воспитательная система современной школы


 
 Субъекты воспитательной системы: учащиеся, родители, педагогический коллектив.
Важнейшие принципы жизнедеятельности:
1. Гуманизация обучения и воспитания.
2. Гуманизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса.
3.Личностно ориентированный подход к воспитанию.
Основные направления деятельности:
- создание и объединение детей в творческие коллективы;
- изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;
- классные и общешкольные мероприятия;
- изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов.
 Основные направления развития воспитания:
1.Перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение в традиционные предметы человеческого материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
2. Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через дидактические и ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе, создание условий для получения знаний и умений сверх школьных программ.
3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
4. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, способного самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
5. Эстетизация  школьной жизни. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности.
6. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.
7. Воспитание детей в духе свободы, демократии, личного достоинства. С этой целью способствовать развитию школьного самоуправления, сообществ по интересам.
8. Формирование и укрепление школьных традиций.
9. Укрепление сотрудничества детей и взрослых.
10.Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.
11. Создание условий для повышения квалификации учителя, его профессионального роста.
В школе разработана модель воспитательной системы (приложение 1). Воспитательная работа ведется по следующим направлениям (приложение 2). Также ведется внеклассная и внешкольная работа по предметам (предметные викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели, спортивные соревнования, секции). Развитие ученического самоуправления («Жас Кыран», «Жас Улан», выпуск школьной газеты) , создание и соблюдение школьных традиций, совместное проведение досуга детей и родителей («Огоньки», походы, вечера, конкурсы, поездки, походы).
 Особенности воспитательного процесса:
Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных "пространств", каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в  рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:
-   корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;
-   изменение форм и методов учебной работы, преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;
-  ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях как "человек" , "красота", "добро", "истина", "культура", "труд", "Отечество", "мир", которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, образуют основу воспитания;
-  создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.
 Проблемы воспитания:
На состояние воспитанности учащихся и выпускников школ оказывает огромное влияние вся социокультурная ситуация в обществе. Она и поражает первую (внешнюю) группу проблем:
Вторую группу составляют проблемы воспитания, порожденные внутренними причинами системы образования. Это:
- недостаточное владение педагогами воспитательными технологиями;
- низкая эффективность воспитывающего потенциала детских организаций.
Чтобы вывести  систему воспитания в школе на качественно новый уровень, необходимо:
1.     Более рациональное использование имеющегося потенциала; повышение профессиональной компетентности воспитателей.
2.     Освоение новых технологий, как в самом воспитательном процессе, так и в управлении им.
3.     Чтобы оказать значимое влияние на результирующую линию развития подрастающего поколения, в масштабах школы, педагогам необходимо обеспечить консолидацию усилий в меняющихся социальных условиях:
- педагогов, осуществляющих процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;
- родительской общественности, которые являются основными пользователями образовательных услуг;
- представителей всех отраслей социокультурной сферы (медицины, культуры, органов внутренних дел, социальной защиты, науки), формирующих культурное пространство школы.
Таким образом, основной путь улучшения состояния дел в воспитании идет через включение в воспитательную деятельность всех работников социокультурной сферы и создание в перспективе единого воспитательного пространства.
 Научно-методическое сопровождение воспитательной системы
Сегодня,  в условиях  модернизации системы образования, предъявляются требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи:
- диагностировать уровень развития обучающихся, выстраивать на основе полученных данных технологические, реально достижимые цели и задачи педагогической деятельности;
- творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные технологии, методические приемы;
- отбирать целесообразные содержания, способы и средства с учетом зоны ближайшего развития изменяемых познавательных и социальных характеристик учащихся;
- сотрудничать с родителями, общественностью.
В настоящее время востребован не воспитатель или предметник - урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог.
Методическое руководство, обеспечение и помощь при организации общешкольных и классных дел осуществляет методическое объединение классных  руководителей. При проведении массовых мероприятий координируются усилия классных руководителей на этапах подготовки и анализа: в ходе обсуждения уточняются детали, вырабатывается общая стратегия, благодаря чему в ходе реализации замысла к минимуму сводятся недовольства отдельных педагогов – каждый считает решение своим, а не навязанным свыше; разрабатываются и предлагаются анкеты педагогам и учащимся для подведения итогов. В ходе рефлексивного обсуждения определяются причины просчетов, вырабатываются рекомендации, позволяющие учесть их и избежать при планировании внеурочной деятельности в будущем.
