Письменное умножение многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями
Класс: 4 Предметная область: математика, УМК « Школа России» Составила учитель начальных классов: Завалищина Т.Ю.
Чкаловская школа – интернат московской области
Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Первый урок в изучении темы.
Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Цели: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями; использовать данный прием в системе ране изученных знаний; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- готовность анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять алгоритм решения и пользоваться им; слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; готовность оценить свою работу.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; составлять краткую запись и рассуждать по ней; решать текстовые задачи, уравнения, определять части круга, переводить одни единицы времени (длины) в другие; выполнять и строить алгоритм; представлять, анализировать данные.
Оборудование урока: ПК, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с заданиями, алгоритм умножения на карточках). Учеб
ник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 2.
Прогнозируемые результаты:
Предметные. В конце урока ученики должны знать: 1. Алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
2.Уметь письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.
Метапредметные
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные. Должны уметь сотрудничать с учителем и сверстниками
№ п./п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)
I. Организационный
момент (1 мин)
Цель:
мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне
Создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Прозвенел звонок – начинается урок.
Чтоб урок прошёл прекрасно,
Хорошо, отлично, классно
Наберитесь вы терпенья,
Лень отбросьте и тогда, все получится, друзья!
Хором дополняют реплику учителя.
Садятся за парты
Личностные УУД:
Самоорганизация на учебную деятельность.
II Этап подготовки
к активному, сознательному усвоению знаний.
/5 мин./
1.Устный счет: 9000 х 7; 2500 х 3; 4700 х 2
2.Проверка домашнего задания (Вычислить результаты удобным способом. № 36(с. 12))
- Проверим первый и четвертый примеры.
12 х (5 х7)
- Назовите значение выражения.
- Какой способ вам помог найти результат?
- Поднимите руку, кто выбрал такой же способ?
17 х (4 х 10)
- Почему?
- Каким свойством пользовались при вычислениях?
9 сот. х 7 = 63 сот. = 6300
Объясняют свой выбор
(420) (Ученик: «Я считаю, что удобно (12х5) х7, т. к. в первом действии получаю круглые десятки, а их легко умножить на 7)
(Все)
17 х (4 х 10) – способ выбрал 1 ребенок
(17х4)х10 – остальные ребята
Это удобнее, т.к. двузначное число легче умножать на однозначное нежели на трехзначное
-Применяли свойство умножения числа на произведение.
Актуализировать знания для проведения простейших математических вычислений
Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения
Познавательные УУД:
- Общеучебные;
- Логические;
III. Постановка темы и задач урока
(3мин)
1.)Самоопределение к деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Создание проблемной ситуации.
/Цели:
выявление места и причины затруднения, постановка цели урока;
.
1270054610955675698514890757366020320006985
6·9=
26·3 139·0
264·10
120332516510
92· 100 2413000107950
532·300
Веду подводящий диалог.
- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить.
-Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.
( По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения)
(Слайд 3)
Участвуют в диалоге, объясняют приемы умножения.
- Можно посчитать фигуры. (Считают)
- Можно назвать доли круга. (Называют)
- Можно найти значения выражений.
1) табличное умножение
2) внетабличное умножение
( разбиваем на разрядные слагаемые)
3) умножение на нуль.
4) умножение на 10 (умножить на 1 и добавить 0)
5) умножение на 100 (приписать к 92 два нуля)
6) В ¼ круга - такие примеры не решали Цель:
активизировать у учащихся мыслительные операции, внимание, память и побудить к осознанию темы
2. Постановка темы и учебной задачи
Ведёт побуждающий диалог.
- Почему вы затруднились назвать произведение в 1/4 круга?
Побуждаю к осознанию темы и цели урока.
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
Какие варианты решения данной проблемы вы можете предложить?
Используйте ранее полученные знания, попробуете решить сами.
- Какой вариант выберете и почему? Участвуют в диалоге.
- Потому что с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение на числа, оканчивающееся нулями, где первая цифра частного больше единицы)
Формулируют тему урока.
-Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.
Дети предпочитают « открывать» новое знание сами.
Познавательные УУД:
- постановка и формулирование проблемы
- поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
IV
.
«Работа по теме»
(Всего 15 мин)
1. « Открытие» детьми нового знания.
