Конспект урока по литературе на тему: «Семья в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Образ матери. Анализ 1 главы».
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Семья в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Образ матери. Анализ 1 главы».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Цели:
Образовательные:
начать знакомить школьников с содержанием повести;
развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ;
познакомить с героями произведения: семьей Тараса Бульбы , его сыновьями;
определить роль образа матери Остапа и Андрия;
повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, художественная деталь,
совершенствовать технику чтения;
добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;
Развивающие:
развивать речь учащихся, ввести термины: историческая повесть, пуд, сажень, нагайка;
развивать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения
развивать умение учащихся работать с текстом;
развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
развивать умение давать характеристику действующим лицам;
развивать самостоятельность, мышление
Воспитательные
развивать патриотические чувства;
воспитание уважительного отношения к родителям, уважения и любви к семье.
бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.
Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет Н.В.Гоголь; иллюстрации к повести; раздаточные карточки со справочным материалом, мультимедийная презентация
ХОД УРОКА
Эпиграф: «Вся семья вместе, так и душа на месте».
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) Психологический настрой.
- Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок! Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
2. Сообщение темы урока. - Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
- Сегодня на уроке мы будем анализировать 1 главу повести, понаблюдаем, как автор раскрывает образы главных героев повести: Тараса Бульбы, его сыновей и жены. Будем говорить о семье главного героя.
Учащиеся записывают в тетради тему урока, автора и название повести.
3. Опрос домашнего задания.
- Какое домашнее задание вы выполнили дома?
Мы прочитали 1 главу повести «Тарас Бульба», ответили на вопросы, составили словарь устаревших слов.
Работа с карточками.
Задание: соотнесите слово с его значением.
бурса избалованный, маменькин сын
свитка украинский музыкальный инструмент
мазурчикстихи
бандура верхняя длинная одежда
есаул иноверец
сафьян духовное училище
бусурман(басурман) средний офицерский чин
вирши кожа высокого качества
4. Открытие нового знания. Анализ 1 главы повести. I. Повторение теории литературы
- Что называется портретом? Для чего используется портрет в литературном произведении?
- Кто такой литературный герой?
- Что такое интерьер?
2. Аналитическая беседа по содержанию.
Игра «Лови вопрос».
- Назовите героев повести Н. В. Гоголя.
- С какого события начинает автор повествование?
- Откуда приехали сыновья?
- Рассмотрите иллюстрацию картины художника П. Соколова «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями». Опишите её словами из текста.
-Что мы узнаём о главном герое Тарасе Бульбе? Как он выглядит?
- А каковы отличия настоящего казака, каков его характер. Образ жизни, убеждения? Давайте послушаем.
-Опишите внешность сыновей, глядя на иллюстрацию. Давайте сравним с описанной Гоголем внешностью.
- Как встречает Тарас своих сыновей? Почему именно так, “с кулаками”?
- Какой мы видим мать в этом эпизоде?
3.Работа над образом матери.
1) Рассказ история жизни матери.
- Расскажите историю жизни матери.
2) Найдите описание матери. Прочитайте выразительно.
-
На что автор обращает наше внимание при описании внешности матери?
-Почему автор, говоря о матери, часто употребляет слово «бедная»?
Вывод:
Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.
- А как автор с помощью деталей интерьера при описании светлицы обращает наше внимание на образ матери?
- А что можно сказать о хозяйке?
- Как Тарас относится к своей жене?
- Опишите иллюстрацию «Мать» («Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?») художника А. Герасимов. 1952
и соотнесите со словами из текста.
- Каково отношение сыновей к матери?
Работа с литературоведческим словарём.
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Он играет большую роль в характеристике героя, служит одним из средств создания образа. Через портрет можно передать состояние человека, его характер.
Литературный герой - это любой персонаж, действующее лицо произведения.
Интерьер - это внутреннее убранство помещения.
Интерьер - средство характеристики персонажа.
Бульба, его сыновья
и мать.
С приезда сыновей Остапа и Андрия.
