Ах, как быстро летят мои кони… (урок-игра по произведениям Б.Васильева)
Леонова Н.В.,
учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №33
города Смоленска
Творческая мастерская – необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из нескольких последовательных и взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников, которые имеют возможность выбора путей исследования, средств достижения цели, темпов работы и т.д. Мастерская так же, как и урок, предполагает получение новой информации, но эта информация предъявляется на занятии по мере запроса на неё от самих учеников.
На всех этапах работа ведётся в парах, группах, что помогает каждому ребёнку почувствовать себя успешным. Такие занятия часто воспринимаются не как урок, а как кусочек реальной жизни, в котором происходит «проживание», а при определённых условиях появляется возможность перехода от бытовых тем к обсуждению вечных духовных ценностей.
Урок литературы в 7 классе по теме:
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Тип урока: комбинированный.
Технология: творческая мастерская.
Цели урока:
1) образовательная: проанализировать рассказ Л.Андреева «Кусака», осмыслить нравственные уроки произведения;
2) развивающая: развивать речь, мышление учащихся, навык анализа литературного произведения;
3) воспитательная: воспитывать уважительное отношение к близким, чувство ответственности за домашних животных, сочувствие и сострадание к тем, кто попал в беду;
побудить учеников задуматься над важными нравственными проблемами.
Планируемые результаты: формирование у учащихся коммуникативных, познавательных, личностных, регулятивных универсальных учебных действий.
Формы организации учебной деятельности: работа в группах, индивидуальная работа.
Оборудование: 1) презентация с фотографиями-слайдами бездомных людей, стариков, живущих в домах престарелых; бродячих животных;
2) компьютер и видеопроектор.
Ход урока
Пока человек сидит, не узнаешь, хромой он или не хромой.
Пока человек спит, не узнаешь, крив он или не крив.
Пока человек обедает, не узнаешь, трус он или герой.
Пока человек молчит, не узнаешь, лжив он или правдив.
(Р.Гамзатов)
I. Индуктор
Цель: создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктором могут быть слово учителя, стихотворение, предмет, звук, мелодия, рисунок, презентация предметов искусства, кадр фильма и т.п.
Урок начинаем с презентации, которая представляет собой подборку фотографий бездомных людей, стариков, живущих в домах престарелых; бродячих животных. Презентация сопровождается чтением стихотворений А.Дементьева «О самом главном»(1964), «Я ненавижу в людях ложь» (1970), «Лось» (1972), «Дельфин» (1975), «В мире стало меньше доброты» (2005) и музыкальным сопровождением (можно использовать следующие произведения: А.Вивальди «Адажио», Д.Д.Шостакович «Седьмая симфония» и др.)
Запишите, какие чувства вызвали у вас прочитанные стихи, музыка и видеоряд презентации.
II. Социализация
Цель: соотнесение своей деятельности с деятельностью других, представление всем. На этом этапе каждый сравниает свою работу с другими, осваивая все возможные открытия.
Далее учащиеся представляют полученные результаты. Слова, которые чаще других звучат в ответах учащихся, вывешиваются на доску. (Чаще всего ребята называют такие слова, как одиночество, боль, ненужность, холод, тоска и др.)
А теперь нарисуйте своё настроение (затем идёт представление результатов). Почему вы использовали именно такие цвета?
III. Деконструкция
Цель: работа с основным материалом: им может быть какое-то одно произведение или группа произведений. Текст анализируется, выявляются требуемые учителю детали, которые на следующем этапе будут использованы для создания собственного текста. На нашем уроке за основу взят рассказ Л.Андреева «Кусака».
Что объединяет всё то, о чём шла речь в начале урока с рассказом «Кусака»?
Далее идёт работа по группам. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 15 минут
1 группа
Задание: определите, какое настроение является ведущим в 1 главе рассказа. Выпишите слова, которые помогают создать это настроение. Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему? Какова основная мысль этой главы? Каким цветом вы бы нарисовали эту главу и почему? Назовите слово, которое отражало бы суть этой главы.
