Урок русской словесности на тему :А.С.Пушкин.Сказка о попе и работнике его балде


Урок русской словесности в 5 «Б» классе
Технология БиСКарта :Устный урок 1
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».
Поэтическое мастерство Пушкина: стихотворная форма, соединение фольклорных жанров: сказки, песни, пословицы.
(2-й урок)
Цель: Раскрыть поэтическое мастерство А.С.Пушкина.
Задачи: 1Обобщить знания учащихся о сказке А.С .Пушкина; учить выделять главное, значимое; учить анализировать поступки героев.
2.Развивать речь, память, мышление.
3.Воспитывать интерес к чтению художественной литературы; положитель-ное отношение к щедрости и негативное - к жадности.
Навыки:
1Работа с текстом.
2.Применение теоретических знаний на практике.
3.Самоконтроль и взаимоконтроль.
Оборудование: матрица, опорные слова, иллюстрации к произведению, дерево желаний, тексты сказки, диск с записью сказки.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация. Объяснение порядка работы по карте. Слово лидеру.
-Сегодня мы окажемся в Тренажёрном зале. Разделимся на 2 команды: учитель-ученик.
-А что будем тренировать? (мозг)
-Готовы на тренировку мозга?
-Будем активно работать. Слово предоставляется лидерам команд. Пожелайте своей команде что-то хорошее.
2)Активизация субъектного опыта учащихся. Перекрёстный опрос по теме предыдущего урока.
1.Какие бывают сказки?(народные и авторские)
2.На какие 3 группы делятся сказки?(волшебные бытовые , о животных).
3.Назовите малые жанры фольклора.(пословицы, поговорки, песни сказки, загадки).
3.К какому виду сказок можно отнести «Сказку о попе…»?(авторская, быто-вая)
4.Назовите главных героев сказки?
5.Жил-был поп…
5.Куда пошёл поп и зачем?
6.Кто попался ему навстречу?
7.Куда идёт Балда?
8.Что спросил Балда у попа?
9.Что ответил поп?
10. Согласился ли Балда пойти на работу к попу? Какую плату за работу попросил Балда?
11.Почему призадумался поп и на что он понадеялся?
12.Как живёт балда в поповом доме?
13.Как работает Балда у попа и какую работу выполняет?
14.Что можно сказать об отношении членов семьи попа( попадьи, поповны, попёнка) к Балде?
13.Почему поп один не любит Балду и почему у него трещит заранее лоб, о чём он думает?
14.Кому признаётся поп в том, что же остаётся ему делать?
15.Какой совет даёт попу жена?
16.Какими предстали пред нами поп и Балда? Какие люди скрываются под маской попа и Балды?
17. При жизни Пушкина сказка не была напечатана.Как вы думаете , почему? -История создания сказки.
«Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С.Пушкиным в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском.
При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А.Жуковским через 50 лет. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму».
Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом.
3)Организация восприятия Первая критическая точка. Краткое введение в новую тему.
Сказка –ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок. Сегодня мы должны выяснить, какой урок хотел дать Пушкин, читателям, а также увидеть поэти-
ческое мастерство автора, проследить настроение автора и героев.
-Запишите тему урока.
Опорные слова , чтение объяснение лексического значения. (1 минута)
7 слов-30 секунд.
1.Веселее
2.Оброк (денежный налог)
3.Недоимки(неуплата)
4.Черти
5.Море
6.Бесёнок
7.Верёвка
8.Зайки
9.Палка
10.Кобыла
11.Собрали
12.Лоб
13.Щелчок
14.Не гонялся
Запоминание слов. Обмен тетрадями .Подсчет слов. Подведение итога
12-14 слов- «5», 8-11 слов- «4» , 3-7 слов- «3»
4)Организация осмысления. Прослушивание текста. 3 мин. На лист.
-Опрос будет проведён с целью проверки их знания прочитанного материала.
5)Перекрёстный опрос.