/5 мин./
Цель:
построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
2. Составление алгоритма письменного умножения многозначного числа на число, которое оканчивается нулями (3 мин)
1. Организует деятельность.
- У кого есть предположения, как можно его вычислить?
- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?
- Какой закон математики вы применили? ( Слайд 4)
- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?
- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?
- Какой способ мы можем ещё использовать?
- Умеем мы это правильно делать?
- Дайте более точную формулировку темы нашего урока.
- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? ( Слайд 5)
2.Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его.
- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?
- Откройте учебники на стр.13, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением.
- Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике.
- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания.
- Сейчас объясним приём умножения на доске.
3. Вызывает к доске ученика, верно решившего пример.
- Сделаем вывод
- Открытые вами знания позволят сформулировать алгоритм письменного умножения многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями.
4. Организую работу в парах по составлению алгоритма умножения.
- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.
- Что такое алгоритм?
- Сейчас мы его составим.
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.
Вывожу алгоритм на экран. (Слайд 6) Выдвигают гипотезы:
1- устно 532 х (3 х 100) =(532 х 3) х100
- Сочетательный закон
2 - на калькуляторе
-Нет. ( Представьте, что нет источника питания)
3 - столбиком.
Дети формулируют тему и учебную задачу урока.
- Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
- Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа
/в столбик /на числа, которые оканчиваются нулями.
Пытаются решить пример самостоятельно.
- В учебнике.
Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.
(8 человек решили так:
х 532
300
159600
2 человека решили так:
х 532
300
159600
Называют произведение в ¼ круга.
Объясняют приём умножения.
- 532 х 300
3х100, значит (опираясь на свойства умножения)
я сначала х532
3_
и получу 1596, а затем
умножу на 100, (умножу на 1 и добавлю 00)
и получу 159600
- Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе.
- Пошаговое выполнение действий.
Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.
Одна пара зачитывает.
1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.
2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
3.К полученному результату приписываю нули.
4.Читаю ответ. Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
Умение сравнивать, анализировать, давать оценку своим действиям
Создание алгоритма деятельности при решении проблемы.
V. 3. Первичное закрепление с проговарива-
нием.
/4 мин./
Цель:
Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями в решении примеров.
4. Самостоятельная работа (3мин)
Включение нового в систему знаний и повторения.
/Всего13 мин./
1.Работа по карточками с прогнозированием результатов.
Закрепление новых знаний и повторение (3 мин)
Задачи перед детьми: прогнозировать свои результаты; сравнивать прогноз и результат; объяснять причину ошибки
Организую работу по закреплению нового знания.
1)Фронтальная работа с проговариванием вслух.
- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( С.13 №40 – 1 строчка)
- Понятен ли вам этот вычислительный приём?
- Как проверить, что вы его усвоили?
2) Самостоятельная работа (с.13 №40 – 2 строчка)
Даёт инструктаж по выполнению задания.
1)Работа с карточкой
- У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны 2 задания: первое в виде теста, а второе - задача
1. Укажи произведение чисел 154 х 500
7700 77000 77200
2*. Пол в коридоре нужно покрыть прямоугольным куском линолеума длина которого 2м , а ширина 8 дм 5 см. Какова его площадь?
Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки и около второго задания вы видите овалы.
- Закрасьте их зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь.
- Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. ( А тем, кто запутался с задачей предлагаю карточку с частичным планом решения)
- Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.
- Передайте карточку соседу.
Вывожу ответы к заданию на экран.
( Слайд 7)
- Если нет ошибок, закрасьте нижний треугольник зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.
- Верните карточку владельцу.
- Совпал ли ваш прогноз с результатом?
Два ученика работают у доски, остальные в тетради.
- Решить примеры самостоятельно.
Решают. Выполняют взаимопроверку и, если понадобится, оказываю помощь друг другу.
Прогнозируют результат и выполняют задание.
Взаимопроверка по готовым ответам с со слайда.
- Ответы детей / Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил.
- Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку./
Решают.
Проверяют и сравнивают, закрашивают.
Делают вывод и, если надо, исправляют ошибки. КоммуникативныеУУД:
Умение выражать свои мысли;
Регулятивные УУД:
Овладение алгоритмом умножения;
Регулятивные УУД:
Самоконтроль;
Коррекция
Взаимопроверка
Прогнозирование результатов.