 Профилактическая воспитательная работа
Дети в школу приходят разные и из разных семей. Мы не делим их на категории, школьные дела – они для всех. И все-таки есть ребята, требующие к себе более внимательного отношения. Основной работой в этом направлении мы считаем профилактическую, в основе которой лежит комплексный подход, единство воспитательных воздействий:
- Выделяем группу «риска» (прогульщики, «переростки», дети с неразвитыми познавательными интересами, имеющие неблагополучное социальное окружение).
- Выясняем и изучаем причины  отклоняющегося  поведения, в том числе факторы, имеющие психологическую природу. Каждый педагог выявляет свой аспект трудновоспитуемости: классный руководитель – неблагоприятные условия жизни и личностные проблемы, учитель-предметник – уровень обученности, врач – особенности состояния здоровья и развития. Объединение усилий, совместное обсуждение на малых педагогических советах позволяют выработать обоснованную единую стратегию воспитания.
- Проводим индивидуальную и групповую работу, начиная с  младшего школьного возраста, психологическую коррекцию. При этом каждый  использует свои средства и реализует свои задачи: педагог задает систему общественных ценностей и нравственных идеалов, обеспечивает формирование соответствующих психологических механизмов по выбору правильных форм поведения трудного ребенка.
- Учитываем индивидуальные особенности. Опираемся на внеучебные интересы ребенка.
- Работаем с детским коллективом по созданию положительного общественного мнения, повышению статуса ребенка. Включаем его в различные классные и школьные дела.
Концепция воспитательной системы КГУ «Соколовская средняя школа»
Пояснительная записка
    Деятельность школы, состояние и уровень ее работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовных центров на селе.
Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обуславливающих специфику её функционирования и перспектив развития.
Преимущества осуществления педагогической деятельности характеризуются:
       достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.д.;
       близостью к природе, народным обычаям, традициям;
       силой общественного мнения, авторитетом педагогов на селе;
       оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни, проявления самостоятельности детей и решении хозяйственных и жизненных проблем.
Анализ состояния воспитательной работы позволяет сформулировать факторы, негативно влияющие на организацию воспитательного процесса в школе.
  К числу таких факторов относятся:
       Недостаточный жизненный уровень населения;
       снижение возможностей села в организации досуга населения;
       школа превратилась фактически в центр культурно-массовой работы не только с детьми и подростками, но и сельской молодёжью и взрослыми людьми.
Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка. Педколлектив школы работает над темой «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях перехода новой развивающей модели образования 12 – летней школы как обязательная профессиональная компетенция учителя новой формации» и воспитание играет важную роль в системе образования.
Целью школы является «Создание оптимальных условий для личностного и здоровьесберегающего развития учащихся». Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяют поставить в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализовать ее природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
 Концептуальные подходы воспитательной системы
Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.
Позволяет нам более целенаправленно и эффективно проектировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретную воспитательную деятельность, направленную на развитие индивидуальности как отдельного ребенка, так и школьного сообщества в целом в форме диалога и творчески как для педагога, так и для ученика – деятельностный подход.
Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).
Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы школы является укрепление школьных традиций. Системно-деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в сельских, районных и региональных мероприятиях.
Средовый подход в воспитательной деятельности заключается в организации взаимодействия школы со средой, использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка.
 Цель воспитательной работы школы
Воспитание образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях
Задачи воспитательной работы школы
1.     Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры со знанием истории своего народа.
2.     Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему  краю.
3.     Рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.
4.     Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
5.     Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование сознательного отношения к своему здоровью.
6.     Использование всевозможных средств воспитания общей культуры учащихся, верности духовным традициям Казахстана, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей национальной культуры.
7.     Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися и с их семьями. Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения образовательных проблем.
Конечной целью всей работы школы является воспитание человека, востребованного современным обществом, черты которого отражает идеальная модель выпускника основной школы, разработанная коллективом школы.
  Модель выпускника школы
  Ценностный потенциал:
       уважение и защита прав человека и его основных свобод;
       признание свободы мысли, совести;
       осмысление понятий: честь, совесть, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, Отечество;
       восприятие человеческой жизни как главной ценности;
       социальная активность;
       стремление к здоровому образу жизни.
 