1.Почему на сердце у попа стало веселее после того ,как попадья подска-зала попу дать задание Балде и как поп стал чувствовать скбя?
2.Что говорит поп об оброке чертям?
3.Куда отправился Балда и что начал делать?
4.Кто вылез из моря и что он спросил у Балды?
6.Что ответил Балда?
7 Кого подослал Бес?
8.Какое первое условие поставил бесёнок?
9.Как справился с условием Балда?
10.Какое второе условие было поставлено Балде.(Кто дальше кинет палку).
11.Что выдвинул в 3-ем условии сам Балда и кто в нём победил?
12 Чего испугались черти? Собрали ли они оброк?
13.Вы полнил ли задание Балда?
14.Как Балда расплатился с попом?
15.Назовите свой и сказочный мир в сказке.
6)Организация первичного закрепления. Критический опрос.
-Исправь ошибку.
1. “Вынырнул подосланный поросенок,(бесёнок)Замяукал он, как голодный котенок…”
2. “Пошел Балда в ближний ларек, (лесок)Купил двух зайков да в мешок.К пруду опять он приходит, У пруда бесенка находит.”3. “…Раз, два, три! Догоняй-ка.Пустились бесенок и зайка:Бесенок по дну морскому,
А зайка в лесок к знакомым…”(да до дому)
4. “Вылез бесенок: “Хватит, мужичок,Вышлем тебе весь оброк-Только слушай. Видишь ты палку эту?Выбери себе любую монету.”(мету)
5. “Кто выше палку бросит,Тот пускай и оброк уносит.Что ж? Боишься испачкать ручки?Чего ты ждешь? – Да жду вон этой кучки…”(тучки)
6. «Видишь, там сивая корова?(кобыла)
Корову подыми-тка ты ,Да неси её полверсты.»7. «Испугался бесёнок и к бабе, (деду)
Пошёл рассказывать об ограде».(о победе)
8. «Идёт Балда, покрякивает,
«А поп, завидя Балду, радуется».(вскакивает)
9.С первого щелка прыгнул поп до петуха.(потолка)
10.Со второго щелка
Лишился поп речи .(языка)
11.С третьего щелка
Вышибло колено у старика.(ум)
12.А Балда приговаривает с укоризной:
«Не гонялся бы ты поп за дороговизной.(дешевизной)
Пословицы
13.Ест за четверых, работает за двоих.(семерых)
14.Думу решать.(думать)
15.Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости важен. (повадлив)
16.Понадеялся на русское слово( на русский авось).
17.Попляши-ка ты под нашу гитару (балалайку).
7.Анализ (5 минут)
ТСЗ(тематический словарный запас)
-Написать сочинение «Ум и изобретательность Балды в состязаниях с бесёнком»
Рефлексия.(Письмо на стикерах)
- Чему учит сказка?
Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" обычно завершается поражением. За все надо платить сполна. Этому учит нас сказка «О попе и работнике его Балде».
В сказках добро всегда побеждает зло. А ведь так и должно быть, правда?
Они учат нас не быть жадными и лживыми, понимать чужую беду, помогать слабым.- А сейчас я предлагаю вам собрать оброк. У каждого из вас на парте лежит золотая монета, если на уроке вам было интересно, со всеми заданиями вы справились отдайте монету Балде. Если нет – попу.13. Оценка работы учеников на уроке
4-5 отметок- 5 баллов
3 отметки-4 балла
2 отметки-3 балла
1 отметка-2 балла14. Домашнее заданиеСоставить кроссворд по сказке.- А закончить наш урок я хочу стихами
Если очень захотеть,В сказке можно очутится.У героев старых сказокМожем мы всю жизнь учиться:Как прекрасно добрым быть,Как со злом бороться надо,Как в житейском море плыть,Чтоб в конце ждала награда!Читайте Пушкина, друзья!Читайте сказки!И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!Читайте Пушкина всегда, –Вот вам подсказка,И пронесете сквозь года вы радость сказки!