Конмпект классного часа по теме: Интернет: друг или враг?


КЛАССНЫЙ ЧАС
ФИО учителя Щербинина Наталья Викторовна, учитель высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9».
Тема Интернет: друг или враг?
Форма проведения Ток – шоу.
Цель Формирование умения использовать Интернет во благо себе.
Задачи Ознакомить учащихся и родителей с вредными последствиями компьютерных игр, дать необходимые знания о локальной сети Интернет, дать представление об Интернет - зависимости;
Развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером;
Формировать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Развивать навыки участия в дискуссии.
Оборудование Плакаты, Локальная сеть, Интернет, магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер операционная система Windows, пакет программ Microsoft Office, компьютерная презентация к классному часу (Microsoft Power Point), демонстрационный материал, раздаточный материал, аудиозаписи, видеозаписи.
Аудитория Учащиеся и родители 4Б класса, классный руководитель, психолог школы, педагоги школы, учащиеся школы.
Актуальность данной темы классного часа.
В настоящее время компьютеризация процесса образования в Российской Федерации весьма активизировалась. С одной стороны, учителя, логопеды, психологи активно используют в практике своей работы информационно – коммуникационные технологии. Их применение значительно повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса. С другой стороны, процесс общения с компьютером у учащихся вызывает большой интерес. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, учебной деятельности. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся контролировать свою деятельность, стремятся к достижению положительных результатов.
С компьютером дети “общаются” и в школе, и дома. И далеко не всегда в домашних условиях этот процесс контролируем. Ребёнку часто бывает трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается, оспаривается. Многие из детей имеют индивидуальный опыт психогенного характера, многочисленные трудности в поведении, общении, обучении. И этих детей очень сильно притягивает любая возможность работы с компьютером и ещё более – с выходом в локальную сеть Интернет, часто, как уход от тяжёлой реальной жизни.
В целях сбережения здоровья учащихся, педагогам необходимо не только изучать рекомендации по вопросу безопасности работы на компьютере, критерии гигиенической оценки урока и гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий и применять эти рекомендации в практике своей работы по использованию средств ИКТ, но и вести разъяснительную работу с учащимися о том, как не навредить своему здоровью при работе с компьютером, когда компьютер для детей – «друг”, а когда – “враг”, какую помощь приносит Интернет и в чём его отрицательные стороны. Работу эту нужно проводить систематически и целенаправленно, например, через специально подготовленные классные часы.
Содержание классного часа
Звучит музыкальная видео - заставка шоу.
Введение.
Вступительное слово учителя.
-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, гости. Начинаем ток–шоу "Разговор о главном". Мелодия запуска « HYPERLINK "http://windows.microsoft.com/" \t "_blank" Windows»
Люди, которые сталкиваются в своей жизни с компьютером, конечно же, узнали мелодию, которая свидетельствует о начале работы компьютера.
Упражнение «Ассоциации»: Скажите, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово компьютер.
За последние несколько лет компьютер становится всё в большей степени неотъемлемой частью почти каждого человека. А Интернет по праву можно считать одним из самых значимых изобретений человечества, и как любое глобальное явление, повлиявшее на развитие человеческого общества, имеет две стороны медали. "Интернет: наш друг или враг" – это словосочетание в последнее время слышится очень часто. Об этом решили поговорить и мы, выбрав именно эту тему для сегодняшнего ток-шоу "Разговор о главном".
Участниками нашей программы являются учащиеся 4Б класса. Я задумалась над вопросом: актуальна ли данная тема для вас? Скорее да, чем нет, ведь почти каждый из вас имеет дома компьютер, и не один. Я думаю, что именно вам важно понять, что такое Интернет, какие опасности могут подстерегать вас в глобальной сети и как их избежать? Об этом и о многом другом в сегодняшнем разговоре.
Актуализация материала.
Беседа с гостем ток – шоу.
Учитель: Встречайте первую героиню ток–шоу - Лесину Маргариту, ученицу 8Б класса.
Рита: Здравствуйте!
Учитель: Рита, есть ли у тебя дома компьютер?
Учитель: Пользуешься ли ты Интернетом?
Учитель: Какими Интернет – ресурсами ты пользуешься?
Учитель: Как ты считаешь, возможно ли в современном мире прожить без компьютера?
Учитель: По - твоему, Интернет - друг или враг?
Учитель: Спасибо, что согласилась принять участие в данном разговоре.
Действительно, в наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины себе уже сложно представить. Сегодня дети родились и растут в мире, где компьютер привычная вещь как телевизор, автомобиль, электрическое освещение. То, что взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них вовсе не чудо, а привычная и любопытная вещь, с которой можно возиться как с новой игрушкой.
Работа с сигнальными карточками. Прием голосования.
Давайте посмотрим, у скольких людей в нашем зале есть дома компьютер? Поднимите вверх красную сигнальную карточку, если в вашем доме есть компьютер и синюю, если – он отсутствует.
Ну что ж, мы видим без подсчета, что красный цвет преобладает.
Интервью - диалог с залом.
