Выступление на педсовете Особенности организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ООО.

Особенности организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ООО.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО и ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Внеурочная деятельность детей – это целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных
образовательных программ, оказания дополнительных образовательных
услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами
основных образовательных программ в интересах ребенка и государства. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности
План по внеурочной деятельности входит в образовательную программу школы.
Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Финансирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС осуществляется в рамках бюджетного нормативного финансирования (учебный план (часть, формируемая участниками образовательного процесса); дополнительное образование; группы продленного дня; классное руководство); бюджетного программного финансирования (учебный план (часть, формируемая участниками образовательного процесса); дополнительное образование; инновационная (опытно-экспериментальная) деятельность); бюджетного стимулирующего финансирования и внебюджетного финансирования
Часы на внеурочную деятельность располагаются в формируемой ( вариативной) части.
Если рассматривать внеурочную деятельность в НОО она составляет 20 % или часов обязательно, в ООО она составляет 30 % от общего объема т.е. 10 часов в год на класс составляет 340 часов. Занятия имеют аудиторную занятость и внеаудиторную занятость (экскурсии, походы и т.д.)
   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации.. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Каков же механизм реализации внеурочной деятельности на базе школы? В разделе № 3 п.13 ФГОС ООО сказано: « внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности»
Направления внеурочной деятельности учащихся
-  духовно-нравственное;
-  спортивно-оздоровительное;
физкультурно- спортивно- оздоровительное.
-  социальное;
-  общеинтеллектуальное;
-  общекультурное,
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих образовательных программ, но образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять временные рамки и формы её организации.
Виды внеурочной деятельности не закреплены в требованиях ФГОС, для реализации в ОУ рекомендуют следующие из них: игровую, познавательную, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательную, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через (рис. 1):
учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования, курсы по выбору дополнительные образовательные модули, спецкурсы, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения секции, творческие объединения, лагерные смены и пр (внутришкольная система дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
организацию деятельности групп продленного дня;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности .
Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
модель «школы полного дня»;
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
инновационно-образовательная модель
В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет характеристики внеурочной деятельности, а следовательно, не позволяет достигнуть определенных ФГОС результатов деятельности учащихся. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока.
Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности – урочной и внеурочной – необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.

Урочная деятельность
Внеурочная деятельность

Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим  учебно-воспитательной  работы:  постоянное место  и  продолжительность  занятий,  стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного  возраста, стабильное расписание и имеет свои особенности:
уроки проводятся по нормативным учебным программам.
урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы.
систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся
позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, 
управлять развитием познавательных способностей,
формировать научное мировоззрение учащихся;
стимулирует домашнюю деятельность школьников;
на уроке  ученики овладевают не только системой знаний,  умений и навыков,  но и самими методами познавательной деятельности.
У урока ограниченные возможности:
-для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника,
-создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся,
-для учета личностных особенностей педагогов и школьников,
-для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи,
-для их эффективной социальной адаптации,
-для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
Внеурочной деятельности не присущи жесткая регламентация содержания деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Внеурочная деятельность нацелена на индивидуальный, «штучный» характер воспитания ребенка, причем воспитание основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся отдает предпочтение.
Отличительными особенностями внеурочной деятельности является:
содержание внеурочной деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей;
внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);
в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;
быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности;
практическая значимость полученных знаний и умений;
широкого использования образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;
отсутствие домашнего задания.

Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
По видам
игровая ,познавательная, досугово –развлекательная деятельность,
проблемно-ценностное общение ;художественное творчество, социальное
творчество; техническое моделирование, спортивно-оздоровительная
деятельность
В следующих формах: экскурсии, кружки, секции, клубы, объединения, конкурсы, соревнования, поисковые и исследования через организацию
Деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками,педагогами,
родителями


