Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе для детей с ОНР третьего уровня


Конспект логопедического занятия
в средней логопедической группе для детей с ОНР третьего уровня
Тема: Приключения озорных котят.
Коррекционная цель: создавать у детей положительный эмоциональный настрой, поощрять четко воспроизводить эмоциональные состояния, учить управлять мышцами лица, выполнять артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мелкой моторики с музыкальным сопровождением. Закреплять способности детей 4–5 лет к образному восприятию, умению перевоплощаться. Развивать речевое дыхание, закреплять название цветов, общую моторику, координацию движений, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве, навыки слаженного пения. Продолжать работу над использованием на занятиях нетрадиционных приемов работы. Распространять знания и воспитывать интерес к совместной работе. Пополнить знания детей об окружающем мире.
Оборудование: фонограммы мелодии «Котята и кошка» (музыка В. Витлина), «Кошечка» (музыка Т. Ломовой), аудиозапись колыбельной песни «Котик, котик», большой игрушечный кот, небольшие игрушечные котята и фотография с изображением кота и кошки с котятами, клубочки цветных ниток, кукла-младенец в игрушечной колыбельке.
Ход занятия
Под музыкальное сопровождение дети вместе с логопедом заходят в музыкальный зал.
Логопед:
Доброе утро, добрый день!
Пусть хлопают ладошки,
Пусть топают ножки,
Пусть ротик поет,
И сияют улыбки.
Располагайтесь удобно!
Начнем занятие дружно!
(Дети садятся на стульчики).
В зал вбегает мышка (под музыкальное сопровождение), оглядывается.
Мышка. Пи-пи-пи, куда это я попала?
Логопед. Ты попала в детский сад.
Мышка. А я в школу бежала. Я хочу учиться и стишок выучила, вот послушайте.
Маленькая я,
Живу себе в лесу.
В маленький свой домик несу себе еду!
– Ну, как вам понравилось, как я стишок рассказала, спрашивает мышка у детей?
Логопед. Ой, мышка, я тебя совсем плохо понимаю. Ты никак произносишь много звуков и говоришь очень быстро ... ты бы сначала поработала над четким произношением.
Мышка. А как это? Где этому можно научиться?
Логопед. – Я приглашаю тебя на наше занятие, в мир волшебного языка. А наши дети тебе помогут – подскажут, что для этого надо делать.
– Дети, а какие упражнения мы выполняем для того, чтобы красиво говорить?
– Дети отвечают, что это упражнения с язычком, с пальчиками. Дышим красиво, танцуем, поем.
Мышка. Ой, как интересно! Но у меня нет друзей.
Логопед: – Не грусти, Миша. Если выполнять упражнения, твой язычок станет искусным, как у наших детей.
Звучит музыка, мышка бегает по залу, нервничает, обнюхивает уголки.
– Ой, мне кажется, что где-то неподалеку кошка!
Логопед. Не бойся, Миша. Кошки бывают разные. Есть и очень хорошие кошки.
Мышка. Но, я таких не встречала.
Логопед. А вот посмотри, наши дети сейчас превратятся в котят – веселых и находчивых, а я на маму-кошку.
Дети садятся на стульчики напротив зеркала и вместе с логопедом наносят себе ватными палочками грим с черной краски - нос и усы (прием арттерапии).
Логопед
– Целый день мама-кошка учила котят,
Каждый котик у мамы был усатый.
Выискивает детей-котят в круг, гладит по головке, говоря (психогимнастика):
Котик Тарасик – самый ловкий,
Котик Сережа – самый белый,
Котик Вова – самый усатый,
А кишечка Инна – очень пушистая,
Коечка Аленка – очень красивая,
Киска Настя - совсем смелая,
Котик Денис – не ленивый ...
Мои детки-котята, мышку вы не оскорбляйте, а лучше с ней вы пойте, танцуйте и играйте.
Музыкально - двигательный этюд «Кошка».
Дети выстраиваются в круг на расстоянии около 0,5 метра друг от друга.
Логопед:
– Чутки в кошки ушки
На лапках есть подушечки
И поэтому кошечка
Тихо и мягко ходит пешком.
Дети двигаются в ритме музыки, имитируя ход котят.
Логопед: А сейчас, Мишка, мы покажем тебе, упражнения с язычком, как мы делаем.
Подвижная игра с элементами артикуляционной гимнастики
«Котик»
Котик наш уже проснулся.
(Малыши садятся на колени)
Сладко потянулся,
(Потягиваются, отводя руки назад - в стороны)
Спинку Мурзик выгибает,
(Опираются ладонями на пол, выгибают спину и прогибаются в пояснице)
Сладко зевает.