Сейчас я хотела бы обратиться к нашей публике.
Знаешь ли ты, кто такой программист?
Есть ли у тебя дома компьютер? Имеется ли у вас выход в Интернет? Какие сайты ты чаще всего посещаешь?
Для чего тебе нужен компьютер?
Сколько времени ты проводишь за компьютером?
Кто пользуется компьютером у вас дома?
Беседа с гостем ток – шоу.
Учитель: Следующая гостья знакома многим из вас – это учитель начальных классов нашей школы Кораблина Светлана Викторовна.
Учитель: Как часто Вам приходится работать за компьютером?
Учитель: Влияет ли работа за компьютером на Ваше здоровье?
Учитель: Как Вы относитесь к Интернету, и к тому, что любой пользователь может свободно посещать практически любой сайт, в том числе сайты, содержащие аморальную и запрещённую информацию?
Учитель: Как Вы считаете, с какого возраста дети могут посещать Интернет – сайты?
Учитель: Спасибо, что приняли участие в нашем ток – шоу.
Просмотр видеосюжета «Зло в Интернете».
Предлагаю вашему вниманию посмотреть один видеосюжет.
Учитель: Уважаемые родители, как видно из сюжета, в ваших силах помочь своему ребенку! Сделайте же так, чтобы в его реальной жизни было больше положительных и интересных событий, чем тех, которые он видит в виртуальном мире.
Выступление психолога школы.
Несомненно, Интернет приносит большую пользу для ребёнка. Новые знания в неограниченном количестве ребенок может получать постоянно, но часто бывает, что дети используют Интернет не для обучения, а для игр. Можно заболеть игровой зависимостью, что скажется не только на оценках, но и на психике.
Учитель: Что же нам скажет по этому поводу служба спасения? Позвольте представить психолога школы - Шулковскую Е.Д.
Учитель: Елена Демьяновна, Ваше мнение об Интернете.
Учитель: Назовите, пожалуйста, основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером и, какие при этом могут возникнуть заболевания.
Сидячее положение в течение длительного времени.Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз и сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.
Утомление глаз, нагрузка на зрение. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана.
Перегрузка суставов кистей. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Интернет развивает психологическую зависимость, а отсюда пренебрежение семьёй и друзьями, проблемы с учебой, появление депрессии, раздражительности, проблемы со здоровьем: нарушение режима сна, головные боли, ухудшение зрения.
Учитель: Надеемся, что советы психолога вам пригодились. Спасибо , Елена Демьяновна, за интересную беседу.
Беседа «Компьютерные игры».
А теперь давайте поговорим о компьютерных играх.
Очень часто компьютер используют для игр. Общество понимает, что игры опасны для психики, особенно детской: развивают агрессивность, уменьшают круг интересов.
Работа с сигнальными карточками. Прием голосования.
Поднимите красный сигнальный значок те, кто из вас играет в компьютерные игры? 
Как часто ты играешь?
Чем тебе так нравятся компьютерные игры?
Компьютерные игры, конечно, очень популярны сейчас, дети спешат после школы домой, чтобы поскорее продолжить начатую игру и посмотреть, что же будет дальше. Сегодня многие ученые считают, что компьютерные игры - это наркотики. Они побуждают азарт и вызывают привыкание, очень сложно потом отвыкнуть от них. В играх много вредного. Многие считают их даже опасными по ряду причин, воскрешение после гибели, уход от настоящей жизни. Многие компьютерные игры очень опасны. В них главное действие - убийство, причём красочное, изощрённое. А ведь игра для ребёнка - это репетиция жизни. Так и складывается к 14-15 годам мнение, что насилие, убийство - это увлекательное и полезное занятие. Но самая страшная опасность в том, что компьютерная зависимость может перейти в другой вид зависимости: алкоголь, наркотики.
Я представляю вашему вниманию нашего следующего гостя – эксперта -учителя истории, кандидата социологических наук Прокофьеву Ю. В.
Учитель: Юлия Викторовна, можно услышать Ваше мнение по поводу комьютерных игр?
Учитель: А есть ли польза от компьютерных игр?
Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изучения школьных предметов. Есть тренажёры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания. Что касается Интернета, то там есть форумы, где обсуждаются серьёзные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Можно создать свой сайт, сделать его популярным. Хочу также коснуться анонимности в Интернете, то она мнимая. Каждый компьютер имеет свой уникальный цифровой адрес, по которому его узнают другие компьютерные сети. Как только ты зашёл на какой-либо сайт, твой адрес мгновенно фиксируется и можно легко вычислить, кто ты такой и где живёшь. Вот почему хакеров почти всегда находят.
Можно очень долго рассуждать на тему пользы или вреда игр, но самое главное в том, что сами они не приносят ни вреда, ни пользы. Все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, зная, что для него вредно, а что идет на пользу.
Учитель:: Любая бесплатная виртуальная игра порой может влететь родителям детей в копеечку. Как же это происходит?
Это происходит очень просто. Например, в одном популярном приложении вы можете завести себе виртуального питомца: холить и лелеять его, покупать ему игрушки. Вот здесь – то и подстерегает первая опасность, не все игрушки оказываются бесплатными.
