Тезис доклада ««Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые технологии»


«Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые технологии»
Павлова Анна Константиновна
Учитель химии ЧРССОШИ им. Д.П. Коркина
Мы с вами каждый день сталкиваемся с одной проблемой: как научить нашему предмету в условиях, когда все меньше учеников мотивировано на учение вообще и на изучение химии в частности.
Анализ показателей качества обучения и первичная диагностика по определению отношения учащихся к учебно-познавательной деятельности, в частности к химии, показала, что в среднем только 45,4% учащихся нравится изучение предмета; а 54,6% учащихся нуждаются в педагогической поддержке. Результаты диагностики мотивации к изучению предмета выявил проблему необходимости активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии.
Цель оптимизации познавательной деятельности учащихся: формирование осознанной мотивации к обучению, активизация учащихся на уроках и, в конечном итоге, повышение качества знаний.
Актуальность оптимизации познавательной деятельности учащихся связана с тем, что химия - прикладная отрасль экономики, необходимая для решения глобальных проблем современности. Одной из основных проблем является рост экологической неграмотности. Многие профессии связаны с основами химии: в пищевой, лесной и нефтяной промышленности, в медицине и других. Следовательно, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы он способствовал эффективному формированию человека знающего, понимающего важность химии в современном общественном прогрессе и умеющего применять полученные знания на практике.
Ведущее место в практике проведения уроков занимают технологии, основанные на игровых формах и методах, в ходе которых происходит оптимизация познавательной деятельности учащихся. В основу опыта положена идея оптимизации образовательного процесса. Так, Ю.К. Бабанский – автор теории оптимизации учебно-познавательного процесса определяет оптимизацию «как процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных». [1] Оптимизация требует учета конкретных условий, особенностей принятия решения в состоянии неполной информации; осуществляется людьми, имеющими свои особенности, сильные и слабые стороны, большую или меньшую способность к творчеству, интуицию.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности является состязательность. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме [5].
Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Игры сочетают в различных соотношениях: проблемный, поисковый и исследовательский методы, а по организации обучения - семинарскую и практическую формы. Эти методы используются в единой системе учебно-воспитательного процесса - «урок - внеклассная работа ».
Для актуализации имеющихся знаний у учащихся использую такие типы игр как: аукцион, путешествие, презентации. При изучении нового материала – лаборатории, информационные, тренировочные игры. Обобщение знаний можно провести через урок-суд, конференцию, соревнование, закрепляющие игры. Домашнее задание тоже может принимать форму игры. Использую следующие формы: взаимный опрос, рецензия, творческие домашние задания, составление ребусов, сканвордов, кроссвордов, химических сказок, мини-сочинений.
При этом учитываются возрастные особенности детей. В 8 - 9 классах: простые, знакомые детям игры, например такие как: «крестики-нолики», «кто лишний», «найди отличия», «какое слово зашифровано», тесты, кроссворды, «какое слово скрыто», «какое слово зашифровано», и др. В 10 - 11 классах используются другие формы работы: деловые игры, требующие собственного умозаключения: уроки - конференции, уроки - экологические суды, «аукцион знаний» и т.д.
Используемые игровые технологии способствуют реализации личностных способностей учащихся, которые проявляются:
в качестве знаний.
в результатах участия НПК (Третьяков Сеня, Макаров Никита - 3 место в республиканской НПК «Коркинские чтения», 2012г; Соломонова Алеся, Дима Илларионов- НПК «Шаг в будущее», «Коркинские чтения» - 1 место,)
в результатах участия на школьных и муниципальных этапах Всероссийских олимпиад школьников.
Второй параметр результативности - рост мотивации к изучению предмета.
Таким образом, игровые формы обучения на ряду с традиционной формой создают оптимальные условия для активизации познавательного процесса учащихся, повышают качественное усвоение учебного материала и привлекают учащихся в творческий учебный труд.














Литература:
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М., 1972
Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7. С.18.
Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2002. №7. С.25.
Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.
Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 305 с.
Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1983.
13. Исаев С.Д. «Об использовании дидактических игр» // Химия в школе. 2002. - 6.- стр. 50.
14. Павлова Н.С. «Обучающие игры на уроках химии» //Химия в школе», 2000. – 6 - стр.35.

15