Конструкт урока литературного чтения для 2 класса на тему «Люблю все живое»


Министерство общего профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт урока литературного чтения для 2 класса на тему
«Люблю все живое»
Разработчик:
Марамзина А.А.,
студентка 3 «Б» группы,
Методист:
Перминова С.И.________
Учитель:
Часовникова Е.В.________
Камышлов, 2016
Тема: «Люблю все живое»
Класс: 2 «Б»
УМК: «Перспектива»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: усвоить представление о необходимости бережного отношения к природе и животным через изучение раздела;
Задачи:
Личностные:
Формирование осознания личностного смысла учения и интереса к изучению литературного чтения;
Осознание значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни школьника;
Формирование осознания необходимости сохранять природу и беречь животных;
Метапредметные:
Коммуникативные:
Формировать умение слушать и вступать в диалог;
Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
Развить умение работать в паре;
Готовность к сотрудничеству;
Развивать умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;
Регулятивные:
Формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Развить умение прогнозировать предстоящую работу;
Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке;
Познавательные:
Развить умение находить ответы на вопросы учителя;
Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;
Обогащение словарного запаса;
Совершенствование умения работать с учебником, словарем;
Предметные:
Развивать умение выразительного чтения текста;
Совершенствование умения читать для себя, по ролям;
Понимание смысла слов «сопереживание», «сочувствие»;
КУМО: УМК «Перспектива» учебник «Литературное чтение» (2 часть), наглядный и раздаточный материал;
Ход урока
Этап Время Деятельность учителя Деятельность ученика Методы, формы УУД
Организационный 1 мин Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
- Ребята, меня зовут Альбина Алексеевна, и сегодня на уроке мы с вами откроем ещё один раздел литературного чтения.
Приветствуют учителя, садятся на свои места.
Фронтальная форма, словесный метод, метод стимулирования интереса к учению (создание ситуации занимательности) К: формирование умения слушать и слышать учителя; готовность к сотрудничеству;Постановка темы и цели урока. 3 мин - Ребята, послушайте внимательно отрывок из песни и подумайте, о чем эта песня.
- О чем же эта песня?
- Так о чем же мы будем разговаривать сегодня на уроке?
- Эпиграфом сегодняшнего урока будет высказывание Константина Скворцова: «Жил удивительный, уникальный писатель Виталий Бианки, его всю жизнь упрекали, что пишет он не о главном – пишет о птичках, цветах, деревьях»
-Согласны ли вы с тем, что писать о птичках, цветах, деревьях – это не главное?
-А есть такие, кто согласен, что это не главное? Поднимите руку. -Сегодня на уроке мы с вами выясним, нужно ли нам беречь природу и животных или нет.
- Ребята, а кто-нибудь может предположить какая же тема будет сегодня на уроке?
- Итак, откройте, пожалуйста, учебник на странице 86-ой. Кто нам скажет, как называется раздел, к которому мы приступаем?
- Совершенно верно. Ребята, а как вы понимаете это название?
- А знаете ли вы, как люди называют животных? Так вот ребята, животных еще называют «Братьями нашими меньшими».
- Как вы понимаете это выражение?
- Как вы думаете, почему именно «меньшие»? как можно объяснить это слово?
- А слова «наши братья»? Как вы думаете, почему именно братья?
- Вы уже догадываетесь, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
- Совершенно верно, сегодня на уроке мы с вами выясним, нужно ли нам беречь природу и животных или нет. Слушают отрывок;
- О животных
-не согласны
-поднимают, если есть такиеПредполагаемые ответы:
- «Люблю все живое»
- любить животных, растения, птиц;
- Домашние животные, питомцы (братья наши меньшие).
- меньше по разуму;
- похожи на нас;
- о животных Фронтальная форма, словесный метод (беседа). К: формирование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения; Формирование умения отвечать на поставленные вопросы
П: формирование умения анализировать, обобщать
ОНЗ - Мы уже узнали, как называется раздел, к которому мы перешли. А кто-нибудь догадывается, какие произведения мы будем изучать? О ком эти произведения будут?
- Правильно, а как вы думаете, встретимся ли мы в этом разделе с какими-нибудь понятиями? С какими?
- А теперь посмотрите на стр. 86 с какими же понятиями мы познакомимся. Кто нам прочитает эти понятия?
- Верно, а как вы думаете, что такое сочувствие?
- А теперь давайте посмотрим, какое определение сочувствию дается в словаре Сергея Ивановича Ожегова.
_________прочитай нам, пожалуйста, первое определение.
Сочувствие – это
1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. (С. чужому горю.)
