Рабочая программа по Трудовому обучению 2 класс 8 вид (Воронкова В.В.)

Пояснительная записка

Рабочая программа по трудовому обучению 2 класса для детей с лёгкой умственной отсталостью разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение» 2013г,в соответствии с;
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Учебным планом МОУ СОШ
Уставом МОУ СОШ 2
"Положением о рабочей программе"разработанным в МОУ СОШ;
Годовым календарным графиком МОУ СОШ ;
адаптирована для ученика 2 класса индивидуального обучения на дому в соответствии с психо – физическими и интеллектуальными особенностями данного ученика.
Целью данной программы является: 
- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;  - уважение к людям труда;  - получение элементарных знаний по видам труда.  Основными задачами являются:  - формирование трудовых качеств;  - обучение доступным приемам труда;  - развитие самостоятельности в труде;  - привитие интереса к труду;  - формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы. 
      Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
      -ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
      -предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
   -   контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
      В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
            Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
       Предусмотрены следующие виды труда:
      работа с глиной и пластилином;
      работа с природными материалами;
      работа с бумагой и картоном;
      работа с текстильными материалами;
      В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
      Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные   Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
            Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются рисунками.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития, психических особенной и навыков учебной деятельности. В соответствии с этим внесены необходимые изменения и дополнения в содержание ( уменьшено количество часов, отведенных на изучение всех разделов и тем) , структуры и задачи данной программы. Программы содержат материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.

Согласно учебному плану на изучение предмета «Трудовое обучение» во 2 классе предусмотрено -34 ч . 1 четверть – 9 ч.
2 четверть – 7 ч.
3 четверть – 11 ч.
4 четверть – 7 ч.

Учебно-тематический план

№ п/п
Наименование раздела
Количество часов

1
Вводное занятие
1

2
Работа с природным материалом
6

3
Работа с пластилином

9

4
Работа с бумагой

9

5
Работа с нитками
9


Итого:
34



Содержание программы
2 класс (34 ч)

Первая четверть

Работа с глиной и пластилином
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).
Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой,
кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома.
Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы:
киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.
Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля.
В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Назначение глины и применение этого материала в
промышленности. Глина – стоительный материал (кирпич, черепица). Назначение инструментов: киянка, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.
П р и е м ы р а б о т ы. обработка материала с применением резака. Обработка стекой
плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.
Работа с природными материалами (многодетальные изделия).
Экскурсия в природу с целью сбора материала.
Изготовление по образцу птички из желудей палочек, крылаток ясеня и проволоки.
Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки,
бумажных, поролоновых или кожаных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя.
Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки,
еловой шишки, палочек и бумажных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу самостоятельно по образцу.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Свойства материалов, используемые при работе:
цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
П р и е м ы р а б о т ы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток,
палочек. Соблюдение пропорций.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.
Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников,
кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Применение и назначение картона.
Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает
влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей
поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.
Работа с текстильными материалами
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.
Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков
нитей, шпагата, тесьмы.
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями повторение приемов шитья (игла вверх
вниз). Завязывание узелка.
Экскурсия в швейную мастерскую.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата,
тонкой веревки, сутажа.
Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются
(повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание,
разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.
Вторая четверть
Работа с глиной и пластилином Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей.
Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.
Лепка с натуры посуды конической формы: ведерка, цветочного горшка. Нанесение с
помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.
Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и
круга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Применение глины для изготовления посуды.
Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
П р и е м ы р а б о т ы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок
изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками.
Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов,
трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных).
Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.
Т е х н и ч е с к и е с в о й с т в а. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха,
перьев, используемых в работе. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований.
П р и е м ы р а б о т ы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы,
коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной
конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.
Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных
стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром (по заделу).
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон.
Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону,
рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли.

Третья четверть
Работа с глиной и пластилином
Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка и утенка, утки и гуся.
Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки.
Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых
учащихся лепка по образцу.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Пропорции лепных фигур птиц и животных.
Понятие о динамике в скульптурных изображениях.
П р и е м ы р а б о т ы. Расчленение формы изображения на простые геометрические
формы. Нахождение пропорций в изделии.
Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций.
Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.
Работа с природными материалами
Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняют
простейшие детали. Оформление макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке.
Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека. Слабые
учащиеся выполняют более простые детали макета.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Правила составления макета. Свойства и
применение материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.
П р и е м ы р а б о т. Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке.
Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке,
резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по
линейке.
Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов
поздравительных открыток, сувениров.
Экскурсия в картонажную мастерскую.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Правила склеивания картона бумагой с двух сторон.
Клеящие составы. Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Сочетания цветов. Соблюдение пропорций.
П р и е м ы р а б о т ы. Разметка бумаги и картона по линейке способом
откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
Работа с текстильными материалами
Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или
прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона.
Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги
в клетку.
Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по
самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки.
Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата
из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и последующую работу с помощью учителя.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Применение и назначение тканей в жизни людей.
Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.
П р и е м ы р а б о т ы. Составление выкройки по заданным размерам под
руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.


Четвертая четверть
Работа с глиной и пластилином
Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и
медведь»,«Лиса и журавль». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Пространственное положение деталей на макете.
Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии.
П р и е м ы р а б о т ы. Закрепление деталей макета на подставке способом
примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания.
Работа с бумагой
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной
бумаги.
Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора.
Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы»,
используя изделия учащихся.
Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Применение различных материалов (ткань, вата) и
предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок,
наклеивание картонных и бумажных деталей.
Работа с текстильными материалами
Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание
закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок.
Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся
выполняют вышивку сметочными стежками.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Виды отдельных ручных стежков: сметочный и
«шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала
выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдение порядка вышивания изделия.

Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий короче, длинный длиннее, выше, ниже и т.д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко далеко.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы
работы с различными материалами, уметь с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием, выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия самостоятельно, по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия и изделия товарища, уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке. Отвечать полными предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой маленький, высокий низкий, широкий узкий, и слова, обозначающие пространственные отношения предметов: впереди, справа слева; узнавать и называть основные геометрические формы и тела.

Межпредметные связи
М а т е м а т и к а. Счет в пределах 20. Разметка по линейке.
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о. Расчленение объекта на простые
геометрические формы. Понятие о декоративных узорах.
Р а з в и т и е у с т н о й р е ч и н а о с н о в е и з у ч е н и я п р е д м е т о в и
я в л е н и й о к р у ж а ю щ е й д е й с т в и т е л ь н о с т и. Полные ответы на вопросы. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.



































Основные требования к знаниям и умениям учащегося:

Учащийся должен уметь:
ориентироваться в задании по вопросам и самостоятельно;
сравнивать образцы с натуральными объектами, иллюстрациями, муляжами по вопросам учителя и самостоятельно;
самостоятельно составлять план работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно;
выполнять самостоятельно несложные изделия;
придерживаться планирования при изготовлении изделия;
осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя;
употреблять в речи техническую терминологию;
выполнять словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно;
делать подробный анализ своего изделия по вопросам учителя;
ориентироваться на листе бумаги;
уметь на глаз и с помощью линейки определять высоту, длину и ширину изделия;
обозначать размеры в сантиметрах;
соблюдать пропорции и размеры; правильно располагать детали;
узнавать и называть геометрические тела;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: высокий - низкий, широкий узкий, равны ; пространственные отношения предметов: впереди сзади, справа слева, рядом.























Учебно-методический комплекс.
Программа
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение
Учебник:
Л. А. Кузнецова «Технология: Ручной труд: 2 класс», учебник. М.: «Просвещение.







15