Классный час Наши Защитники
КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционна) общеобразовательная школа-интернат №2»
Конспект занятия на тему:
«Наши Защитники».
Составила учитель начальных классов
Александрова Светлана Владимировна
Цивильск,2015
Цель: формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми подвигами нашего народа.
Задачи:
Обобщить знания учащихся о Героях Великой Отечественной Войны.
Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу учащихся.
Уточнить и расширить представления учащихся о защитниках страны в годы Великой Отечественной Войны.
Оборудование: проектор, компьютер
Предварительная работа.
Беседы о Родине.
Беседы о ВОВ.
Заучивание стихов
Рассматривание альбомов, книг, иллюстраций.
Класс оформлен боевыми листами, фотографиями участников Великой Отечественной Войны. Стенгазета. Презентация
Звучит фонограмма.
Ход занятия
Учитель:Ребята,на нашем занятии присутствует много гостей.Давайте их поприветствуем.Сегодня мы с вами поговорим о наших защитниках,которые отстояли нашу страну в годы Великой Отечественной войны.Отех,кто с оружием в руках защищал нашу свободу,нашу Родину.
А что же такое Родина для вас?(ответы детей.)
Ученик:
У самой границы. (сл.М.Исаковского)
У самой границы в секрете
Я зоркую службу несу.
За каждый пригорок в ответе,
За каждую ёлку в лесу.
Укрытый густыми ветвями,
И слышу я, и смотрю.
И сердце с родными краями
В такие часы говорю.
И всё мне становится ближе,
Как будто сквозь сумрак ночной,
Я всю свою Родину вижу
И вся она рядом со мной.
Проходят, встают предо мною
Деревни, поля и леса.
И месяц над самой трубою,
И липа напротив крыльца.
И чёрное море, и горы,
Где я никогда не бывал.
И стены кремля, у которых
Я клятву народу давал.
А только лишь утро затронет
Высокие сосны вокруг,
Я чую в далёком районе
Зарю объявляет пастух.
Мне чудится утренний гомон
И отблеск отточенных кос,
Как будто тропою знакомой
И сам я спешу на покос.
Я вижу, как солнце выходит,
Как трактор идет большаком
И как мальчуган на подводе
Бидоны везет с молоком.
А где-то за милую душу
Горланит петух молодой
И девушка – может, Катюша –
Из хаты бежит за водой;
И ласточки крыльями машут,
И топится чья-нибудь печь.
И всё это Родина наша,
А Родину надо беречь.
Учитель: Родина - это школа,улица,на которой вы живёте, ваши родные люди мама,ипапа, наш город Цивильск,наша столица Москва.
Ученик:
Стоим мы на посту, повзводно и поротно
Бессмертны, как огонь. Спокойны, как гранит.
Мы - армия страны. Мы - армия народа.
Великий подвиг наш история хранит.
Не зря в судьбе алеет знамя.
Не зря на нас надеется страна.
Священные слова "Москва за нами!"
Мы помним со времён Бородина.
Вручили нам отцы всесильное оружье.
Мы Родине своей присягу принесли.
И в жизни нам дана единственная служба:
От смерти заслонить грядущее Земли.
Не надо нас пугать, бахвалиться спесиво,
Не стоит нам грозить и вновь с огнём играть.
Ведь, если враг рискнёт проверить нашу силу,
Его мы навсегда отучим проверять.
Учитель:
Много лет отделяет нас от того памятного мая 1945 года.
В этом году исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.О войне мы сегодня знаем по книгам, фильмам,воспоминаниям ветеранов войны и труда.
А что же такое война? (ответы детей)
Ученик: Говорят, горе имеет свой запах. Война пахнет огнём и пеплом. Война-это горький пот, это письма, которые ждут и боятся получать.
Ученик:
Война-это краткое затишье и погибшие молодые жизни. Это несбывшиеся надежды.
Ученик:
Война! Жесче нет слова!
Война!Печальней нет слова!
Война! Святее нет слова!
В тоске и славе этих лет,
Земли немало кровью оросили,
И вечно будет помнить мир о том,
Как шли сыны и дочери России
Сквозь гром войны
К победе над врагом!
Учитель: Великая Отечественная война была самой тяжёлой и жестокой из всех войн.
Ученик:
Рассказ танкиста
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку...
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.
Машины обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд,
А он гвоздит, - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишком Он примостился - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка... Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду»...
«Да где же? Где?» - «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»
Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...»
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём,
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...»
И руку, как товарищу, пожал.
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.
(Рассказ учителя)
70 лет назад Германия, нарушив мирный договор, начала войну с Советским Союзом, так раньше называлась наша Родина. Люди мужественно сражались с врагом.
Наша Армия освободила нашу Родину и многие страны. Штурмом была взята столица Германии - Берлин.
(Показать слайда.)
Над куполом главного здания в Берлине - Рейстага - взметнулось красное знамя. Красное знамя водрузили на здание Рейстага сержант М. Егоров и младший сержант Кантария.
