Конспект урока в 4 классе Безударные падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падеже
Тема: Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.
Дата: 27 ноября 2015
Учитель: Елисеева А.С.
Класс: 4а
Форма: Урок-путешествие.
Цель: развивать умения определять падеж имён существительных, правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; к. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. нравственно-этическое оценивание усвоения содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I Организационный момент
-Ребята, прежде чем начать наш урок, давайте разделимся на группы.
Дети вытягивают карточки, на которых написаны слова Родительный падеж, Дательный падеж и Именительный падеж, и образуют три группы.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в кругосветное путешествие (на доске карта полушарий).
- Ребята, посмотрите на карту полушарий и скажите, сколько материков у нас на планете?
- Каждый материк – это наша станция, на которой мы с вами будем выполнять различные задания.
-Итак, наше путешествие начинается.
-Первый материк с которого мы начинаем путешествие (карточка на доске) – Северная Америка, а станция – «Домашнее задание». Откройте ваши тетради, прочитайте предложения, которые вы записали, назовите склонение и окончание имён существительных.
II Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают предложения, называют склонение и окончания имён существительных.)
III Актуализация знаний
-Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа.
-Запишите предложение в тетради.
(Запись под диктовку)
На ветвях молодой рябины дружно кормятся вкусными ягодами снегири.
-Разберите предложение по членам.
-Укажите падеж имён существительных.
-Разберите слово рябины как часть речи (взаимопроверка).
IV. Самоопределение к деятельности.
- Чтобы узнать к какому материку мы отправимся дальше, нужно узнать тему сегодняшнего урока.
- Прочитайте слова, от печк.., к маск., по улиц., из церкв..(слова с пропущенными буквами записаны на доске)
Какой звук слышится в окончании существительных?
Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? (Ответы детей.)
Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос? {Падеж и склонение этих существительных.)
Определите падеж существительных. Как вы будете это делать? (Поставим вопрос, можно определить по предлогам.)
В каких падежах употреблены слова? (В дательном и родительном.)
Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить признаки дательного и родительного падежей, научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в этих падежах.)
Тема и задачи урока определены, и мы с вами отправляемся на следующий материк (открывается на доске карточка – Южная Америка. Станция «Падежная»).
V. Работа по теме урока
1. Повторение сведений о дательном и родительном падежах
(В ходе беседы учитель заполняет таблицу на доске, а учащиесяв тетрадях (кроме последней колонки).)
Вопросы
Предлоги
Окончания
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
Р. п.
(откуда? где?) кого? чего?
от, до, из, у, без, для, около, с, кроме, возле
Д. п.
(куда? где?) кому? чему?
к, по
Поставьте вопросы к словам, записанным на доске.
На какие смысловые вопросы отвечают имена существительные в каждом из этих падежей?
Можно ли по этим вопросам различать падежи? Почему? (Нет, так как в обоих падежах есть одинаковый вопрос где?)
Что нужно делать, чтобы не допустить ошибку? (Надо поставить падежный вопрос: чего? или чему?)
Как ещё можно различать падежи? (По предлогам.)
Как правильно написать безударное окончание имени существительного?
· (Можно вспомнить, можно подобрать слово с ударным окончанием.)
Молодцы! Справились с заданием на станции «Падежная».
2. Работа по учебнику.
-Следующий материк – Африка и станция «Ревизор».
Команды получают карточки со словосочетаниями (по числу участников). Каждый игрок должен определить падеж одного существительного из словосочетания и передать карточку соседу. В качестве ревизора приглашают игрока соседней команды, который проверяет выполнение задания. Побеждает самая быстрая команда, которая выполнит работу без ошибок.
Упражнение 133 (по группам)
Команда 1
подошел к пасек... – ... п.
доволен рисунк... – ... п.
сидели на крыш... – ... п.
засыпало снег... – ... п.
запах сирен... – ... п.
Команда 2
доехали до деревн... – ... п.
бежит по тропинк... – ... п.
приехать от дедушк... – ... п.
играли на площадк... – ... п.
говорили об учеб... – ... п.
Команда 3
идет по пустын... – ... п.
рассказал о фасол... – ... п.
встанет в рощ... – ... п.
гордиться друг... – ... п.
около бабушк... – ... п.
Проверка ревизором работы у доски с объяснением.
- Сделайте вывод: у каких имён существительных окончания в родительном и дательном падежах одинаковы? ( У существительных 3-го склонения.)
У каких существительных окончания отличаются? (У существительных 1-го склонения.)
Молодцы, ребята! Справились с испытанием!
Теперь нашим командам пришло время отдохнуть!
Физкультминутка (видео). Ребята повторяют движения под музыку.
Закрепление изученного материала
- Отплываем от берегов Африки и направляемся к следующему материку. Открывается карточка материка – Австралия, и станция «Морфологическая».
Каждая команда получает карточки с заданием.
-Ребята, побеждает та команда, которая безошибочно выполнит морфологический разбор существительного.
Морфологический разбор имен существительных
Команда 1 – (к) пасеке – ...
Команда 2 – (до) деревни – ...
Команда 3 – (о) фасоли – ... .
Проводится командная взаимопроверка у доски.
- Справились и с этими заданиями!
- Завершающим материком в нашем сегодняшнем путешествии, к которому мы направляемся – Евразия! И станция «Самостоятельная».
Самостоятельная работа
А) Работа по карточкам
Вставь окончания, определи род, падеж и склонение имен существительных. С одним из словосочетаний составь предложение.
с отмел... –
к маск... –
на лошад... –
по пол... –
о доклад... –
на памятник... –
Б) Разноуровневые тесты «Склонение имен существительных»
Дети сами выбирают уровень текста. Чем он выше, тем больше баллов начисляется.
Текст 1
Определи склонения имен существительных.
бабочка – _______________ сынишка – _________________
братишка – ______________ свирель – __________________
испуг – _________________ закат – _____________________
болезнь – _______________ дядя – _____________________
зверь – _________________ солнце – ___________________
Текст 2
Запиши к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения. Обозначь склонения всех имен существительных.
мама – конь –
неправда – Александр –
Луна – площадь –
Андрей – картошка –
дед – папа –
Текст 3
От данных существительных образуй новые слова 3-го склонения. Обозначь склонения всех имен существительных.
вещица – кисточка –
мышка – тетрадка –
морковка – дочка –
ночка – горсточка –
печка – брошка –
Рефлексия:
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
-Возьмите карточки и заполните их (Подчеркнуть слово).
1.На уроке я работал.. 2.Своей работой на уроке я.. 3.Урок для меня показался.. 4.За урок я.. 5.Мое настроение. 6.Материал урока мне был.
7. домашнее задание мне кажется..
1. активно / пассивно 2.доволен / не доволен 3. коротким / длинным 4.не устал / устал 5. стало лучше / стало хуже 6. понятен / не понятен полезен / бесполезен
7. легким / трудным интересно / не интересно
Подведение итогов урока.
Чему вы научились сегодня на уроке?
В каких падежах и у существительных какого склонения может быть окончание -е, -и?
Что вы узнали об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах?
Какое упражнение вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Упр. 218 (с. 117).
·15