Исследовательская работа на тему Святые места земли Шаховской


МБОУ
«Шаховская средняя общеобразовательная школа №1»
Святые места
Шаховской земли
Выполнила ученица 8 «В» класса
Фенина Светлана Алексеевна
Преподаватель
Топал Светлана Александровна
п. Шаховская
2011 год
«Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» 
В.А. Сухомлинский
Слайд 1.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Стремясь обрести благодать, мы часто отправляемся за тридевять земель, не задумываясь о том, что не меньшую благодать мы можем обрести совсем рядом. Нашему поколению нужно внимательнее относиться к тому, что милостью Божией мы имеем на родной Шаховской земле. Я предлагаю Вам совершить виртуальное путешествие по святым местам Шаховского района.
Слайд 2.
В нашей жизни, где столько труда и усталости,Столько боли в груди, столько слез на очах,Для усталой души одно место осталось -Это Божьего Дома уютный очаг.
В этом месте, где слышится весть о спасении,Возвышается смело Христа благодать,Еще слышны молитвы и дружное пение,Еще, падая, люди умеют вставать.
Здесь далекое прошлое с тайнами вечностиСочетается просто в прозревших сердцах.Люди помнят о дружбе, любви, человечности,Еще к Богу поднять не стыдятся лица.
Слайд 3
Церковь Андрея Стратилата села Белая Колпь
Деревянный храм во имя мученика Андрея Стратилата в с. Белая Колпь впервые упоминается в 1497 г. Каменный храм в стиле классицизма построен в 1807 г. тщанием владельца села князя Михаила Александровича Шаховского. Храм освятили в честь Воскресения Христова и устроили в нем приделы: во имя мученика Андрея Стратилата и благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора, Муромских чудотворцев (небесных покровителей князя). Позднее к церкви пристроили трапезную и трехъярусную колокольню. Высокие архитектурные особенности сооружения позволяют сделать вывод, что в постройке церкви принимал участие зрелый мастер. В 1918 г. имение князей Шаховских национализировано. Храм закрыли в конце 1930-х гг., здание использовали под склад зерна и холодильную камеру.
В 1997 г. церковь возвратили верующим. Началось возрождение храма, открылась воскресная школа, начались богослужения.
Слайд 4.
Спасская церковь с. Ивашково
В начале XVI в. в селе Ивашково упоминается церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, которая стояла «без пения». В 1673 г. в окладных книгах уже числится деревянная церковь Спаса Нерукотворного Образа с Успенским приделом. В 1794 г. тщанием генеральши В. П. Глебовой построен новый деревянный храм, который простоял 75 лет. В 1850 г. владелица села Наталья Петровна Глебова-Стрешнева начала строительство существующего храма в честь Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Эдессы в Константинополь. Проект церкви был заимствован из альбома типовых сельских церквей К. И. Тона. В 1873 г. величественная каменная Спасская церковь с приделами: в честь Богоявления Господня и Успения Пресвятой Богородицы, была освящена святителем Иннокентием, митрополитом Московским и Коломенским.
В 1936 г. церковь закрыли, в годы войны здесь разместили госпиталь. Во время немецко-фашистской оккупации по просьбе верующих возобновились богослужения, которые проводил иеромонах Ефрем. После освобождения села, он был репрессирован и обвинен в пособничестве фашистам — расстрелян вместе с церковным старостой. После войны богослужения продолжались до 1961 г. Затем церковь закрыли, устроив в ней клуб и совхозный склад.
В мае 1991 г. Спасский храм возвращен Русской Православной Церкви. В настоящее время храм полностью восстановлен, открылась воскресная школа, работает библиотека, организован детский церковный хор.
Слайд 5
Богородицерождественская церковь с.Бухолово
В 1898 г. во владении графов де Местр начали строить каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1901 г. при участии архитектора Н. Д. Струкова проект церкви был переработан, строительство продолжалось до 1918 г. Храм действовал недолго, в годы лихолетья его закрыли, здание пришло в запустение. В 1889-1890 гг. неподалеку от церкви на средства прихожан была построена кирпичная часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. В полуразрушенном состоянии часовня дожила до наших дней (слайд 6).
В 2000 г. при храме создана православная община.
Слайд 7
Сергиевская церковь деревни Городково
В 1871 г. в д. Городково была перенесена деревянная церковь из села Ивойлово Волоколамского уезда и собрана заново на деньги купца Т.Я.Львова. Ныне существующая церковь построена по проекту архитектора Н.П.Маркова. Церковь в честь Обретения мощей преподобного Сергия Радонежского возведена в 1892-1894 гг.. на средства прихожан и купца Т. И. Трошина. Главный престол Михаило-Архангельский. В 1930 г. церковь закрыли, разместив там склад.Во время немецкой оккупации 1941-1942 гг. церковь использовалась немцами как место сбора молодёжи перед отправкой в Германию. В 2000 г. храм передали вновь образованной общине верующих.
