Урок литературного чтения в классе-комплекте
Урок в классе – комплекте
Урок литературного чтения – 2 класс, урок внеклассного чтения – 3 класс
Тема урока: Н. Носов «На горке» (2 класс)
Рассказы и сказки Н.Н. Носова (3 класс)
Цель: расширить знания о творчестве Н.Н. Носова; развивать речь учащихся, выразительное чтение, чувство юмора; обогащать словарный запас; прививать интерес к книге, к слову; воспитывать бережное отношение к книгам;
расширять читательский кругозор учащихся; воспитывать уважение к друзьям.
Формировать УУД:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: понимать и пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, читать по ролям.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Личностные результаты.
1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Оборудование: Презентация, слайды, раздаточный материал, Учебник «Литературное чтение» 2 класс под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Виноградской Л.А.(УМК «Перспектива»), книги с произведениями Н.Н. Носова
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)
На уроке ты не прячься,Быстро руку поднимай.Всё, что знаешь по вопросуСмело, ловко отвечай.
- С каким настроением начинаем урок? Что ждёте от урока? - Какие качества характера нам помогут в этом?
(трудолюбие, внимание, усидчивость, мышление)
II.Формулирование проблемы, планирование деятельности. (4 мин)
Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
А зовут его… (Незнайка)
- А кто написал интересные истории про Незнайку?
- Какие ещё рассказы Носова вы знаете?
- Что вы можете рассказать о самом авторе?
- А как, по-вашему, полезны ли рассказы Носова для читателя? Все ли его рассказы нужны?
- Вот это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.
III.Поиск решения (Открытие нового знания) (5 мин.)
- Давайте проверим, как вы знаете героев рассказов Носова, узнайте по иллюстрациям: кто они и откуда? (Слайды)
- Как вы думаете, а как же нам узнать побольше о самом Носове?
- Где мы можем добыть информацию?
- Настя облегчила вам работу. Она нашла материал и предлагает вашему вниманию. Ваша задача внимательно её слушать и запоминать.
(Ученица рассказывает о Носове. Рассказ сопровождается слайдами.
Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году 23 ноября в Киеве в семье актёра. Детство свое провел в маленьком городке недалеко от Киева – в Ирпене. Николай Носов вспоминал: «Читать я научился в пятилетнем возрасте. Причём меня никто не учил. Учили моего старшего брата, а возле него и я выучился ...» Читал книжки. Пел в школьном хоре ... Играл в оркестре (скрипка, мандолина, гитара) ... Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный иллюстрированный журнал «Икс», для которого писались рассказы, повести. Сменил Носов много профессий: продавец газет, чернорабочий, землекоп, косарь, возчик брёвен, постановщик фильмов, писатель. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Многие считают, что прототипом Незнайки был сын Носова – Петя.
Николай Николаевич написал для детей 31 рассказ, 4 повести, 3 маленьких сказки и 3 повести про Незнайку и его друзей.
IV.Физминутка
Наш Незнайка улыбнулся, потянулся и нагнулся.
Хочет мышцы он размять и немного поскакать.
Глазками по кругу водит, влево, вправо их заводит,
А руками, будто птица, хочет ввысь он устремиться.
Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть.
V.Открытие новых знаний (7 - 8 мин.)
- О Носове узнали. Давайте решим вторую проблему: полезны ли рассказы Носова для читателя?
(Работа в парах. Дети получают отрывки из разных рассказов Носова)
- Прочитайте свои отрывки и сделайте вывод: чему учит рассказ Носова, какими вы увидели ребят, похожи ли они на вас?
(Вопросы к отрывку из рассказа «Фантазёры»)
- Чьи враки вам по душе и почему?
- Рассказ весёлый? Почему?
- Рассказ полезный? В чём его польза? Чему он учит?
(Вопросы к отрывку из рассказа «Замазка»)
- Ребята, а разве дело было в фильме?
- Какая польза от этого рассказа?
(Вопросы к отрывку из рассказа «Огурцы»)
- Хотелось бы вам оказаться на месте Котьки? Почему?
- Как вы думаете, ребята, сделает ли Котька нечто подобное ещё раз? Почему?
VI. Закрепление нового и самостоятельная работа с проверкой по эталону (8 мин)
(Работа в группа)
- Работаем в группах по 4 человека. Ребята 2 класса откройте учебник на странице 119.
- С каким рассказом Носова мы будем работать?
- Сейчас в группе вы должны выбрать, кто будет читать этот рассказ.
(Чтение рассказа хорошо читающими детьми)
- Удалось ли Котьке скатиться с горки?
- Какое наказание придумали ребята Котьке?
- Как вы считаете, справедливое ли было наказание?
- Каким был Котька? Подумайте и выберите нужные определения.
Умный, весёлый, глупый, маленький, честный, злой, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, вредный, добрый.
- Теперь посмотрите на план к этому рассказу. Согласны ли вы с такой последовательностью пунктов плана?
План рассказа.
1. Котька трудится.
2. Строительство горки.
3. Работа пришлась по нраву.
4. Хитрый Котька.
5. Делаешь наспех - сделаешь на смех.
- Восстановите деформированный план.
(1. Строительство горки.
2. Хитрый Котька.
3. Делаешь наспех - сделаешь на смех.
4. Котька трудится.
5. Работа пришлась по нраву.)
- Кто из героев Носова самый популярный и забавный? (Незнайка)
- Какими делами пробовал заниматься Незнайка? (Рисовал, мастерил, сочинял стихи)
- Вы дома тоже поработали. Посмотрите на выставку ваших рисунков, творческих работ, сочинений, книжек-малышек, кроссвордов по творчеству Носова. Все ваши работы мы соберём в одну книгу, посвящённую творчеству Н.Н. Носова. Если у кого-то возникло желание пополнить материал к этой книге, можете принести попозже.
VIΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
- Что же можно сказать обо всех героях Носова, какие они?
(Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, они честно ошибаются и хитрят бесхитростно)
- Чему учат рассказы Носова? Полезны ли они для читателя?
- Сергей Михалков сказал о рассказах Носова так:
«Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству».
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел…
VIIΙ.Домашнее задание (1 мин.)
2 класс: подготовить пересказ рассказа «На горке» от имени Котьки;
3 класс: подготовить пересказ одной из глав про Незнайку.
Спасибо за урок!