Коммуникативный потенциал:
       умение устанавливать коммуникативные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении;
       умение решать конфликты ненасильственным путем;
       умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;
       умение использовать механизмы защиты прав человека.
Познавательный потенциал:
       знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам;
       навыки аналитического и критического мышления;
       способности к активной умственной деятельности.
 
Художественный потенциал:
       этическая и эстетическая культура;
       художественно-творческая активность на оптимальном для каждого ученика уровне.
Творческий потенциал:
       творческое мышление;
       способность к самоопределению и самореализации;
       разносторонние интересы.
 
Технологии реализации воспитательной системы
Для реализации и выполнения концептуального подхода предполагается использование следующих видов деятельности:
        Традиционные общешкольные мероприятия
        Школьное самоуправление
        Гражданско-патриотическая деятельность
        Духовно-нравственная деятельность
        Художественно-эстетическая деятельность
        Спортивно-оздоровительная деятельность
       Внеучебная воспитательная деятельность в классных коллективах
        Организация дополнительного образования
        Профориентационная деятельность
        Диагностика и мониторинг
        Организация взаимодействия семьи и школы
       Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
 
Воспитание понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию. Ребёнок рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом воспитательного и образовательного процесса, а само - воспитание переходит в вид духовных отношений. Так происходит взаимодействие растущего человека с постоянно совершенствующимся взрослым в ходе духовного, интеллектуального, психического развития и социально становления.
Взаимодействие  детей   и   взрослых реализуется через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение.
         Ученическое самоуправление в этой системе позволяет успешно решать такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности ученика, демократизация школьной жизни, то есть вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и родителей.
         Самоуправление – это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни.
Школьное самоуправление осуществляется через детскую организацию «Жас Улан» и ученический комитет.
Ученический комитет является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванного активно содействовать сплочению коллектива, как действенное средство нравственного воспитания личности, формированию у всех учащихся сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
  ДО «Жас Улан» осуществляет свою деятельность в соответствии таких законодательных актов «Конвенция ООН о правах ребенка», «Конституция РК.», Закон РК «Об образовании»
Республиканская детская юношеская организация «Жас Улан» создана в 2011 году является добровольным объединением классов, организована в целях создания условий для самовоспитания, самореализации личности ребёнка через активную творческую деятельность, для всестороннего развития и подготовки к общественной жизни. Деятельность ДО «Жас Улан» основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности. ДО «Жас Улан» имеет эмблему, галстук, гимн, устав.
Роль и место «Жас Улан» в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы. Актив ДО «Жас Улан» - союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "учитель-ученик", учебная деятельность.
Детская организация, как свидетельствует опыт последних лет, часто служит стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.
Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.
 
  Особенности управления воспитательной системой
Важнейшая задача управления – привлечение к управленческой деятельности возможно большего числа педагогов, учеников, родителей, общественности, стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.
Сложившаяся система управления воспитательной системой в нашей школе позволяет эффективно решать следующие задачи:
        целеполагание и прогнозирование результатов своей работы;
        оптимальная расстановка кадров;
        формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности;
        качественный внутришкольный контроль с целью корректировки воспитательного процесса;
        активное включение в воспитательный процесс на правах сотрудничества всех школьных структур и субъектов воспитательного процесса.
В школе сложился коллектив единомышленников, что позволило перевести школу в режим развития. Управление носит диалоговый характер, осуществляется на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.      
Основные принципы, на которых строится система управления воспитательной системой школы:
        принцип уважения и доверия;
        принцип сотрудничества;
        принцип индивидуального подхода;
        принцип коллективного принятия решений;
        принцип личностного стимулирования.
    Руководство осуществляют директор школы, педагогический совет.
Администрация в лице директора руководит учебно-воспитательным процессом. При этом главная роль администрации – координация. Именно администрация обеспечивает оптимальность учебного процесса, организует контроль за деятельностью педагогов. Только при условии, что все члены коллектива знают свои прав и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий.
 