2. Одобрительное, благожелательное отношение. (Его поддерживало с. сына.)
- Как вы понимаете слово «сопереживание»?
В словаре данное понятие определяется как
Сопереживание – это
Сочувствие другому (переживать вместе с ним его душевное состояние).
- Ребята, а как вы считаете, чему мы будем учиться? Верно.
- Сейчас найдите на странице 86 диалог Ани и Вани. Все нашли?
- Когда мы будем читать диалог, подумайте, какова тема этого диалога.
- Слова Ани нам прочитает Олеся, а слова Вани - Данил. Все остальные внимательно слушают и следят.
- Молодцы, как вы думаете, какая тема у этого диалога?
- Ребята найдите, пожалуйста, фразу Ани «Мы в ответе за тех, кого приручили». Кто-нибудь знает, из какого произведения эта фраза?
- Так вот ребята, эта фраза из произведения  Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Посмотрите внимательно на эту книгу, кто-нибудь читал это произведение?
- А что вы уже знаете об авторе этой книги?
- Посмотрите, пожалуйста, на портрет, что вы можете сказать о нем глядя на портрет?
- Антуан де Сент-Экзюпери - известный французский писатель и профессиональный лётчик.
- Вернемся к нашему диалогу, что вы можете сказать о фразе, которую произнесла Аня: «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Как вы понимаете эту фразу?
-Какой вопрос задает Аня? Да, ребята, на самом деле это большая проблема – вымирание тигров.
- А как вы понимаете, что значит быть в ответе за львов, тигров, кузнечиков, птиц?
- А что делают с теми животными, которые на грани исчезновения?
-Абсолютно верно.
В красную книгу России входит список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Официальная Красная книга Российской Федерации появилась в 2001 году. Она включает 259 видов позвоночных животных. Например:
- Амурский тигр – один из представителей, которые находятся на грани вымирания, один из самых малочисленных подвидов тигра. Амурский тигр распространён на юго-востоке России, его численность всего 402 особи. Давайте посмотрим небольшой ролик.
- Представляете, как важно охранять животных, ухаживать за ними.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, вопрос Ани.
- Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос?
- Прочитайте, как отвечает на него Ваня?
- А теперь поднимите руку те, кто ловил птиц, бабочек. Рвал цветы, листья;
- Ребята, я смотрю таких не много (много), а как вы думаете, можно ли так поступать? Можно ли ловить беззащитных птиц и бабочек? А почему нельзя?
- Так какой же вывод можно сделать из вышесказанного?
- Мы действительно в ответе за тех, кого приручили, правда? Не нужно забывать об этом. - про животных;
Предполагаемые ответы:
- сочувствие…
- Сочувствие, сопереживание;
Предполагаемые ответы:
- отношение, переживание.
- Сочувствовать, сопереживать.
Читают диалог Ани и Вани.
Предполагаемые ответы:
- Да, «Маленький принц»;
- Нет.
Предполагаемые ответы:
- если мы кого-то приручили, то должны проявлять хорошее отношение, заботиться, внимательно относиться к людям и животным;
-Как мы можем быть в ответе за львов, тигров, маленьких кузнечиков, птиц?
-заносят в красную книгу
- Что мы можем сделать?
-птичкам делать кормушки, кузнечиков не убивать, тигров и львов защищать от браконьеров
-он делает скворечники, кормит птиц, не обижает и заботится о них
Предполагаемые ответы:
- Нельзя, потому что они все чувствуют; мы должны их оберегать, а не вредить им.
«Люди должны охранять природу и зверей, а не вредить ей!» Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядно-демонстрационный метод (книга «Маленький принц», презентация, словарь) практический (работа с толковым словарем, чтение диалога).П: обогащение словарного запаса; Совершенствование умения работать с учебником, словарями; Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;
П:формирование умения выразительно читать, читать по ролям; Понимание смысла слов «сопереживание», «сочувствие»;
К:формирование умения отвечать на поставленные вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения
Л: Формирование осознания личностного смысла учения и интереса к изучению литературного чтения; Осознание значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни школьника;
Первичная проверка понимания - Молодцы, у вас на парте лежат карточки со статьей Николая Ивановича Сладкова. Знаете ли вы кто это?
- это писатель, автор более 60 книг о природе.
- А сейчас для всего класса Маша Киселева нам прочитает статью «Они и мы», а вы внимательно следите, и подумайте, какое впечатление вызовет у вас эта статья.
- Выйди, пожалуйста, к доске и прочитай эту статью для всего класса.
- Итак, вы прослушали статью. А теперь давайте порассуждаем.
1. Как вы поняли, что связывает нас с братьями нашими меньшими?