Учитель: А что по этому поводу думают родители? Давайте послушаем их мнение.
Мнение родителей.
Социальные сети.
В нашу жизнь давно вошли такие вещи, как почта и телефон, но самым главным открытием в научно-технической революции все же стал Интернет, ведь именно благодаря ему мы можем связаться с любой точкой мира бесплатно. Современный человек всегда должен быть в курсе того, что происходит в стране. Для этого существует множество методов: вы можете ежедневно находить последние новости, которые актуальны именно на данный момент. Зачастую, новости в Интернете появляются гораздо чаще, чем на радио или телевидении. Но одной из наиболее неприятных сторон Интернета являются социальные сети.
Работа с сигнальными карточками. Прием голосования.
Поднимите, пожалуйста, красный сигнальный значок, если вы зарегистрированы в какой – либо социальной сети, синий – если Вы не зарегистрированы не в одной социальной сети.
Диалог с залом
Чем привлекает тебя (Вас) виртуальное общение?
Следите ли Вы за тем, какие сайты посещает Ваш ребенок?
Для многих пользователей, чаще всего для подростков, социальные сети становятся чем – то большим, чем ресурсом для общения. Они становятся интереснее, чем реальная жизнь. Зачастую это увлечение вызывает зависимость. По ту сторону монитора можно встретить одноклассника, друга и незнакомого человека. Где граница между добром и злом Интернета? Поговорим об этой проблеме более подробно.
Помимо положительного влияния на нашу жизнь, Интернет может быть и опасным, особенно для детей, которые еще не имеют достаточного жизненного опыта. Во время общения в сети Вы не знаете, с кем разговариваете. Нет никакой гарантии, что Ваш собеседник пишет о себе чистую правду. Некоторые люди в лице мошенников занижают свой возраст, и данные цели могут быть весьма туманными. К сожалению, на практике существует немало случаев, когда встреча с виртуальным другом оборачивалась для детей и подростков очень неприятными ситуациями. Некоторые из них пострадали от насилия или шантажа.
И еще одна опасность, которая может подстерегать вас в социальных сетях. Пользователь может оказаться вором. Никогда не сообщайте в соц. сетях свой домашний адрес или телефон, не рассказывайте, где работают ваши родители и когда их не бывает дома, не пишите, когда вы отправляетесь в путешествие, и сколько времени вас не будет.
Будьте внимательны, когда пользуетесь социальными сетями, чтобы ваше общение не вылилось в серьезные неприятности.
К сожалению, не все родители принимают меры, чтобы обезопасить своих детей от этого. В частности по социологическим данным, только 18 процентов пап и мам регулярно проверяют, какие сайты посещает их ребенок. Кто знает, возможно, это происходит из-за того, что не все взрослые достаточно ориентируются в инновационных технологиях и мало знают о подводных камнях всемирной сети. Как следствие, не всегда могут предусмотреть угрозы и риски, которые подстерегают ребенка в виртуальном мире.
Становится все более очевидным, что так же, как мы учим своих детей безопасному поведению в реальной жизни, необходимо обучать их безопасному поведению и в Интернете.
Заключительная часть. Итог классного часа.
Что же вы усвоили из сегодняшнего разговора?
Продолжите фразу. Интернет - враг, так как ….
А теперь продолжите фразу, Интернет – это друг, так как ……
Голосование « Интернет – наш друг или враг».
Итак, мы рассмотрели данный вопрос со всех сторон и просим присутствующих выразить своё отношение к происходящему с помощью сигнальных карточек.
Интернет – враг – красный значок.
Интернет – друг – синий значок.
Интернет – и друг и враг - желтый значок.
Современный Интернет можно сравнить с неосвоенным в полной мере огнем. Предмет крайне опасный, но очень полезный и необходимый. Итак, Интернет  опасен только тем людям, которые  не умеют обращаться с ним    правильно.
Все внимание на экран. Ваши любимые Смешарики подытожат все наши высказывания.
Видео «Интернет: друг или враг»
Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его я хотела бы словами одного писателя, который говорил: "Я пишу свои размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую сеть. Нужную информацию беру из Интернета. Но при этом я не становлюсь зависимым от компьютера. Более того, я очень люблю этот маленький ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда я пойму, что не я владею им, а он мной".
Рефлексия.
Выразите свои мысли по поводу сегодняшнего мероприятия, употребив только одно предложение: Я выбираю ………
Какое дерево виртуальной или реальной жизни расцветет в нашем зале?
Проговаривая предложение, каждый прикрепляет свой листочек на одно из двух деревьев, изображённых на доске (над деревьями надпись “Интернет – мой друг”, “Интернет – мой враг”).
Вывод: мы все молодцы, потому что выбрали реальную жизнь и поняли, насколько важно живое человеческое общение. Посмотрите, какое красивое у нас дерево, всё с разноцветными листочками. Так и реальная жизнь должна быть цветной и красивой.
На сегодня все. Спасибо за внимание! Берегите себя и своих близких!