Автореферат Магистерской диссертации РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕГО МОДУЛЯ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ADOBE PHOTOSHOP
На правах рукописи
Шилова Виктория Александровна
АВТОРЕФЕРАТ
магистерской диссертации
«РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕГО МОДУЛЯ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ADOBE PHOTOSHOP»
Направление подготовки: 44.04.01 — Педагогическое образование
Магистерская программа
«Инновации и технологии в художественном образовании»
Научный руководитель
Доктор педагогических наук,
академик РАЕ, профессор кафедры
художественного образования
Ткалич С. К.
Рецензент кандидат педагогических наук, Крутских В.В
Москва, 2016
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Цель: создать комплексный модуль по графическому редактору Adobe Photoshop, направленный на приобщение учащихся средних классов общеобразовательной школы к прикладной информатике.
Актуальность темы ВКР. Востребованность учебно-методических разработок, методических пособий, учебников для детей средних классов по дисциплине «Компьютерная графика» постоянно отмечается руководством школ и педагогами в научных статьях, в устных выступлениях на конференциях.
Проблематика вопроса в том, что профессиональные разработчики не понимают специфику работы с детьми среднего школьного возраста, не могут распределить постепенное формирование мыслительных реакций и новых технических знаний.
Важнейшим проблематичным вопросом является и единый формат заданий для всех детей среднего школьного возраста, что непрофессионально с позиции прикладной педагогики.
Кроме того, нет единой нормативной экспертной оценки в издательствах: учебно-методические пособия по данной дисциплине являются разнотипными в техническом и практическом обучении, что не связано с развитием креативного мышления. Учащиеся средних классов такой ситуации непрофессионального обучения практически не защищены от «перегруженных» техническими идеями педагогов-программистов.
Выявленный проблемный комплекс учебной практики в общеобразовательной школе стал основой для появления идеи авторского проектного предложения по созданию максимально удобной, комплексной методики по графическому редактору Adobe Photoshop, отвечающей требованиям ФГОС.
Идея авторского проектного предложения: разработать учебно-методическое пособие для средних классов на основе комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий, что в целом формирует познавательный, воспитательный показатель предлагаемого учебно-методического пособия.
Объект исследования: художественно-эстетическое образование в средних классах общеобразовательной школы (МАОУ СОШ №14) в границах дисциплины «Компьютерная графика», утвержденной ФГОС 3+.
Предмет исследования: процесс разработки комплексного, обучающего модуля по графическому редактору Adobe Photoshop по учебной дисциплине «Компьютерная графика» для учащихся средних классов на основе комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий, что в целом формирует познавательный, воспитательный показатель предлагаемого учебно-методического пособия.
Методы исследования:
Общетеоретические методы:
1)системный анализ научной литературы по теме ВКР,
2)эмпирический метод анализа учебной практики по освоению предмета «компьютерная графика» в общеобразовательной школе в виде наблюдения, опросов, посещения занятий,
3)сравнительный метод анализа проведения занятия по предмету «Компьютерная графика» в общеобразовательных школах: "Гимназия №1" муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха Московской области, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Художественная школа» городского округа Балашиха Московской области мкр. Павлино.
Специальные методы исследования:
1 - изучение печатного учебного обеспечения педагогов в библиотеке общеобразовательной школы,
2 - наличие визуальных вспомогательных материалов при работе с литературой,
3 - аналитический обзор учебно-методических интернет ресурсов в школьной библиотеке МАОУ СОШ № 14.
Практические методы проектной деятельности:
1) поэтапная подготовка проектного предложения,
2) адаптация авторского модуля к образовательной среде общеобразовательной школы среди педагогов и учащихся средних классов,
3) применение метода комбинаторики для взаимодействия компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий, и обоснование авторства предложенного технического задания,
4) представление комплекса готового проектного предложения для предзащиты проекта.
Гипотеза. Мы предположили, что комплексный обучающий модуль по графическому редактору Adobe Photoshop, направленный на приобщение учащихся средних классов к прикладной информатике, будет максимально комфортным для освоения, инновационным на основе комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий, что в целом формирует познавательный, воспитательный показатель предлагаемого учебно-методического пособия, если:
- будет поставлена и прописана методическая цель каждого занятия,
- после краткого изложения теоретической части должно быть дано практическое задание, понятное и доступное для детей, обучающихся в средних классах.
- каждое занятие, и в целом весь обучающий модуль, должен быть выстроен (разработан педагогом) по принципу ступеней дидактики, адаптированных к мыслительному процессу детей средних классов (познавательная ступень, репродуктивная ступень, творчески-репродуктивная ступень, продуктивная ступень),
- каждый новый урок должен отличаться от предыдущего разнообразными формами привлечения внимания учащихся средних классов к особенностям освоения окружающей среды с помощью графического редактора,
- педагогом должен быть использован индивидуальный и групповой метод организации занятий.
Проектные задачи по выполнению технического задания.
1) Разработка структуры обучающего модуля.