Кружок
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости.Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач.
2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.
3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Клуб
Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:
– организация досуга детей: развитие коммуникативных умений;
– развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.
Отличительные признаки:
Наличие:
1. Органов детского самоуправления.
2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба:коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба; поддержка традиций коллектива.
3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.
4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.
Возможные характеристики:
1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.
2. Условия приема в клуб.
3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.
Возможные подходы к классификации клубов
а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).
б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб почемучек.
в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Казачок» включает: историю казачества, кубанский фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.
Студия
Отличительные признаки:
1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).
2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.
3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.
4. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.
5. Высокое качество творческого «продукта» детей.
6. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.
Возможные подходы к классификации студий:
а) Однопредметные (студия эстрадного танца);
б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).
Мастерская
Отличительные признаки:
1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).
2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.
3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.
4. Наличие собственного помещения – мастерской.
5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).
Школа
Отличительные признаки:
1. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.
2. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.
3. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.
Наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).
Возможные подходы к классификации:
а) профильные (школа юного модельера, например);
б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности,школа этикета,школа мужества);
в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов).
Ансамбль
Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений(музыкальных, хореографических), выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.
Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.
Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный ансамбль.
Театр
Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации.
Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.
Секция
Секция - детское объединений, имеющее спортивную специализацию.
Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.
Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни
Педагогу, ведущему внеурочные занятия, необходимо помнить, что для достижения личностных результатов учащимися, необходимо соблюдение некоторых условий:
- максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий);
- наличие благоприятной психологической атмосферы. Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности, доверия;
- активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
- переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;
- переход отмонолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.
Часть внеурочных занятий в образовательном учреждении проводится в условиях учебного кабинета, поэтому педагогу, прежде всего, необходимо создать неформальную и удобную для занятия обстановку.
Для этого следует организовать пространство учебного кабинета, продумать содержательную и эстетическую стороны оформления учебного кабинета.
Различные формы расположения мебели в учебном кабинете (буква “U”, «круг», «кафе») помогают в решении задач и целей, которые преследуются педагогом. Поэтому для большей эффективности внеурочного занятия необходимо учитывать это, отдавая предпочтение той или иной форме организации учебного кабинета.
Наиболее эффективны в решении многих целей и задач именно такие формы, как «круг» и «кафе», которые предполагают интерактивные формы ведения занятий.
Форма расположения
Схема
Плюсы данной формы
Минусы данной формы

Буква “U”
13EMBED PBrush1415
1. комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт);
2. активность и инициатива учеников на занятии;
3. стол – защита для ребенка (подготовка для работы в круге, постепенное снятие психологических барьеров – контакт глаз);
4. удобно демонстрировать пособия;
5. удобно рассаживать левшей;
6. эффективное осуществление индивидуального подхода
1. не способствует тесному контакту;
2. дистанция по отношению к доске


Круг
13EMBED PBrush1415
1. тесный психологический контакт;
демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом;
2. чувство значимости каждого – повышение самооценки;
3.чувство коллективизма;
4. высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу);
5. умение слушать и принимать чужую точку зрения;
6. умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
7. легче (для педагога) определить лидера;
8. развитие речи, коммуникативных навыков;
9. умение выступать перед аудиторией
1. дискомфорт в начале работы для робких учеников (открытость, не за что спрятаться)

«Кафе»
13EMBED PBrush1415
1. тесный психологический контакт для всех (контакт глаз);
2. демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом;
3. чувство коллективизма;
4. высокая степень активизации самостоятельной работы каждого чл. группы (даже робкие, слабые включаются в работу);
5. экономия времени на достижение результата;
6. умение слушать и принимать чужую точку зрения;
7. умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
8. легче определить лидера
1. возникновение группировок;
вероятность возникновения конфликтных ситуаций (внутри группы, между группами);
2. подавление 1 – 2 личностями других членов групп


При оформлении учебного кабинета следует также предусмотреть место для выставок детских творческих работ. Необходимо уделить внимание эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, созданию единого стиля.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных
результатов во внеурочной деятельности»

Уровень результатов
Приобретение социальных знаний
(первые уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(второй уровень)
Получение опыта самостоятельного
Общественного действия
(третий уровень)

Виды (направления)
внеурочной деятельности




1. Спортивно-оздоровительная деятельность
Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах







Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции



Спортивные оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме



В Концепции развития дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года, под “дополнительным” образованием понимается мотивированное образование за рамками основного общего образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных
потребностей учащихся путем предоставления выбора широкого
спектра творческих объединений, клубов по интересам и др занятий
Root Entry