Урок истории в 8 классе Отмена крепостного права в России
Конспект урока в 8 классе
Отмена крепостного права в России
Тип урока: комбинированный, урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы.
Используемые технологии: проектно-исследовательская технология, элементы технологии критического мышления, технология здоровьесбережения, групповая работа.Цели урока:
Метапредметные: развивать навыки поиска, анализа информации по теме из различных источников. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности. Развивать навыки отбора оптимального пути решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы, делать выводы.
Предметные: Познакомить обучающихся с подготовкой крестьянской реформы, проанализировать основные положения реформы, продолжить развивать умения работать с историческими источниками, исторической картой, соотносить информацию, делать выводы.
Личностные: подвести обучающихся к размышлению об ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, продолжить формирование патриотизма, любви к Родине.
Задачи: 1. Познакомить обучающихся с реформой отмены крепостного права.
2. Выяснить основные положения реформы, значение для крестьян, России.
3. Дать оценку реформе отмены крепостного права.
Понятийный аппарат:
Крестьянская реформа.
Рескрипт.
Дарственный надел.
Уставная грамота.
Мировой посредник.
Выкупные операции.
Временнообязанные крестьяне.
Прирезки, отрезки.
Манифест.
Капитализация оброка.
Даты:1797г., 1803г., 1842г., 2 апреля 1854г., 29 января 1855г., весна-лето 1856г., 19 февраля 1861г
Оборудование:видеопроектор, учебник под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, карта, видеопрезентация, исторические документы об отмене крепостного права, раздаточный материал, словарное лото.
Литература:1)учебник «История России XIX век» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, 2012г, 2) Е.В. Колчанова, Н.В. Сумакова «Поурочные разработки по истории России», М. «ВАКО», 2005г, стр.134-135,
3) Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность ученика
Орг. Момент: здравствуйте, ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Какое у вас настроение? Если хорошее, вы готовы к уроку, улыбнитесь, и изобразите улыбку с помощью рук.
Ребята, обратите внимание, перед вами лежат оценочные листы, в течение урока вы сами ставите себе оценки за каждый этап урока, а потом я их соберу и поставлю общую оценку.
Актуализация знаний: Ребята, а у вас есть мечта? Можете сказать, о чем вы мечтаете? Если бы ваши мечты сбылись, что бы вы ощутили?
Посмотрите, я не просто так пришла к вам на урок, а принесла старинный чемодан. В нем я собираюкусочки счастья, мечты людей, которые жили в разные эпохи. Так как мы с вами изучаем историю XIX века, сегодня в чемодане мы поищем кусочки мечты людей, которые жили в середине этого века. Давайте посмотрим.
Открываем чемодан, вытаскиваем: 1. Крестьянскую рубаху, 2. Галстук-бабочку, серебряную ложку.
На самом деле, человек, собираясь в путь, берет с собой самое дорогое, важное на память, вот и здесь есть портреты людей из различных сословий. Попробуем определить, о чем мечтают эти люди. Как вы думаете? Отвечают.
Повторение изученного.
Да ребята, мы знаем о том, что в России продолжало существовать крепостное право, на прошлых уроках говорили , что некоторые представители высшего света, императоры, задумывались и делали попытки составить проекты, смягчавшие участь крепостных крестьян, но были и противники этого, и таких было большинство.
Вопросы:1. Какое значение имело крепостное право для России?
2. Сопоставим:
Павел I 1842 «Об обязанных крестьянах»
Александр I 1797 «О трехдевной барщине»
Николай I 1803 «Указ о вольных хлебопашцах»
3. Какой временной отрезок называют «Российской оттепелью»? Почему?
IV. Объяснение новой темы.
Сегодня мы поговорим о том, что предпринял Александр II для смягчения участи крепостных крестьян. Исходя из того, что мы уже знаем, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Ученики отвечают.Я прикрепляю напечатанную тему урока к доске.
Задание: Перед вами даты. Найдите в тексте учебника, пар.20, значение этих дат, выпишите в тетрадь. Не забудьте найти определение новому термину Рескрипт
Помещики черноземной зоны не хотели терять много земли, а помещики нечерноземья готовы были продать хоть всю, спорили и помещики степной зоны.
Вопрос:Ребята, какими путями мог пойти Александр II?
Сформулируйте цель нашего урока.
Чтобы достигнуть целей урока, что, кроме учебника мы можем использовать?
Задание: вы разделены на группы. Каждая группа несколько минут побудет в роли помещиков из разных районов России и крестьянами.
Изучите документы и составьте мини-проекты реформы, которая вас удовлетворит. Для этого заполните таблицу. Она уже напечатана, дома вклеите ее в тетрадь. Времени вам дается 3 мин.