2) Разработка комплексных уроков в структуре модуля.
Порядок работы над созданием обучающего модуля
представлен в форме плана
Первый этап работы.
Формулировка и разработка общих аспектов обучающего модуля.
Создание структуры обучающего модуля.
Второй этап - разработка дизайна.
Детально исследовать стилевые элементы, цветовые решения модуля.
Выбор колорита, цвета.
Разработка композиции цветового соотношения компонентов.
Выбор шрифта.
Третий этап. В течении следующего этапа происходит процесс создания пробного проектирования страниц модуля:
проектировка иллюстративного материала с текстом,
осуществление итоговой сборки модуля.
Четвертый этап. Финальный этап - утверждение комплексного модуля администрацией МАОУ СОШ №14:
1. демонстрация комплексного обучающего модуля,
2. исправление недочетов модуля, по итогам просмотра.
РАБОЧИЙ ПЛАН: этапы разработки
Работа выполняется в следующем порядке:
Этап 1. Разработка структуры обучающего модуля. Создание разделов и тематических уроков.
Этап 2. Создание иллюстративного решения обучающего комплексного модуля. Разработка и оформление всех страниц модуля.
Этап 3. Утверждение обучающего модуля руководством общеобразовательной школы МАОУ СОШ № 14.
Порядок контроля.
Заказчик еженедельно получает письменный отчет о проделанной работе. Контроль пройденного этапа на соответствие поставленной технической задачи организуется Заказчиком в лице директора МАОУ СОШ № 14 Добужской Елены Юрьевны в индивидуальном порядке.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретический блок новизны.
Проведен системный анализ литературы и выявлены проблемные вопросы, связанные с преподаванием прикладной информатики в общеобразовательной школе.
Проведен эмпирический анализ ситуации проведения занятий и объем специальной литературы на объекте заказчика (школа).
Сформулирован новый метод «комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий», который позволяет разработать каждое занятие с максимальным комфортом для восприятия и освоения учащимися средних классов.
Выдвигается положение, что метод «комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий», в целом формирует познавательный, инструментальный, воспитательный показатель работы педагога в общеобразовательной школе.
Практический блок новизны:
1 - разработано учебно-методическое пособие для учащихся средних классов общеобразовательной школы,
2 - предложены нормативные критерии для педагогов в процессе подготовки занятий по предмету «компьютерная графика»,
3 - предложена тематическая рубрика учебно-методического пособия с национально-культурным компонентом, формирующая познавательный, воспитательный показатель работы педагога в общеобразовательной школе,
4 - представлен алгоритм адаптации спроектированного занятия по методу «комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий». Адаптация проведена на базе заказчика как показательный урок.
ЗАКАЗЧИК: Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №14. Адрес 143980, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Маяковского, дом 32. Директор школы Добужская Елена Юрьевна. Контакты для связи: телефон 8 (495) 567-35-56, E-маil: maou-soch14@inbox.ru
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: разработать модуль по графическому редактору Adobe Photoshop, направленный на приобщение учащихся средних классов к прикладной информатике. Модуль предназначен для обучения учащихся средних классов основам дисциплины «Компьютерная графика».
1. Основание для разработки.
Обучающая программа была разработана в соответствии с «Планом по созданию обучающего модуля для детей средних классов МАОУ СОШ №14 от 1 сентября 2016 года. План находится на официальном сайте Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №14.
2. Требования заказчика к разработке.
Наличие титульной, иллюстративной обложки.
Наличие введения о содержании данного курса.
Наличие разделов, с краткой аннотацией о каждом разделе.
Наличие нескольких тематических уроков в каждом разделе.
Наличие иллюстративного материала в уроках.
В конце каждого урока должен быть использован проверочный тест для эффективного закрепления.
Принцип доступности содержания текста в модуле.
Последовательность тем по уровню сложности.
В конце модуля прописывается навигационное содержание по разделам и урокам.
Требования к графическому оформлению модуля.
Иллюстративный, графический материал должен соответствовать классификации информационной продукции в соответствии с ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Единое колористическое решение.
Размер шрифта, цвета и сочетание цветов должны учитывать нормы СанПин.
Размещение иллюстративного материала и текста в модуле должны учитывать нормы СанПин.
На защиту представлены:
Текст магистерской диссертации/120 страниц с иллюстративным приложением,
Акт о выполнении технического задания и приеме проектного учебно-образовательного модуля,
Отзыв Руководства общеобразовательной школы - заказчика,
Рецензия независимого эксперта (педагоги школы-заказчика),
Справка проверки «Антиплагиат»,
Планшеты/постеры проектного предложения,
Презентация – 13 слайдов,
Портфолио с научными рекламными страницами.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Структура работы. Работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. В списке литературы присутствуют также зарубежные источники.
Структура работы представляется оригинальной и логически обоснованной; соответствует заявленной теме и отвечает задачам исследования.
Первая глава имеет название «Мультимедийные компьютерные технологии в школьном образовании» и представляет систематический анализ научной литературы, а также анализ аналогов в данной области.