Основные способы достижения целей воспитательной системы 
Воспитательная система школы включает 10 направлений деятельности:
№ Направления Мероприятие
1 Изучение личности учащихся
Изучение интересов и увлечений учащихся, взаимоотношений со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенностей характера, эмоционального состояния ребёнка. Диагностика
Анкетирование
Беседа
Наблюдение
Рефлексия
2 Учебно-познавательная
Развитие умственных и творческих способностей учащихся; реализация интересов и потребностей детей. Предметные недели
Олимпиады
Выпуск газет и плакатов
Интеллектуально - познавательные игры
Посещение библиотечных уроков
3 Духовно-нравственное
Развитие духовно-нравственных ценностей, формирование культуры поведения День знаний
День учителя
Новогодний огонёк
Масленица
День защитника Отечества
Международный женский день 8 марта
Мероприятия на оздоровительной площадке
Экскурсии, походы
4 Гражданско-патриотическое
Воспитание патриотических чувств, понимание смысла человеческого существования, формирование и осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны. Уроки Мужества
Встречи с ветеранами тыла, с воинами –афганцами
Помощь пожилым людям
Вахта памяти
День защитника Отечества
День Победы
Акция «Дари добро людям»
Изучение истории своей семьи, села, школы, государственных символов РК
Торжественные мероприятия у обелисков
Трудовые десанты, субботники по благоустройству обелиска погибшим воинам и обелиска воинам
5 Художественно-эстетическое
Развитие творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности. Выставка предметов быта, русского наряда, декоративно-прикладного творчества;
Участие в конкурсах рисунков, плакатов, публикаций
Выставки поделок
Беседы эстетической направленности
6 Спортивно-оздоровительная
Показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма; охрана жизни и здоровья учащихся. День здоровья
Спортивно-оздоровительные праздники для родителей и детей
Участие в соревнованиях различного спортивного уровня
Внутришкольные соревнования по лыжам, футболу, легкой атлетике
Весёлые старты
Здоровьесберегающие технологии
Пропаганда здорового образа жизни
Охрана жизни и здоровья учащихся
Мероприятия по правилам ДД
Медосмотр и наблюдения состояния здоровья учащихся фельдшером сельского ФАПа.
7 Трудовое
Приобщение к труду, развитие навыков в самообслуживании; воспитание целеустремленности в трудовых отношениях. Трудовой десант
Благоустройство пришкольной территории
Летняя трудовая практика учащихся
Изготовление кормушек для птиц
Работа на пришкольном участке
8 Профилактика правонарушений и экстремизма
Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности, профилактика и предупреждение участия детей в антисоциальной деятельности; воспитание толерантности и милосердия. Составление социальных паспортов
Работа Совета профилактики правонарушений
Выявление неблагополучных семей, «трудных подростков» и детей «группы риска»
Мероприятия тематической направленности
Профилактические беседы с учащимися
Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихся
Встреча с участковым инспектором
Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании
9 Детское самоуправление
Формирование опыта ответственности и самостоятельного принятия решений учащимися школы Ученический комитет
Работа министров
Рейды
Подготовка к мероприятиям
Выпуск школьной газеты
Принятие в организацию «Жас Улан», «Жас Кыран»
Работа по направлениям
10 Работа с родителями и общественностью
Включение в воспитательный процесс родителей и общественности Родительские собрания
Индивидуальные консультации
Профилактические беседы
 