Сыновья учились в бурсе. Больше года прошло с последней встречи, так как Остап и Андрий приезжают только на каникулы.
Учащиеся читают отрывок из текста в лицах (стр.170 – 171)
Тарас Бульба – настоящий казак, «один из числа коренных».
“Двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно толст и тяжёл”.
Пуд – русская мера веса, равная 16,3 килограмма.
Бремя - ноша
Сообщения учащихся
Особенности коренного дворянства: созданы для “бранной тревоги”, отличаются “грубой прямотой”, любят “простую жизнь”, в отличие от тех, кто начинал подражать полякам и заводить “роскошь”; главное – защита православия. Для Тараса Бульбы сохранять верность традициям и защита православия – это одно и то же, звенья одной цепи.
“Крепкие здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва”. “Это дитя было двадцати с лишним лет и ровно в сажень ростом”
Сажень – русская мера длины, равная трём аршинам (2,13м)
“у их были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие”. “…При виде их рослости, могучести, телесной красоты вспыхнул воинский дух его”. “Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые чёрные усы теперь ещё как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности”.
Драка для Тараса Бульбы – игра, дружеское приветствие.
Главное в его жизни – борьба с врагом и окружающих он оценивает с точки зрения пригодности – непригодности к военной службе.
Мать говорит: “ …дитя молодое, проехало столько пути, утомилось, ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться”.
Опочить – отдохнуть, полежать.
Мать – человек, живущий ради своих детей, бесконечно любящий их.
И в двадцать с лишком лет они остаются для матери детьми ненаглядными.
Больше года прошло с последней встречи, так как Остап и Андрий приезжают только на каникулы.
Практическая работа с текстом.
Стр.177
Работа в группах.
Работа учащихся с текстом по сбору информации и оформление записи в тетради (170 – 180).
Морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
Бледная, худощавая и добрая мать,Худощавая старуха-мать Бедная старушкаОдна бедная матьБедная старушкаБедная матьМать, слабая как мать.
Работа с толковым словарём.
Бедный - несчастный, жалкий
Запись учащимися собранных материалов в тетради.
Выборочное чтение (стр.173)
Описание светлицы говорит о том, что хозяева живут зажиточно, на видном месте – оружие, а дорогие изделия из стекла и металла расположены в 3-4-м ряду полок. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина.
Словарная работа.
Нагайка – короткая ременная плеть.
Путы – верёвка или ремень, которыми стягивают ноги животного, чтобы ограничить свободу передвижения.
Чарки, кубки – небольшие сосуды для питья.
Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.
Выводы записываются в тетрадь:
1. Светлица “опрятная” с огромным столом и скамьями вдоль стен, в комнате редко кто бывает, а если её и используют, то для собраний.
2.На самом видном месте – сабли, нагайки, ружья, дорогие изделия (серебряные кубки, позолоченные чарки).
Отношение Тараса пренебрежительное, в его обращениях к жене нет уважения:
Она – баба, она ничего не знает.Полно выть, старуха.А где стара?
Чтение отрывка “ Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих…”
Любят, но боятся показать свои чувства, может быть, боятся насмешки со стороны отца.
5. Подведение итогов урока. -Какова семья Бульбы?
Семья недружная, родители и сыновья далекие друг от друга.
Тарас Бульба кричит, бьет, рушит.
Надо беречь семью - главная ценность жизни, и в воспитании детей тем более.
5. Рефлексия Подведем итоги урока:
-Каков образ матери в повести Гоголя « Тарас Бульба»? Как автор создаёт образ героини? Каково ваше отношение к героине? Как вы относитесь к своей матери? Всегда ли вы внимательны по отношению к ней?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»
1. Мне было трудно понять…».
2. Урок понравился, потому….».
3. «Я усвоил….»
4. «Я оцениваю свои знания…..потому что…» Заполняют бланк самооценки.
6. Домашнее задание Подобрать материал о Тарасе Бульбе по 1 главе и составить рассказ о Тарасе Бульбе.
Открывают дневники, записывают домашнее задание.