Слайд 8
Богородицерождественская церковь села Панюково
В 1797 г. супруга статского советника Н. В. Грибоедова в своей вотчине начала строительство приходской каменной церкви в честь Рождества пресвятой Богородицы. В 1803 г. строительство было закончено, и церковь освятили. В середине XIX в. селом владел помещик И. В. Сатин, а в 1911 г. здесь находилась усадьба Ц. Н. Самарина-Ивашнина и имение помещика Бурышкина. Церковный приход составлял 134 двора и 864 прихожанина. Панюково располагалось вдалеке от оживленных дорог и больших сел, в то время здесь находилось училище Московского воспитательного дома.
В 1947 г. храм закрыли.
Богослужения возобновились в 1999 г., когда при храме образовалась православная община.
Слайд 9
Сретенская церковь с. Пески
В 1596 г. в духовной грамоте Волоцкого князя Федора Борисовича упоминается сельцо Высоцкое. В Смуту село разорили, и оно превратилось в пустошь. Между 1704-1707 гг. крестьяне сельца построили деревянную церковь в честь Сретения Господня. После этого сельцо стало называться селом Высоким на Песках. В 1758 г. церковь сгорела от грозы, но иконы и иконостас удалось спасти. В 1858 г. прихожане купили на свои средства в соседнем селе Середа двухпрестольный деревянный храм во имя Живоначальной Троицы, пристроили к уцелевшей трапезной и освятили в 1860 г. в честь Сретения Господня.
Сретенская церковь стоит на высоком берегу р. Песочня и представляет ярусное, деревянное, рубленное и обшитое тесом здание, на высоком кирпичном цоколе.
Церковь и столпообразная ярусная колокольня перекрыты граненым купольным покрытием. Храм действует до сих пор и является уникальным памятником деревянного зодчества второй половины XIX в.

Слайд 10
Иоанно-Предтеченская церковь села Раменье
В XVI в. с. Раменье находилось в дворцовом ведомстве. В Смуту оно было разорено и превратилось в пустошь. В 1637 г. ее купил стольник Василий Андреевич Колычев, поселил здесь крестьян и построил деревянную церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Потом селом владели Лобановы-Ростовские. В 1715 г. в Раменье еще значится деревянная Предтеченская церковь, но в 1735 г. указана церковь в честь Обновления святого храма Воскресения Христова с приделами: в честь Иоанна Предтечи и свв. мчч. Флора и Лавра. В 1795 г. построили новый храм взамен обветшавшей церкви. В середине XIX в. село принадлежало Н. П. Глебовой-Стрешневой. В 1871-1895 гг. на месте старой деревянной церкви возвели каменный храм в стиле ампир с теми же престолами. С 1875 по 1912 г. в селе открылись: земская больница, земское училище, высшее начальное училище.
С 1937 по 2002 г. храм не действовал, в здании размещалась тракторная станция и котельная. В 1991 г. храм передали верующим. Постепенно Иоанно-Предтеченский храм восстанавливается.
Слайд 11
Никольская церковь села Черленково
В XVI в. в Черленкове находился небольшой монастырь, приписанный к Иосифо-Волоколамскому монастырю и построенный на его средства. В нем было 12 келий, здесь постригались местные вкладчики из крестьян и начальствовали свои игумены. Монастырская церковь во имя святителя Николая представляла монументальный четырехстолпный одноглавый храм, с тремя мощными пониженными апсидами, на булыжном фундаменте и дубовых сваях. На четверике стояла настенная звонница. В середине XIX в. верх храма перестроили, одновременно пристроили к западному фасаду здания трапезную.
В советское время храм закрыли. Во время войны в храм попал снаряд, полностью уничтоживший два алтарных полукружия. В 2000 г. при храме создана православная Церковь Николая Чудотворца (по одному из приделов также называемая Введенской).Восстановление храма еще не начато.
Слайд 12
Крестильный храм во имя Всех Святых п. Шаховская
5 августа 1997 г. по просьбе православного прихода Шаховская администрация выделила участок под строительство нового храма во имя Всех Святых.
В январе 1998 г. состоялось первое богослужение. Вначале возвели деревянный крестильный храм в честь Новомучеников и исповедников Российских. Строительство и обустройство крестильного храма закончено. Предполагается выстроить также дома причта и каменный храм во имя Всех Святых.
Слайд 13
Свое выступление хочу закончить словами митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна: «Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменниками великого русского дела, если не сделаем должных выводов из горького опыта… Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!» Пришло время духовного Возрождения России. 
Пусть вся жизнь будет радостным благодарением,Каждый день, каждый час, каждый прожитый миг.
За то самое сладкое в мире общениеВ церкви Божьей - собранье Христовых святых.