Сравнение прогноза и результата
Коммуникативные УУД:
Учебное сотрудничество;
Физминутка
(2 мин)
Музыкальная пауза
;
2.Какое из заданий не отвечает теме нашего урока?
/5 мин./
Цель: учить анализировать с целью выделения новогоприема умножения среди материала для повторения..
Тренировать способность к самоконтролю по эталону и самооценке.
Учить работать в группах и четко выражать свои мысли.
3. Работа над задачей в учебнике
(5 мин)
Цель: создать условия для индивидуального рассуждения над ходом решения задачи, используя совместно составленную таблицу. 1) Организую индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону.
-Внимание на доску. Перед вами 4 задания.
- Какое из данных заданий не отвечает теме нашего урока?
- обычное
а) 6 324· 50 - 736·300
б) х : 4= 432·200 - сложное
в)6 895+ (72 456 - 658)
г) 2сут. =_______мин - самое сложное
Осталось 3 задания.
- Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить.
- Выполните его.
/ Прохожу по классу, наблюдаю, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладу рядом с его работой фишку (цвет фишки – уровень сложности выбранного задания)/
- Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей.
- Посмотрите внимательно на доску и сверьте свою работу с образцом.
2) Организую работу над задачей.
- Вернёмся к учебнику. Задача № 43 (с. 13)
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Как звучит вопрос задачи?
- Как удобнее записать условие задачи?
- Правильно, в виде таблицы.
/В ходе работы составляется таблица/
- Обведите главный вопрос задачи.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-. Каких данных не хватает во второй строчке, чтобы ответить на этот вопрос?
- Что еще необходимо знать, чтобы найти количество фломастеров, если известно общее количество предметов?
- Какая строчка таблицы поможет найти число карандашей?
-Кто может провести свое рассуждение по таблице?
- Кто может рассказать ход решения задачи?
- Кто затрудняется? (Индивидуальный подход)
Предлагаю решить задачу в тетрадях.
Ответ обсуждаем всем классом.
Взаимоконтроль с проверкой по эталону.
/3 мин./
Цель:
-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
Анализируют и делают вывод, что лишнее задание в).
- Лишнее задание в), так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел и порядок действий.
Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их.
а) – обозначить порядок действий, выполнить умножение и сложение столбиком
в)- решить уравнение
г) – перевести одни единицы времени в другие
Выбирают и выполняют задание.
Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.
Сверяют решение с образцом на доске
Исправляют ошибки.
Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи.
Кол-во в 1 кор. Кол-во кор. Всего штук
карандаши 12шт. 40 к. ?
560
фломастеры ? шт. 10 к. ?
1 ученик записывает решение задачи на доске.
(Количество фломастеров в одной ко-ке)
(- Нет)
(- Количество фломастеров в 10 кор-ках)
(- Надо знать количество карандашей в 40 коробках)
(- Первая)
Один из учеников рассказывает ход решения задачи.
Рассуждение начинают так: -Из первой строки таблицы могу найти количество карандашей в 40 коробках (40 х 12) – эту сумму вычту из 560 и найду недостающее число в 3 столбике, т. е. общее число фломастеров. Осталось ответить на главный вопрос.
( Решают.) Оценивают свою работу
Познавательные УУД:
- анализ с целью выделения главных признаков;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение и поиск необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;
-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.
Регулятивные УУД:
- планирование;
- контроль;
- коррекция;
- самооценка.
10.
11.
12 Итог урока
1 мин
Рефлексия учебной деятельности.
/ 2 мин./
Цель:
- Оценить результаты собственной деятельности.
Домашнее задание
(1 мин) - Какая тема нашего урока?
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
- Что надо помнить, выполняя умножение чисел, оканчивающихся нулями, столбиком?
- Поднимите руку кто уверен в том, что понял новое правило письменного умножения?
- Какой этап урока вам больше понравился? Оцените свою работу на уроке.
Провожу инструктаж домашнего задания.
С. 14 № 47
Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока.
- Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.
- Научиться письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
- Выполнять умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписывать столько нулей, сколько содержится во втором множителе.
Ответы детей
Анализируют и оценивают свою работу на уроке.
.
Записывают задание в дневники.
Регулятивные:
- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- умение структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свои высказывания;
Цель:
- закрепить умение решать текстовые задачи;
- применение нового способа действия;
- создание ситуации успеха.