конспект урока письма и развития речи в 5-6 коррекционном классе-комплекте 8 вида
Урок письма и развития речи в 5-6 специальном (коррекционном) классе 8 вида.
Тип урока: повторение изученного материала.
Тема урока: Состав слова.
Цели:
- систематизировать знания учащихся по изучению состава слова;
- развивать умения находить, составлять и группировать однокоренные слова;
- формировать навыки самостоятельной работы и работы в парах;
- развивать творческие способности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Повторение изученного материала.
1) Сказка «Из чего строятся слова?»
Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из водяных капелек. У слов есть тоже свой «строительный материал» - это всего четыре «кирпичика»: приставка, корень, суффикс, окончание.
А теперь послушайте сказку.
Жил-был корень –уч-. Скучно ему стало жить на свете одному, вот и призвал он к себе приставки, суффиксы и окончания. Объединился корень с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, ученица, заучиваем, ученый, учителя.
Вот так корень, приставка, суффикс и окончание дружно строят слова, все вместе создавая наш родной язык.
- Посмотрите, все «кирпичики» лежат не по порядку. Давайте состроим из них правильный фундамент, расположив в нужном порядке.
(корень окончание приставка суффикс)
- Молодцы!
- Прочитайте еще раз слова-родственники корня –уч-.
Почему они являются родственными?
Как еще их можно назвать? (однокоренными)
- А сейчас найдите среди них слово, в котором есть приставка, корень, суффикс и окончание.(заучиваем)
- Составьте с этим словом предложение.
2) Упражнения по теме урока.
а) «Чужое слово».
- А теперь проверим, как вы умеете из множества слов с одинаковым корнем найти родственные. На карточках записаны ряды слов. Вы должны зачеркнуть в каждом ряду «чужое слово».
1к. Куры, курица, курили.
Молот, молча, молоток.
Лист, лиса, листочек.
Песня, песенка, песок.
2к. Вода, водяной, водичка, водный, водитель.
Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.
Полет, летчик, лето, летать, летучий.
Горный, гора, горе, гористый, пригорок.
б) «Разложи по корзинкам».
- Какое сейчас время года? Назовите месяц.
- Давайте вспомним и назовем приметы осени.
- Молодцы!
Вот и мы сейчас будем собирать опавшие листья и раскладывать их по корзинкам ВОДА и ВОДИТЬ.
Водоем, водяной, провод, водитель, водянка, проводник, наводчик.
в) Работа по учебнику.
5 кл. 6 кл.
Стр. 24 упр. 64. стр. 40 упр. 57.
г) «Назови их родственников».
- А сейчас выполним небольшую творческую работу.
- Назовите предмет, который нарисован на картинке, и подберите к нему «родственников».
Яблоко. Лыжи. Машина. Чайник.
- В каждой группе слов выделите корень.
д) Работа в парах.
5 кл. 6 кл.
- К словам говорить, дружок - Составьте столбики
подберите однокоренные родственных слов.
слова и запишите их в тетрадь. и запишите их в тетрадь.
Карточки.
К слову говорить подобраны близкие по значению слова. Выбери и запиши только родственные слова.
Разговориться, болтать, беседовать, переговорить, говорун, переговоры, разговор, наговорился, рассказывать, разговорчивый.
К слову дружок подобраны близкие по значению слова. Выбери и запиши только родственные слова.
Подружка, товарищ, дружба, дружить, приятель, подружились, дружные, дружелюбный.
Прочитай слова. Составь из них столбики родственных слов.
Рассказ, беседа, разговор, пересказал, собеседник, сказать, говорить, беседовать, рассказывать, разговаривать, наговорить, разговорный, рассказчик, собеседование.
____________________ ________________________ ____________________
____________________ ________________________ ____________________
____________________ ________________________ ____________________
____________________ ________________________ ____________________
____________________ ________________________ ____________________
е) Самостоятельная работа.
- Выполните упр. 63 на стр. 24 (учебник русского языка 5 класса)
4. Домашнее задание.
5 кл.
Стр. 23 упр. 61.
6 кл.
Заполнить карточку.
От данных корней образуй родственные слова, которые являются разными частями речи.
Корень
Кто?
Какой?
Что делает?
-голод-
голодать
-холод-
-темн-
5. Итог урока.
- Из чего состоят слова?
- Какая часть слова главная?
- какие слова называются однокоренными?