Одним из важнейших направлений деятельности школы является гражданско-патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества.
В школе разработана программа для 1-4 кл «Школа этикета», 5-8 – «Патриотическая программа», 9- 11 кл – «Программа работы школы по профессиональному определению учащихся»
В школе проводятся единые тематические классные часы, Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании. Учащиеся приняли участие в районных конкурсах.
Уделяется большое внимание воспитательному потенциалу каждого урока с целью активизации познавательного интереса учащихся, воспитания. В школе традиционно проходят предметные недели, на которых дети раскрывают свой творческий потенциал. Предметные недели русского языка и литературы, математики, истории и других предметов проходят организованно. Предметные недели охватывают практически всех детей, которые принимают участие в разнообразных видах игр, интеллектуальных турнирах, олимпиадах и др.
Реализация творческих возможностей и способностей учащихся в рамках школы проходит при проведении традиционных праздников:
- Праздник 1 сентября – проходит традиционно во дворе школы и спортзале, где на торжественной линейке присутствуют учащиеся всех классов, родители, гости. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их творческих способностей.
- Праздник, посвященный Дню Учителя.
- Новогодний огонек – это, наверное, самый любимый праздник детей и взрослых. К нам приходит много гостей из села, дошкольники. Это позволяет сблизиться друг с другом и наладить дальнейшее сотрудничество.
- Фольклорный праздник Масленица - цель, которого заключается в развитии у школьников интереса к русским народным традициям, формировании уважительного отношения к фольклорному богатству.
- День здоровья. Цель проведения «Дня здоровья» снятие статической и психологической усталости, накопившейся за период учёбы, создание общественного мнения о значении здоровья в жизни современного человека; формирование осознанного отношения к сохранению собственного здоровья, пропаганда здорового образа жизни.
- Праздник Последнего звонка - яркое и значимое событие в жизни школы, праздник выпускников, на котором подводятся итоги школьной жизни, награждаются лучшие ученики.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе ведётся работа с родителями. Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты):
Тематика родительских собраний иногда предлагалась самими родителями: «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Наши трудные дети», «Вредным привычкам скажем «Нет»» на которых обсуждались:
-проблемы воспитания в семье трудного ребёнка и поиск их решения;
-пополнение знаний родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ, наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков;
-развитие самосознания родителей и педагогов, коррекция позиций педагогов по отношения к ученикам и родителям.
В школе проводятся мероприятия с участием родителей: День Здоровья, «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица». Такие мероприятия способствуют сплочению семей, укреплению взаимопонимания между родителями, детьми и школой.
Максимальное привлечение родителей к участию во всех сторонах жизни школы: от управления до организации системы дополнительного образования – требование настоящего времени.
Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:
o       анкетирование;
o       анкета «Изучение уровня воспитанности учащихся» Н.П. Капустина, М.И. Шиловой; (приложение)
o       анкета «Наши отношения» Л.М. Фридмана
o       тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой;
o       методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;
o       методика «Определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;
o       методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;
o       комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;
Классный руководитель, как и прежде, остается одной из ключевых фигур в школе, осуществляющей воспитание и развитие ребенка. Он изучает и анализирует его индивидуальные особенности, условия жизни, прогнозирует развитие коллектива, помогает учащимся в формировании их личностного самоопределения. Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.
В нашей школе классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересна как для младших, так и для старших учащихся. Проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители участвуют в работе как консультанты разновозрастного коллектива, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления.
 
Управление образовательным учреждением как воспитательной системой
Управление  воспитательной  системой – это особое управление, оно глубокое и многоаспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия.     Управление  воспитательной  системой школы осуществляется через структурные компоненты: совет школы, классы, кружки, детскую организацию «Жас Улан», ученический комитет, методическое объединение классных руководителей, родительский комитет.     Основными объектами, на которые направлена управленческая  деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда и родительская общественность.
 
Планирование процесса воспитания
Планирование в школе осуществляется на основе Типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения. программы с учётом традиционно сложившихся мероприятий, возможностей школьного коллектива. Вся деятельность планируется в соответствии с календарными датами и мероприятиями, проводимыми ежегодно в течение длительного периода. Кроме того, учитывается и тематика календарного года, по которому также планируется работа на год с оформлением материала в отчётную папку. Исходя из анализа итогов предшествующего года, определяются воспитательно-образовательные задачи для школы в целом и для каждой класса, требующие особого внимания педагогического коллектива. При этом учитываются опыт и квалификация преподавателей, особенности контингента детей.
План может корректироваться и дополняться в соответствии с мероприятиями, проводимыми в районе.
Классные руководители составляют план работы с коллективами в соответствии с общешкольным планом, интересами учащихся и возможностями педагога. В план включаются общешкольные мероприятия, традиционные дела класса, классные часы, коллективно-творческие дела.
Учащиеся заранее обдумывают, а затем предлагают интересующие темы, дела на четверть. Классный руководитель помогает определить вид деятельности, форму занятий, назначить ответственных, пригласить гостей и назначить сроки проведения классного мероприятия.
В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности образовательного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с классными руководителями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.
 