2 группа
Задание: «Приехавшие дачники были очень добрыми людьми», - пишет Л.Андреев. Заполните таблицу словами из 2 главы, характеризующими поведение людей и собаки.
Дачники
Кусака
IV. Разрыв
Цель: озарение, новое видение предмета, явления, несоответствие своего старого знания новому. Разрывов может быть несколько. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания.
Так можем ли мы назвать приехавших дачников «очень добрыми людьми»? Почему?
Почему Кусака не может решиться на любовь к дачникам?
Каким цветом вы могли бы изобразить события этой главы? Назовите слово, выражающее основную мысль главы.
3 группа
Задание: выпишите в таблицу слова из 3 главы, характеризующие внешний вид собаки и её поведение.
Внешний вид
Поведение
В чём вы видите несоответствие? Почему собака не могла радоваться до конца?
Назовите цвет, которым вы представляете содержание главы и ключевое слово.
4 группа
Задание: выпишите слова и словосочетания из 4 главы, описывающие природу и погоду. Как это описание соотносится с чувствами Кусаки? Какую роль в этой главе играет эпизод с деревенским дурачком Илюшей?
Назовите цвет, которым вы представляете содержание главы и ключевое слово.
5 группа
Задание: выпишите глаголы, характеризующие действия собаки в 5 главе. Почему их так много? Какой глагол повторяется несколько раз? Почему?
V. Социализация
Цель: представление результатов работы групп, оформление их в таблицу, которую заполняет каждый учащийся.
Глава рассказа
Цвет
Ключевое слово
1
Чёрный, серый (цвета одиночества, тоски); красный (цвет крови, тревоги).
Одиночество, боль.
2
Зелёный (цвет надежды, жизни).
Надежда, радость.
3
Жёлтый (символ счастья).
Счастье.
4
Коричневый (символ тревоги).
Тревога.
5
Чёрный, серый, красный.
Одиночество, боль.
Какова основная мысль рассказа? Какие проблемы поднимает в нём автор? К чему призывает нас, читателей?
Для чего Л.Андреев использует приём кольцевой композиции в рассказе?
Написание синквейна (общая схема построения синквейна такова: название темы – атрибутивная характеристика – характеристика по действию – отношение автора – обогащённое название).
Учащимися был предложен такой вариант:
ОДИНОЧЕСТВО
Грустная, голодная, ненужная
Предали, забыли, обижали
Собака выла, разочаровавшись в людях
ГОРЕ
Из какого произведения взяты строки, ставшие названием урока? Какое отношение оно имеет к нашей теме?
Как вы понимаете слова эпиграфа?
VI. Разрыв
Цель: озарение, новое видение предмета, явления, несоответствие своего старого знания новому.
Чтение притчи.
Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.
Но вдруг она услышала голос где-то позади: « Пойдём, Любовь. Я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовьспохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Остановка 1
А как думаете вы, кто же был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
Это было Время.
Время? – переспросила Любовь. – Но почему оно спасло меня?
Остановка 2
Как вы думаете, как объяснило поступок времени познание?
Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.
Остановка 3
Как вы думаете, как эта притча соответствует содержанию нашего сегодняшнего разговора?
VII. Рефлексия
Цель: размышление о своём внутреннем состоянии. Самоанализ. Что открыл для себя? Что вызвало интерес? Чего не понял?
Написание сочинения, стихотворения, притчи по теме урока; рассуждение над словами А. де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Урок заканчиваем стихотворением А.Дементьева «В мире стало меньше доброты».
Литература
1. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11-й класс. Метод. пособие.- СПб.: Паритет, 2004.
2. Русский язык. 5-11 классы: технология педагогических мастерских/ авт.-сост. Л.А.Кобзарева.- Волгоград: Учитель, 2014.
15