Выступление на педсовете по теме: Формирование эстетического вкуса как одно из требований воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Оренбургской области Первомайского района
.Выступление на педсовете:
«Формирование эстетического вкуса как одно из требований воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО»
Кузнецовой Людмилы Алексеевны,
учителя первой квалификационной категории
2016-2017 учебный год
Невозможно представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, также как и невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов. В последние годы в образовательных учреждениях возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру,- отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, Д.Б. Кабалевский, В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский),- особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. В условиях общеобразовательных учреждений эстетическое воспитание осуществляется как в процессе учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Большое значение в эстетическом воспитании имеет литература, искусство, народное творчество. Народное искусство с его яркой образностью, выразительностью, создаёт для этого благоприятную почву. Детям необходимо знать истоки национальной культуры и искусства. Проблемы эстетического воспитания широко рассматриваются в современной педагогической, методической литературе. Мы знаем, что появились программы, нацеленные на приобщение детей к народным традициям, народной культуре «Знакомство детей с русским народным творчеством» (авторы составители Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и д.р.). Ведь - народное искусство, которое во всей полноте и красоте раскрывается в народных праздниках - это незаменимый источник прекрасного, который оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Участие детей в подготовке и проведении народных праздников способствует формированию эмоциональных представлений, мотивации к познанию, даёт исключительные возможности для свободного раскрытия личности, проявления творческой инициативы, приобщения к богатейшим ценностям народного искусства. Процесс эстетического воспитания должен начинаться как можно раньше, чтобы дать ребёнку возможность впитать культуру своего народа через русские народные песни, игры, загадки, танцы- всё то, что включает в себя русские народные праздники, только в этом случае народное искусство оставит в его душе глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности представляет одну из главных задач современного общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, у ребёнка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.Категория эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений". Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с подлинным искусством". Но нам более импонирует определение данное А.К. Дремовым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства". "Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека". В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии. Вкус - категория относительная, то есть человек не может остановиться в развитии вкуса, поэтому формирование эстетического вкуса рассматриваем в образовательном процесс начальной школы, а затем в основной. Таким образом, мы задаем возможность преемствования и стимул к развитию эстетического вкуса. А сам эстетический вкус вначале - чувственное суждение (мне нравится), затем - рациональное (объясняет, что и почему именно нравится), а вершина - это целостность, способность получать наслаждение, пищу для интеллекта. Все это вместе - то, к чему ведем ребенка, как к целостности восприятия произведения искусства. Формирование эстетического вкуса мы рассматриваем как процесс не сиюминутный, а длительный по времени его формирования. Так Скатерщиков В.К. пишет о том, что задача формирования высоких эстетических вкусов выступает как одна из важнейших задач воспитания личности в нашем обществе. Действительно, эстетические взгляды человека, его художественный вкус относится к числу наиболее сокровенных, составляющих внутренний мир личности. Необходимо отметить, что учет особенностей восприятия окружающего мира определяет специфику деятельности детей. Это создает условия для творчества, освоения разнообразной тематики гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, а также для процесса создания особой художественной среды, атмосферы свободной, раскрепощенной фантазии, заинтересованности, чувства изумления перед маленьким, но открытием.В чувствах проявляется личность, ее социальные установки и интересы, потребности и вкусы. Выдающийся русский педагог и психолог К.Д. Ушинский писал: "Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя" По мнению психолога Якобсона П.М. развитие чувств для ребенка являются важным, потому что они способны в известной мере изменить его духовный облик, повлиять на формирование его личности. Тогда, подтверждая жизненной практикой, мы можем отметить, что вкусам и чувствам некоторых детей, не получивших своевременного эстетического воспитания, присущи такие, например, отрицательные черты, как грубость, вульгарность, вкусовая несамостоятельность, отсутствие чувства меры, недостаток эмоциональной чуткости и гибкости. И нужно заметить, что меняют внутренний мир ребенка лишь такие чувства, которые, во-первых, его глубоко затронули, во-вторых, вызвали у него определенные положительные действия и поступки. Чувство, присущее любому человеку дано от рождения, оно - не только непосредственное, но порой и безотчетное переживание воспринимаемого. По своему характеру оно менее устойчивое, чем