Вторая глава связана с практической частью работы и представлена как «Разработка обучающего модуля для учащихся средних классов по Adobe Photoshop». В данной главе описана поэтапная разработка структуры методического пособия.
В приложении помещены материалы, дополняющие теорию и практику проведенногоисследования.
В I главе были изучены области применения инновационных технологий в школе для развития детей. Проведен системный анализ литературы и выявлены проблемные вопросы, связанные с преподаванием прикладной информатики в общеобразовательной школе. На основе изученного материала был сделан вывод о том, что учебников, пособий, методик отвечающих требованиям ФГОС по данной дисциплине нет.
Выявлена проблема острой нехватки компьютерных ресурсов в школах, в связи с этим, как следствие - понижается качества уровня образования.
Также мы рассмотрели компьютерную графику, как учебную дисциплину на уроках информатики в школе.
Провели сравнительный метод анализа проведения занятия по предмету «Компьютерная графика» в общеобразовательных школах: "Гимназия №1" муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха Московской области и Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Художественная школа» городского округа Балашиха Московской области мкр. Павлино.
Была сформулирована универсальная технологическая карта по преподаванию данной дисциплины. Познакомились с графическим редактором Adobe Photoshop. Изучили историю развития и функцию программы.
Сформулирован тезис, формализующий представление об авторском подходе к техническому заданию.
Тезис: проблема острой нехватки компьютерных ресурсов в школах, формирует тенденцию обучения с определенными провалами в системе знаний, важных на современном этапе всеобщей информатизации, как следствие такой тенденции понижается качества уровня образования.
Во второй главе были сформулированы общие аспекты для создания обучающего модуля: содержание, дизайн, оформление. Началась разработка самой структуры программы. В итоге составлено комплексное содержание модуля. Модуль, как обучающий комплекс разбит на семь разделов, каждый раздел состоит из нескольких уроков. Все разделы идут по возрастающему уровню сложности. В конце каждого раздела проводится итоговый контроль для закрепления знаний и выявления процента успевающих и отстающих учащихся.
После разработки структуры обучающего модуля, началась детальная разработка комплексных уроков и подборка иллюстративного материала.
В итоге был разработан и создан обучающий модуль для детей старшего школьного возраста по графическому редактору Adobe Photoshop соответствующий требованиям ФГОС.
После создания обучающего модуля для детей старшего школьного возраста по графическому редактору Adobe Photoshop, была проведена апробация и самоанализ открытого урока в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы №14, так же была создана технологическая карта данного урока.
Урок проводила педагог организатор, учитель изо и искусства Шилова Виктория Александровна в 9 классе 2 ой группе. Тема урока «Работа со слоями». Дата проведения 23.11.16, 30.11.16.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного анализа мы сделали вывод о том, что на сегодняшний день главной проблемой является недостаток программных методик, методических пособий, учебников для детей школьного возраста по дисциплине «Компьютерная графика». Кроме того, каждая книга или пособие, изданное по данной дисциплине, является разнотипным и разносторонним в техническом и практическом обучении.
Была сформулирована цель: создать комплексный, обучающий модуль по графическому редактору Adobe Photoshop, отвечающий Федеральным Государственным Образовательным Стандартам (ФГОС).
В нашем комплексном методическом модуле, который соответствует ФГОСу, обучающийся должен пройти ряд последовательных уроков и упражнений для тренировки, которые в совокупности дадут ему общую базу и навыки работы с программой. После каждого пройденного урока задается творческая, не стандартная, домашняя работа для закрепления материала.
В конце каждого раздела прилагается итоговый проверочный контроль в форме практической работы или теста. После пройденного обучения, рассчитанного на 1 год, детям предлагается устроить творческий просмотр всех итоговых практических работ, для полного выявления успеваемости и качества освоенного материала.
Теоретическая и практическая значимость нашего дипломного исследования заключается в том, что материалы этой работы могут быть использованы педагогом на занятиях по дополнительному художественному образованию или использованы человеком, который самостоятельно хочет изучить графический редактор Adobe Photoshop.
РЕЗЮМЕ. Техническое задание выполнено на основе отечественного и мирового опыта создания альтернативных обучающих пособий, методик программ, ориентированных на повышения уровня качества образования.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1) Создание и публикация учебно-методического материала на тему: «Постер в нашей жизни» Всероссийское сетевое издание «Портал Педагога» 31.07.2015.
2) Создание и публикация конспекта урока на тему: «Изображение предметного мира - натюрморт» на Портале Всероссийского социального проекта «Страна талантов» 07.04.16.
3) Создание и публикация научной статьи по теме: «Инновационные технологии в системе школьного образования» Журнал "Альманах мировой науки" Конференция «Актуальные проблемы развития современной науки и образования» 31.10.16
4) Создание и публикация научной статьи по теме: «Роль педагога организатора в современной системе школьного образования» Журнал "Альманах мировой науки" Конференция «Актуальные проблемы развития современной науки и образования» 31.10.16