Организация работы педагогических кадров
Воспитательные функции призваны выполнять все педагогические работники. В школе налажено взаимодействие классных руководителей, учителей предметников, вожатой, библиотекаря. Эти связи необходимы при качественной подготовке и проведении мероприятий, выходящих за рамки классного дела, подготовке к конкурсам, проведении внеклассных мероприятий.
Все вопросы, связанные с осуществлением воспитательной работы выносятся на совещания при директоре и МО классных руководителей. На заседания МО выносятся выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым даются определённые рекомендации. Помимо выступлений проводится обзор новой методической литературы и достижений педагогической науки, решаются текущие вопросы. На заседании обсуждаются результаты посещения открытых внеклассных мероприятий.
Методическое объединение классных руководителей координирует методическую и организационную работу классных руководителей.
Меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализация ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Классный руководитель обязан постоянно совершенствовать свои умения, навыки, знания, владеть современными методами воспитания детей.
 
Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов
    Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определенном направлении. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.    
Ключевая роль в поддержке и усилении мотивации педагогов принадлежит руководителю учреждения, который, учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:
       Удовлетворение материальных потребностей педагогов (заработная плата, возможность приобретения научно-методической, учебной литературы);
       Поощрений в соответствии с результативностью труда;
       Применение стимулирующего характера контроля;
       Осознание своей позиции, значимости в результате обобщения педагогического опыта, проведение открытых внеурочных дел, участие в семинарах, педсоветах.
     Участие в районных конкурсах

Контроль процесса воспитания
Контроль в школе – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава школы и Программы развития школы.
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе тематического контроля, который направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон воспитательного процесса и выработку рекомендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в суть тех или иных сторон воспитательного процесса, изучить его, объективно оценить.
В начале учебного года составляется план – график внутришкольного контроля, который охватывает всех участников воспитательного процесса, в котором указывается объект контроля, тема контроля и цель. Составные части внутришкольного контроля – анализ воспитательного процесса и планирование.
В течение года два раза проверяются планы классных руководителей. На педсовете в августе подводятся итоги воспитательной работы за год в школе и на педсоветах по результатам каждой учебной четверти классные руководители делают анализ в каждом классе. Регулярно проверяется качество проведения классных часов, классных мероприятий путём их посещения.Итоги обсуждаются на МО классных руководителей, совещании при директоре. Наша концепция воспитания предполагает создание условий для развития личности ребёнка, т. е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельностТаким образом, наша школа – общеобразовательное
Ресурсы
1. Воспитательная система класса: Методическое пособие/Под ред. Е.Н. Степанова. Псков, 1998.
2. Воспитательная система сельской школы: Учебно-методическое пособие./Под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1997.
3. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.
4. Воспитательная система школы: проблемы управления. М. 1999.
5. Классный руководитель в воспитательной системе школы . "Классный руководитель"1997г. №2
6. Новые технологии воспитательного процесса. М. 1993.
7. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы. "Классный руководитель" 1997 № 2
8. Проблема моделирования воспитательной системы школы. "Классный руководитель"1998 г.№2
9. Современные воспитательные системы. "Классный руководитель" 1998 г. № 3
10. Создание и развитие воспитательных систем. "Классный руководитель" 2001 г. № 5, 6.
11. Справочник классного руководителя (5-9 классы)/ Под ре. И.С. Артюховой.–М.: ВАКО, 2006.
12. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2006.
Используемые ресурсы
1. Проект «Береги здоровье смолоду»
2. Проект «Праздник цветов»
3. Презентация «Правила в общественных местах»
4. Презентация «Истрия этикета»
5. Видеофильм «Я горжусь. Я помню»
6. Видеоролик «А мы все парни – необыкновенные…..»
7. Видеофильм «Воспоминание о войне…»
8. Презентация по профориентации
8. Проект «Наши профессии»
9. Система работы классного руководителя по профориентационной работы. Из опыта работы классного руководителя Иванченко Т.В.