вкус, относительно быстро приходящее, не всегда оценочное и глубокое. "Эстетический же вкус формируется на основе уже имеющихся чувств, осмыслен по своей природе". Во вкусе яснее выявляются индивидуальные эстетические способности. Вкус - явление более постоянное и глубокое. В эстетическом вкусе сильнее и определеннее проявляется интеллектуальное, сознательное начало. Эстетический вкус есть определенное отношение к миру, к людям и разнообразным явлениям. Обладая исключительно духовной, эмоционально -интеллектуальной природой, эстетический вкус даже отдельной личности проявляется фактически к неограниченному кругу явлений жизни. Вот почему степень и направленность (тенденция) эстетического вкуса всегда свидетельствуют о духовном богатстве или бедности данной личности. Следовательно, хорошо развитый эстетический вкус действует как весьма важное условие верного восприятия прекрасного и безобразного. В.Г. Белинский пишет, что эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемое изучением и развитием. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что эстетическое воспитание- это целенаправленное воздействие на формирование эстетических вкусов и идеалов школьников, на формирование способности восприятия искусства, на развитие способности к самостоятельному творчеству эстетических, художественных качеств ребёнка и созданию прекрасного. В жизни учащихся свободное время занимает значительное место. Внеклассная работа служит необходимым дополнением к учебным занятиям. Она имеет большое воспитательное и образовательное значение, способствует развитию самостоятельности учащихся, раскрытию и всестороннему развитию индивидуальных особенностей каждого ученика, представляет собой совокупность различных видов деятельности, которые обогащают личный опыт ребёнка, знания о разнообразной человеческой деятельности. Ребёнок приобретает необходимые умения и навыки. В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах. Причем каждый вид внеучебной деятельности – познавательной, спортивной, трудовой, игровой, творческой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённым аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Организуя внеклассную работу необходимо помнить, что широкое использование различных методов должно способствовать развитию творческих способностей и заинтересованности школьников. Педагог-организатор внеклассной деятельности содействует развитию личности учащихся и создаёт условия для занятий творческой деятельностью; привлекает к воспитательной работе с учащимися учреждения культуры и спорта, общественные организации. Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формированию принимаемой обществом системы ценностей. Ребёнок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать её. В последние годы из форм внеклассной воспитательной работы нашли широкое развитие разнообразные секции, клубы, кружки, самодеятельные коллективы, участие в которых является для детей одним из деятельных способов отражения мира, предоставляет условия для самовыражения личности. Внеклассная работа интенсивно расширяет опыт жизненных и творческих отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства. Организуя внеклассную работу, организатор воспитательной деятельности получает возможность практически управлять развитием интереса детей путём специального подбора содержания произведений искусства. «Юным дарованиям всегда открыта дорога»
Природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания.
Каждый ребенок начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста с упоением рисует. Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует. Дети рисуют все что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верным рисованию остаются лишь единицы.
Задача по воспитанию всесторонние развитой личности, в том числе с помощью искусства - вечная. Вследствие кризисного состояния современного общества целесообразно я делаю упор на нетрадиционные виды искусств.
Сейчас создаются новые учебные программы по изобразительному искусству, музыке, литературе, появляются новые учебные пособия для учащихся и методические пособия для учителей. Программа по изобразительному искусству для 1 -4 классов начальной общеобразовательной школы с русским языком обучения отличается направленностью на интенсивное развитие творческого воображения, фантазии, эстетического восприятия, на обогащение зрительских образов, развитие чувственности к форме, цвету, пространству.
При решении задач, изложенных в программе, я на уроках изобразительного искусства часто использую нетрадиционную технику рисования, которая эффектно воздействует на развитие творческого воображения и фантазии ребёнка.
Нетрадиционная техника рисовании - явление новое в изобразительном искусстве, а следовательно, ещё не получившее своё распространение в школе. Поэтому я, как учитель начальных классов, использую эту технику во внеклассной работе по изобразительному искусству. Её практическая значимость заключается в том, что предложенная нетрадиционная техника рисования легко применима как на уроках изобразительного искусства, так и во внеклассной работе. Она не требует больших затрат, так как для её выполнения необходимы подручные средства (такие как: свеча, мыло, спички, марганец, тополиный пух). А самое главное существует необходимость применение этой техники в условиях современного кризиса, так как она является тем новым, что строится на базе традиционного искусства, и, таким образом движет его развитие вперёд. Новизна работы заключается в систематизации имеющегося опыта, внедрения нетрадиционных техник рисования в учебный процесс.