Представители населения Вопрос о свободе крестьян Вопрос о земле Вопрос о правах
крестьяне Дать свободу Бесплатно землю Равенство в правах
Помещики из черноземьяДать свободу Небольшой надел, выкуп Ограничить в правах
Помещики из нечерноземьяДать свободу Большой надел, большой выкуп Ограничить в правах
Помещики из степной зоны Дать свободу Большой надел, но длительные платежи Ограничить в правах
Революционно настроенная часть общества Дать свободу Без выкупа Личные и гражданские права
Делаем проекты на ватмане: ученики прикрепляют к напечатанным на ватмане терминам то, что хотели получить представители сословий России.
Какой вывод мы можем сделать?
Динамическая пауза. Зарядка для глаз и мышц.
Учитель: 10 октября 1860г редакционные комиссии были закрыты, итоги подводил главный комитет. Затем проект утвердили в Государственном совете.
19.02.1861г Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Посмотрим, смог ли император удовлетворить интересы всех групп населения.
Задание: Перед вами документы, каждая группа должна найти ответ на вопрос, как был решен вопрос о земле, об освобождении крестьян, о гражданских свободах. Одна группа готовит историческую справку по терминам.
Затем делаем вывод, как справился с трудной задачей император.
Предположите, как отреагировали крестьяне на реформу?
V. Закрепление. Подумайте, о каком явлении говориться в отрывке из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Горелова,
Неурожайкатож…
2. Как вы понимаете слова Некрасова:
Порвалась цепь великая, порвалась, расскочилася, одним концом по барину, другим по мужику.
Правильно, ребята. Но все таки одна из самых главных проблем была решена. Какая? Поэтому, какой вывод мы можем сделать о значении реформы для России?
Верно, Александр II получил почетное звание царь-освободитель.
Оценки: вы заполнили оценочный лист, после урока я поставлю общую оценку каждому из вас
Дом.задание: пар.20, группе. Относящейся к «академикам», написать мини-сочинение «Обращение свободного крестьянина к императору», группе, относящейся к «студентам», ответить на вопросы 1.3.4
I.
II. Ученики отвечают: Ощутили бы радость, счастье.
Ученик вытаскивает из чемодана портреты людей из различных сословий, ребята пытаются ответить, какие мечты были у этих людей.
Крестьяне – о земле, воле.
Помещики – сохранить власть и землю.
Просвещенные представители высшего света – облегчить участь крестьян.
Революционно настроенная часть общества – освобождение крестьян без выкупа.
III.Ученики отвечают: 1. Крепостное право мешало развитию страны: тормозило экономическое развитие, явилось одной из причин неудач в Крымской войне, задерживало техническое развитие страны, армии.
2. Павел – 1797, Александр – 1803. Николай – 1842
3. Оттепель – начало правления Александра II, так как он смягчил цензуру, отменил военные поселения, отменил недоимки, при нем начали выходить новые газеты и журналы, смягчился политический режим.
Ученики отвечают: «Отмена крепостного права в России»
Задание: найдите в конце параграфа определение нового термина.
Рескрипт – обращение императора к подданным.
Ответы обучающихся: 1. Мог дать крестьянам землю, 2. Мог дать только свободу, 3. Мог дать землю бесплатно, а мог - за выкуп.
Формулируют цель урока: Мы должны выяснить, смог ли император удовлетворить интересы и крестьян и помещиков из разных регионов страны.
Исследовать исторические документы, проанализировать их, сделать выводы.
Работают с документами и таблицей.
Ученики делают вывод: у каждой группы были свои интересы, императору пришлось учитывать все мнения.
4 группа работает с учебником.
1.Дарственный надел
2.Уставная грамота
3.Мировой посредник
4.Выкупные операции
5.Временнообязанные крестьяне
6.Прирезки
7.Отрезки
Капитализация оброка
Ученики работают с текстами документов, ищут определения терминам, выписывают положения реформы.
Вывод: Александр II учел только интересы помещиков, крестьяне получили только личную свободу, некоторые гражданские права, землю необходимо было выкупать.
Ответы: начались волнения, восстания крестьян.
Ответы:поэт описывает период отмены крепостного права, говорит о том, что крестьяне как были нищими, так и остались, они должны были выплачивать оброк барину до тех пор, пока не выплатят полностью за землю.
Реформа не решила всех проблем: не учла все интересы крестьян и помещиков.
Ответы: реформа затронула интересы и помещиков и крестьян, вызвала недовольство и тех и других.
Начала развиваться экономика,
Крестьяне стали свободными.