Ученик:
Как луг зари, алеет над стеклом
Священный стяг, пылавший над Берлином,
Когда уже не гарью, а теплом.
Повеяло под небом журавлином.
Ученик:
Под Брестом возносили, под Москвой.
На каменных руинах Сталинграда.
Закрыли люди в звании солдата,
Миллионы рук, в рубцах багровых
Ученик:
Через огни и горький дым разрух,
Они в Берлин внесли знамёна славы.
(показ слайда)
"Встречный марш." Муз.Чернецкого)
Учитель: Вот оно - знамя Победы.
Ученик: Знамя Победы - это красное знамя. Оно стало символом Победы. Красный цвет знамени обозначает огонь и отвагу. На знамени изображены серп и молот, а также пятиконечная звезда. Знамя Победы вы можете увидеть во время праздничного парада на Красной Площади в Москве и в других городах нашей Родины
Учитель: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб на полях сражений, и поздравляют тех, кто дожил до великого праздника. Вот и мы, дети, поздравим ветеранов, наших гостей с праздником Победы.
Учитель: Во время войны советские солдаты спасали от голода и смерти не только наших русских детей, но и детей других национальностей. Однажды наш солдат спас от бомбёжки и немецкую девочку, и в честь этого подвига в городе Берлине воздвигнут памятник советскому солдату.
Ученик:
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день 45 года
Стал последнею точкой в войне.
За всё, что есть у нас сейчас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатом,
Нашим дедам и отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей отчизны,
В честь наших солдат.
Учитель: У нас в классе портреты участников, Великой Отечественной войны (Ф. И. ветерана.) (видеозапись рассказа ветерана)
Учитель:
9 мая - Светлый праздник , в этот день все люди поздравляют друг друга, а особенно ветеранов. И к нам пришло странное письмо. (Показывает треугольный конверт).
- Дети, как вы думаете, откуда могло прийти такое письмо? (Дети отвечают, что такие письма посылали солдаты с Великой отечественной войны)
- Я думаю, вы правы. Оказывается, до наших дней сохранилось послание из прошлого. Солдаты - детям, живущим в 2015 году!
Такие "треугольники" НЕ ЗАКЛЕИВАЛИСЬ, а складывались особым образом. Таким способом решались две задачи: нет необходимости в конверте, и предоставлялся легкий доступ для военных цензоров.
Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был либо страничный листик из школьной тетрадки, либо – "двойной", вырванный из середины тетради. Складывать треугольник следовало так, как показано на рисунке. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали "письмо" из куска газеты и "отправляли" папке на фронт.
Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.
После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа.
Во время войны школьные тетрадки выдавались по счету, учительница пересчитывала листы, а страницы нумеровались. Тетрадку можно было купить, но в магазине они продавались редко. Поэтому письмо писалось убористым почерком, и заполнялись все поля, пригодные для письма. Но лицевая сторона с адресом и чистая оборотная береглись.
В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась крест-на-крест, но так, что оставался понятным обратный адрес. Запись о гибели делалась на "чистой" стороне треугольника. Иногда такое обратное письмо не доходило до адреса, особенно в случаях, если адресат пропал без вести или расстрелян за трусость. А иногда вернувшийся с "крестом" на адресной стороне треугольник заменял "похоронку".
Если боец попадал в другую часть, госпиталь или лазарет, на "чистой" стороне писался новый адрес. Такие переадресованные письма никогда не возвращались пославшему адресату, ибо возвращенное письмо приравнивалось похоронке. Некоторые письма "гуляли" годами и находили солдата через несколько лет после войны. После войны еще лет десять письма в армию и из армии на родину шли в таких треугольниках. Но этим правом могли воспользоваться только солдаты срочной службы на территории СССР. В Германии и Австрии солдатам выдавались конверты
-А сейчас мы напишем письма нашим ветеранам и сложим их солдатскими треугольниками.
Практическая работа. Дети складывают треугольниками листы с рисунками для ветеранов и «отправляют» по полевой почте.
Учитель: Много на свете есть важных слов: мама, Родина, счастье. А ещё есть важное слово- Мир!
Ученик. Мир - это Земля!
Ученик. Мир - это Солнце! Ученик. Мир - это люди! Дети : Мир - это дети! Мир нужен всем!
Ученик.
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города,
Мир нужен на Земле всегда!
(Дети исполняют песню " Хотят ли русские войны?»
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто нас на Эльбе обнимал,-
Мы этой памяти верны.
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю горькую свою.
Спросите вы у матерей,
Спросите у жены моей,
И вы тогда понять должны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
...Поймёт и докер, и рыбак,
Поймёт рабочий и батрак,
Поймёт народ любой страны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Учитель: Уважаемые гости, мы хотим и вас поздравить с наступающим праздником Победы. Пожелать вам чистого неба над головой, здоровья, мирной жизни, успехов.
Использованный материалы:
. (Песня " Солнце скрылось за горою". Муз. Блантера, слова Е. Долматовского)Песня " Хотят ли русские войны?»
"Встречный марш." Муз.Чернецкого