2. А как автор называет их? Почему?
3. Какое главное правило при общении с природой предложил нам Николай Иванович Сладков?
- Мы с вами прочитали статью, ответили на вопросы, но что же на ваш взгляд самое главное из того, что мы сейчас прочитали?
- Совершенно верно. Мы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Предполагаемые ответы:
- О животных;
Внимательно читают и слушают.
Отвечают на вопросы:
Жизнь.
Наши соседи и земляки, потому что они живут с нами на одной планете;
«Не навреди!»
Предполагаемые ответы:
«Не навреди!» Фронтальная форма, Словесный метод (слово учителя, беседа), практический метод (работа с карточками, чтение про себя и вслух), наглядно-демонстрационный метод.
П: формирование умения анализировать, сравнивать
П:Совершенствование умения читать для себя
К: формирование умения формулировать вопросы, работать в паре;
Л: Осознание значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни школьника;
Физминутка
Мишка вылез из берлоги,Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)К нам опять пришла весна.Чтоб скорей набраться сил,Головой медведь крутил. (Вращения головой.)Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)Вот он по лесу идёт.Ищет мишка корешкиИ трухлявые пеньки.В них съедобные личинки —Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)Наконец медведь наелсяИ на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Первичное закрепление - А теперь давайте посмотрим, что же написал нам профессор Самоваров, после диалога.
- прочитайте, что нам сообщает профессор Самоваров. Читаем для себя 3 минуты.
- Давайте прочитаем текст выразительно, обратите внимание, как нужно читать, здесь много существительных, которые нужно выделять голосом, а запятые – паузами.
- Кто желает попробовать? Остальные внимательно следите и слушайте, правильно ли ваш одноклассник читает, и подумайте, какой бы заголовок вы предложили к данному тексту.
- А я бы назвала этот текст «Мы жители одной планеты»
- какой же вывод можно сделать из слов профессора Самоварова? Зачем человеку надо жить в мире с животными, птицами, растениями?
-У вас на столах лежат карточки с названиями животных. Рядом запишите названия детенышей этих животных.
- Выполняйте работу в паре с соседом по парте, совещайтесь шепотом. На работу вам дается 4 минуты. Можете приступать.
- Спинки прямые, локти на парте, ноги на полу.
- Завершаем работу.
- Итак, давайте проверим, что же у нас получилось.
- Начнем с первой парты у окна. Как вы записали название детеныша утки? Кто согласен поднимите руку.
- Вторая парта, как вы записали детеныша у овечки?
- у курочки?
- у коровы?
- у свиньи?
- у лисы?
- у рыбки?
- у лосихи?
- у волчицы?
- у голубки?
-Ребята, кто написал все названия детеныша правильно – поднимите руки, можете себе карандашом 5 на листочке поставить. У кого 2-3 неправильных ответа? Поставьте себе отметку 4. А остальным просто нужно подучить названия детенышей и они тоже будут успешны. -читают
-несколько учеников читают, остальные слушают
- животные учат нас любить, сочувствовать, сопереживать;
Утенок
Ягненок
Цыпленок
Теленок
Поросенок
Лисенок
Малек
Лосенок
Волчонок
Птенец Фронтальная форма, словесный метод (слово учителя, беседа), практический метод (работа с учебником, карточками), работа в паре.
П: формирование умения анализировать, сравнивать
П:Совершенствование умения читать для себя
К: формирование умения формулировать вопросы, работать в паре
Рефлексия Вы хорошо поработали сегодня на уроке. С каким же разделом мы сегодня познакомились?
Посмотрите внимательно на доску.
Сегодня я узнал (а)…
Сегодня я вспомнил (а)…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Кто хочет продолжить предложения?
- Ребята, то, что мы сегодня вспомнили и узнали, где нам пригодится в жизни?
-Кого бы вы оценили и за что?
-Вы сегодня порадовали меня. Спасибо за урок, можете отдыхать.
- Люблю все живое;
Словесный метод (слово учителя),
Фронтальная форма.
К: формирование умения отвечать на поставленные вопросы;
Р: Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке;
Л: Формирование осознания необходимости сохранять природу и беречь животных;
Домашнее задание Ребята, давайте запишем домашнее задание. Вам нужно будет разделиться на группы (по желанию) пообсуждать и придумать рассказ 5-6 предложений.
1 группа - придумывает рассказ про растения.
2- про зверей;
3- про птиц;
4- про насекомых;
Обсудите в группах, о чем именно вы будете писать, а дома рассказ напишет каждый самостоятельно. Фронтальная форма, словесный метод (слово учителя), работа в группах. К: формирование умения слушать и слышать;