Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.


Конспект урока по теме:
«Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже».
Цели урока:
-формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже;
-познакомить с предлогами, которые употребляются с существительными в родительном падеже, с правописанием ударных и безударных окончаний существительных в родительном падеже;
-продолжать учить учащихся самостоятельно решать поставленные перед ними проблемы, делать выводы, анализировать свою работу, обобщать полученные знания и делать выводы;
-создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества учащихся, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
2.Актуализация знаний.
1) Минутка чистописания.
-Прочитайте слова, назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает звонкий, парный, твёрдый согласный звук.
Игра, огурец, угол.
Письмо буквы Г,г.
2) Словарная работа.
-В новом словарном слове, с которым мы сегодня познакомимся тоже есть эта буква.
-Отгадайте загадку.
Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам.
На одном таком листе много разных новостей. (газета)
-Слово газета происходит из итальянского языка. Изначально газетой называлась монета в два сольдо (итальянские деньги) с изображением сороки. На неё можно было купить газету. По-итальянски сорока звучит как газза, отсюда и слово газета.
(Запись слова, подчёркивание орфограммы).
-Подберите однокоренные слова.
(Газетка, газетчик, газетный).
-Составьте словосочетания с этим словом.
(Покупать газету, напечатать в газете, писать для газеты).
-Определите падеж имени существительного газета.
-Как определить падеж имени существительного?
3.Самоопределение деятельности.
На доске записана тема:
«Правописание окончаний имён существительных в ……….. падеже».
(Часть названия закрыта).
Учитель выставляет карточки:
*Кого? Чего? Где? Откуда? Куда?
*От, до, из, без, для, около, вокруг, после, кроме.
*1 склонение - -и, -ы 2 склонение - -а, -я 3 склонение - -и.
-На какой падеж указывают все эти сведения?
(На родительный падеж).
-Какие сведения нами ещё недостаточно изучены и требуют исследования?
(Склонение и окончания).
-В чём трудность при определении падежных окончаний существительных?
(Падежные окончания бывают ударные и безударные).
-Сформулируйте задачи урока.
(Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1. 2 и 3 склонения в родительном падеже).
4. Работа по теме урока.
Коллективная работа.
-Запишите данные слова в родительном падеже, определите склонение, выделите и сравните окончания.
Библиотека, тишина, аллея, агроном, железо, поле, сирень, радость, тетрадь.
-Сформулируйте вывод.
(Существительные 1 склонения в Родительном падеже имеют окончания - -и, -ы; 2 склонения - -а,-я; 3 склонения - -и).
-Как проверить безударное окончание имени существительного?
(1 способ – определить падеж, склонение существительного и вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в родительном падеже.2 способ – подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием).Коллективная работа.
-Раскройте скобки и поставьте имена существительные в родительном падеже. Выделите окончания, укажите склонение.
Шишки (ёлка), на краю (пропасть), лист (бумага), гнездо (белка), кусок (булка), сок (морковь), красота (степь), ствол (рябинка), книга (Оля), ветка (сирень).-Как проверить безударное окончание имени существительного?
3)Работа в парах.
-Употребите имена существительные, данные в скобках в родительном падеже с подходящими по смыслу предлогами.
Пришёл (улица), вышел (беседка), стоял (площадь),след (крыша), дошёл (деревня), комната (мебель), сошёл (лестница).
-Проверка на доске.
-Как проверить безударные окончания имён существительных?
Самостоятельная работа.
-Спишите. Вставьте попущенные буквы, укажите склонение имён существительных.
Шерсть лошад. блестела на солнце.
Около печк. дремлет пушистый кот.
В метель можно сбиться с дорог..-Проверка на доске.
-Как проверить безударные окончания имён существительных?
Самостоятельная работа.
-Переделайте предложения по образцу.
а)На небе луна. – На небе нет луны.
б)У меня есть собака.
в)В лесу есть земляника.
г)На столе стоит стакан.
д)На грядке растёт морковь.
е)В небе яркое солнце.
-Взаимопроверка.
-Как проверить безударные окончания имён существительных?
5.Итог урока.
--У каких существительных окончания в Родительном падеже одинаковые?
-Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имён существительных в родительном падеже?
6. Рефлексия.
-Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
-Какие задания вызвали трудности?
7. Домашнее задание.