «Весёлые старты»     В кружках и секциях: пропаганда занятий физкультурой и спортом                                      
 
Б) Самоуправление
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводим классные собрания, которые были посвящены: выбору актива класса
Самоуправление – модель школьного государства
Возможность раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампании; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем гимназии предоставляется каждому в процессе гимназического соуправления.
Схема самоуправления класса
Губернатор

министрминистрминистрминистрминистр
финансовобразованиякультурыпечатиздравоохранения
Основные задачи:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
В области формирования социальной культуры:
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Деятельности младших школьников гимназии направлена в соответствии с программой «СМИД», которая раскрывает широкие возможности для получения качественных результатов в воспитании высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина своего Отечества. Для этого каждый год обучающиеся, педагогический коллектив и родители вместе отправляются в увлекательное путешествие по 6 направлениям: Я-гражданин России, Азбука мудрости, Секрет трудолюбия, Страна здоровья, Природа глазами души, Мир твоей души.
Одними из основных форм работы программы стали социально-значимые дела, полезные для детей, школы и окружающих.
• Я-гражданин России. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.• Азбука мудрости. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.• Секрет трудолюбия. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
• Страна здоровья. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
• Природа глазами души. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
• Мир твоей души. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Ежегодно в гимназии проводятся традиционные мероприятия, организованные органами самоуправления: инагурация президента, заседание парламента и министерств, выпуск газеты «ЛАД», День учителя, День самоуправления, благотворительная акция «Цветной мяч» для детей детского дома, рейд «Внешний вид»,рейд «Мои учебники», «Новогодняя сказка» для уч-ся нач. школы и для детского дома для дошкольников, акция «Покормите птиц зимой» 1-4 кл. ,«День Защитника Отечества».
В) Личность и творчество
Цель программы: обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка; создать такую развивающую среду в учебном процессе, в системе дополнительного образования, внеклассной работе, которая способствовала бы самоутверждению и профессиональному самоопределению личности в различных сферах деятельности: науке, культуре, искусстве, физической культуре и спорте.
Особенность программы заключается в том, что её содержание определяется ежегодно в ходе социологического опроса, и основными заказчиками являются дети и их родители
Управление воспитательной системой предполагает координацию деятельности всех социальных институтов, реализующих функцию воспитания учащихся. Такая координация должна быть направлена на интеграцию усилий в создании условий для формирования индивидуальности и развития личности каждого ребенка.
Задачи: сформировать:
• представления о душевной и физической красоте человека;
• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
• интерес к занятиям художественным творчеством;
• стремление к опрятному внешнему виду;
• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Формы и виды деятельности Содержание деятельности
Экскурсии в выставочный зал
Конкурс творческого мастерства «Минута славы»
Кружок «Рукоделие»
Масленица;
Святки
Выставки работ художественной школы, кружков дымковская игрушка, искусница, рукоделие
Классные часы по темам: «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
• ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
• обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве школы и дома, в природе в разное время суток и года,
в различную погоду;
• получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
• участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ,
включая посещение объектов художественной культуры;
• получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
Г) Социальное проектирование
Проектная деятельность – это активная познавательная деятельность, в которой участвуют обучающиеся начальной школы. В ходе работы над проектами дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Результатом проектной деятельности, является участие в муниципальном конкурсе «Умники и умницы», в зональной научно-практической конференции «За страницами учебников».
На ряду с индивидуальными проектами, обучающиеся Гимназии имеют возможность принять участие в социальных проектах: «Уроки вежливости» (выставки, рисунки, мероприятия, классные часы); проект «Уроки безопасности» выступление по классам агитационной бригады; работа в организации «Милосердие», оказание помощи нуждающимся ; сбор вещей и школьных принадлежностей для детей детского дома и др.
3. Индивидуальная работа с одаренными детьми
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка.)
2. Принцип максимального разнообразия представленных возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Отличительные особенности одаренных детей.
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
Работа с родителями
Принципы взаимной деятельности:
-обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
-доброжелательность и дипломатичность в обращении с родителями;
-позиция сотрудничества в отношении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Формы работы
Изучение условий семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», педагогические мастерские, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе.
Родительские собрания. Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности.
Совместная деятельность родителей и учащихся.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Тематика родительских собраний.
1 класс
Знакомство с родителями учеников-первоклассников.
Трудности адаптации первоклассников в школе.
Телевизор в жизни семьи и первоклассника.
Итоги прошедшего учебного года - «Перелистывая страницы»
2 класс
Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
Наказание и поощрение в семье.
Итоги прошедшего учебного года.
3 класс
Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
Воображение и его роль в жизни ребенка.
Итоги прошедшего учебного года - музыкальный праздник «Мы и наши таланты»
4 класс
Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
Учебные способности ребенка.
Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
Итоги четырех лет обучения.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Формы работы Содержание деятельности
Лекторий для родителей «Ребенок и его проблемы» педагогическое внимание, уважение и требовательность
к родителям (законным представителям);
Родительские собрания содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей
Семейная гостиная опора на положительный опыт семейного воспитания
Вечер вопросов и ответов педагогическое просвещение с педагогическим самообразованием родителей
Работа с учителями предметниками строится по следующим направлениям:
-изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
-изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
-выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
--помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
6. Планирование урочной и внеурочной деятельности
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного эмоционально окрашенного отношениям к произведениям искусства.
Подготовка досуговых мероприятий позволяет развить инициативу и творчество учащихся, формировать организаторские и самоуправленческие навыки.
Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
Выбор кружков, клубов, секций.
Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям, снисходительным к неудачам.
Защита авторских проектов.
Обучающиеся Гимназии начальной школы имеют возможность посещать кружки по различным направлениям: «Дымковская игрушка», «Академия юных художников», «Народоведение», «Культура здоровья», «Белая ладья» и др.
Планируемый результат
Критерии эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации предлагаемых в данной программе целей и задач будет проводиться на основе анализа:
- уровня воспитанности младших школьников по методике Н.П.Капустина;
- уровня сформированности классного коллектива «Наши отношения»;
- уровня творческой активности обучающихся по методике М.И.Рожкова.
Прогнозируемый результат:
-повышение уровня ученической мотивации;
-формирование ученического коллектива;
-повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- проявление творческого потенциала детей;
- формирование коммуникативных навыков.
- овладение объективными, соответствующими возрасту знаниями о здоровом образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам .Список литературы
1.Справочник заместителя директора школы. Учебная и научно-методическая работа, № 8/август/2010.
2. Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение. 1988.
3. Классные часы с психологом. 1 – 4 классы /авт. – сост.: Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
4.О.В.Хухлаева. Работа психолога с родителями: концепция и технологии. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
5. Н.И.Слободян, О.А.Больбат. Активные формы работы с родителями. Иркутск, 2007.