Вклад С.Э. Дувана в развитие Евпатории
ВКЛАД С.Э.ДУВАНА В РАЗВИТИЕ ЕВПАТОРИИ
Афанасьева Евгения Сергеевна,
преподаватель общеобразовательных
и социально-гуманитарных дисциплин
Прибрежненского аграрного колледжа (филиала)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет имени В.И. Вернадского»
В данной работе описаны основные заслуги представителя караимского народа С.Э.Дувана в развитии города-курорта Евпатории.
Караимы, С.Э.Дуван, Евпатория, вклад в развитие.
In this paper we describe the basic services representative S.E.Duvana Karaite people in the development of the resort city of Evpatoriya.
The Karaites, S. E. Duvan, Evpatoria, contribution to the development of the city
Судьба народа в его лучших представителях. Чем больше их вклад в многонациональную культуру страны, тем дольше живет народ, даже такой малочисленный как крымские караимы.
В середине 19 века центр духовной жизни караимов переместился в Евпаторию, где находились: соборный храм – кенаса, резиденция Гахана, национальная библиотека, было открыто Александровское духовное караимское училище.
Среди выдающихся караимов надо назвать имя Семена Эзровича Дувана, одного из ярких представителей городского самоуправления Таврической губернии. С его именем связан период коренных преобразований Евпатории в начале XX столетия. За небольшой промежуток времени Евпатория из провинциального городка превратилась в настоящий цивилизованный курорт, и зримо обозначились перспективы ее дальнейшего рекреационного развития.
По его настоянию в городе было организовано строительство театра. Построенный на пустыре он вскоре стал центром нового района, а в наши дни и всей Евпатории.
Дуван уделял большое внимание вопросам образования. По отношению числа учебных заведений к количеству населения Евпатория занимала среди русских городов одной из первых мест. При его поддержке была построена библиотека имени Александра II.
Удивительно актуальны и современны многие мысли Дувана: «Курортные места поистине должны считаться достоянием всего государства, а не кучки жителей маленького городка, и заботы о развитии таких местностей должно, безусловно, нести все население государства, которое им пользуются».
Не случайно в 1915г. Всероссийский съезд по улучшению отечественных лечебных местностей утвердил за Евпаторией статус курорта общегосударственного значения. В 1899 году С.Э.Дуван добился в Санкт-Петербурге выделения 250 тысяч рублей, благодаря чему было замощено две трети городских улиц.
Э.С. Дуван оставил о себе добрую память среди современников широкой благотворительностью, сумма которой составила 150 тысяч рублей. Он выделял средства на строительство мужской и женской гимназии, на Свято-Николаевский православный собор.
Особого внимания заслуживает вопрос взаимоотношений Дувана с царской семьей. 16 мая 1916 года Николай II с семейством посетил достопримечательности Евпатории: Свято-Николаевский собор, ханскую мечеть, караимскую кенасу. В знак благодарности государь подарил городскому голове золотой портсигар с бриллиантовым гербом. Соответствующая запись появилась в личном дневнике царя: «В 7 часов утра прибыли в Евпаторию. Посетил собор, мечеть, караимскую кенасу, которую также посетил Александр Павлович в 1825г. Город производит очень приятное впечатление и надо надеяться, разовьется в большое и благоустроенное лечебное место».
В память о поездке в Евпаторию в семейных альбомах Романовых появилась серия любительских фотографий, где запечатлены царствующие особы на даче Дувана. Так случилось, что именно Евпатория оказалась последним местом в Крыму, по которому ступала нога императора перед тем, как расстаться с любимым полуостровом навсегда.
Февральская революция, падение монархии в России стало глубоким потрясением для С.Э. Дувана и он вынужден был покинуть страну. Вторую половину жизни Дуван провел во Франции, но его душа и сердце навсегда остались в Евпатории. Даже находясь далеко от родной земли, он не переставал думать о евпаторийцах. В голодный 1921 год семья Дувана снарядили на родину за свой счет целое судно с продовольствием, чем спасли не одну жизнь, при этом сами остались без средств к существованию.
В своем завещании, составленном в 1950 году, Дуван просил наследников перенести его останки в Евпаторию и похоронить рядом с отцом.
Около 80 лет Евпатория, сама того не подозревая, развивалась в рамках перспективы, которую в свое время наметил С.Э.Дуван. Все, что он делал, преследовало не узко национальные интересы, а было рассчитано на все население города, без различия вероисповедания и национальности. В этом – одна из самых удивительных черт маленького караимского народа.