(Упражнение «зевота»: слегка улыбаются, открывают рот и удерживают его открытым в течение 5-10 секунд, так же медленно закрывают рот).
Язычком, котенок, дети,
Умеет мех хорошо мыть.
(Упражнение «язычок»: улыбаются, открывают рот, кладут язык на нижнюю губу и выполняют ним движения вверх и вниз, дотрагиваясь то до верхней, то до нижней губы).
Моет язычком наш котик, моет лапки и животик
(Дети, сидя на коленях, поворачивают голову вниз - в стороны и имитируют облизывание язычком шерсти).
Как умылся Мурзик – быстро (Встают).
То скорее мелькнул на кухню.
(Передвижение легким бегом на цыпочках.)
Чем здесь вкусно пахнет утром?
(Упражнение «Носик»: короткие энергичные вдохи носом. Выдох произвольный, с поворотом головы вправо – влево).Пора приступать к завтраку!
(Упражнение «Зубки»: сжимают зубы, губы немного открытые и растянуты в улыбке).
Логопед: дети, давайте покажем мышке, как по-разному мяукают котята.
Игра - звукоподражания «Приключения котят»
1). Умеют наши котята
маме голос свой подать.
Как маму потеряли -
Очень страшно замяукали (Дети говорят мяу-мяу жалобным, робким тоном).
2). Наши котики играли,
И интересные голосочки подавали
Голосочки у них тоненькие,
Бодрые, веселенькие (Звукоподражаний выполняется веселым, радостным голосом).
3) Захотелось котенку утром сметанки
Как сметанки захотели,
Так сразу же требовательно и замяукали.
(Звукоподражания выполняется в просительной, требовательной интонации).
4) Провенились котята.
И мама кошка и папа кот отругали их.
Слышно целый день, как они плачут виновато.
(Дети выполняют звукоподражания виноватым тоном).
Логопед. – Ну как, Мишка, понравились тебе мои котята?
Мышка. – Эти котята мне нравятся, они совсем не страшные.
Логопед. А еще они очень игривые. Давайте все вместе будем играть и прыгать.
Дидактическая игра «Корзина с комочками».
 Мышка находит ниточки разбросанные по полу, а дети находят клубок соответствующего цвета, наматывают нить в клубок, называют цвет клубка и играют в подвижную игру «Котята и кошка».
Игра на слуховое восприятие «Кто как мяукает».
Логопед показывает детям фотографию с изображением кота и кошки с котятами.
Это Кот, его каждый знает
Он тоже семью свою имеет.
В этой семье, как и полагается,
Есть взрослые и малыши:
Папа кот и мама кошка,
Еще детенышей котят немножко.
Кот – мяукает важно,
Кошка – мягко и нежно,
А пушистые котята – тихо мяукают, тоненько.
Логопед: – Как видите, разбойники наши котята. Не дают заснуть маленькой куколке Лене. Давайте споем колыбельную, чтобы она заснула. Дети выполняют колыбельную под музыку с соответствующими движениями. Мышка в это время колышет колыбель.
Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни,
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни.
Усни... Усни...
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни.
Усни... Усни...
Дети сидят на стульчиках.
Логопед рассказывает им, что можно говорить громко, тихо. Затем предлагает стать действующими лицами в предложенных ситуациях. Дети должны произносить звуки громко или тихо. В качестве наглядности можно использовать предметы, картинки.
Логопед. Мы убаюкиваем куклу.
Дети. А-а-а ...
Логопед. Мы потерялись в лесу.
Дети. Ау-ау-ау!
Логопед. Гудит пароход.
Дети. У-у-у!
Логопед. Мышка пищит.
Дети. Пи-пи-пи ...
Логопед:
– На занятиях в нашей группе мы еще
учимся красиво говорить,
Все звуки правильно творить.
Мы исправляем произношение
Развиваем язык,
Мы язычок свой тренируем,
Правильно дышим и слышим.
Наш слух мы хорошо развиваем,
Танцуем и в логоритмические игры играем!
Игра «Солнышко».
Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает логопед.
Утром солнышко встает –
Светом озаряет.
Вечером оно заходит –
Ночка наступает.
Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.
Мышка:
– Признаюсь, немного трудно, но интересно!
Логопед:
– Не так трудно, как кажется,
Надо только работать.
И тогда, как все вокруг,
Сможешь хорошо разговаривать!
Мышка благодарит детей и прощается, занятие заканчивается.