Исходя из вышесказанного, цель работы: доказать необходимость и преимущества использования нетрадиционной техники рисования для развития личности младшего школьника.
Поэтому мною была выдвинута следующая гипотеза: творческое воображение младшего школьника будет развиваться эффективнее, если в уроки избирательного искусства я буду включать нетрадиционную технику рисования.
В изобразительном искусстве всегда было много направлений в живописи, разного рода течений, вносились новые, которые вносили и новую технику исполнения работы, т.к. пуантилизм, абстрагирование, авангардизм, гиперреализм и др. Художника зачастую сравнивают с ребенком и это не спроста. Ведь дети младшего возраста с легкостью, с огромной фантазией непринужденностью иногда сами придумывают все новые методы и приемы, которые помогают видеть мир их глазами.
В настоящее время большое внимание уделяется как нестандартным приемам, так и новым технологиям.
Я уделяю много внимания, как в урочное время, так и во внеурочное время работе с детьми, которые одарены творчески, т.е. у них развито чувство художественной пластики, эстетический вкус, который я всячески поощряю и развиваю.
Так, работы моих детей ежегодно предоставлялись на районном фестивале «Обильный край благословенный…», каждый год нас поощряют грамотами за участие, а также есть и индивидуальные грамоты учащимся. К каждому мероприятию мы организуем выставки декоративно – прикладного творчества из рисунков и поделок: «Здравствуй, лето!», «Краски осени», «Моя мама лучшая на свете», «Зимние забавы», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек», «Моя малая Родина», «Весенняя капель», «Война глазами детей» и др. Участвуют в акциях «Оренбургский пуховый платок», «Безопасность на дороге», «Нет терроризму!», «Мы за здоровый образ жизни». Следует отметить, что одним из факторов, влияющих на развитие творческого воображения, является техника рисования, в данном случае, нетрадиционная. Ею можно пользоваться не только с отдельными учащимися, но всем классом. Я использую нетрадиционные технические приёмы рисования в своей практике для развития у учащихся воображения, творческой активности, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребёнка.
Я считаю, что ребенок рисует – значит, он самостоятельно мыслит. Рисование – первая возможность реализовать свои замыслы и возможности. Детство замечательно тем, что имеет свои, одному ему принадлежащие сокровища. Настоящие богатства, которые, как известно, не надоедают и не стареют. Чтобы выразить свои мысли и чувства на помощь приходит рисунок. Всегда интересно наблюдать, как рисуют дети. Взрослым недоступны детская наивность и раскованность. Благодаря им маленький художник способен сотворить невероятное.
На своих уроках я применяю около 10 техник, среди которых: монотипия, граттаж, живопись мылом, утюгом, нитками, спичками, ватными палочками, акварель по сырому, гуашь, пальчиковое рисование.Применение данной техники не только повышает уровень творческой активности детей, но и активизирует мыслительную деятельность, повышает интерес к работе.
А нужно ли вообще применять эту технику в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства? На мой взгляд, необходимо применять такую технику в целях развития у детей способностей к рисованию и творческого воображения детей.
Подводя итог проделанной работы, хочется отметить, что работая с детьми, чей возраст является отправным пунктом развития и становления личности, можно добиться огромных результатов. То, что заложит учитель начальных классов, будет основой для дальнейшего развития личности.
Заостряя внимание детей на искусстве, я стараюсь более полно воздействовать на духовное развитие детей, обогащать их разум, чувства, воображение при использовании нетрадиционных приемов рисования.
А чтобы уроки изобразительного искусства стали более эффективными, учителю необходимо быть прекрасным искусствоведом, вносить новое, нетрадиционное в свои уроки., что я и стараюсь воплотить в свои уроки и во внеклассные занятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства
2. Беда Г.В. Основа ИЗО грамоты
3. Саккулина Н.П. Методика обучения рисованию
4. Стрезикозин В.Г. Актуальные проблемы начального обучения
5. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе