Урок в 6 классе на тему: Географическая широта
Тема: Географическая широта.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель: Формирование знаний о географической долготе и географических координатах.
Задачи:
образовательные: знакомить учащихся с понятием «географическая широта» и ее видами; получат представление о приемах определения географической широты; развивать навыки работы с картой, умение определять географическую широту объектов.
развивающие: развивать логическое мышление; развивать критическое мышление.
воспитательные: воспитывать внимание и точность при определении географической широты; воспитывать у учащихся умение слушать друг друга.
Содержание урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учащихся.
Организационный момент.
Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.
II.Проверка домашнего задания.
Вопросы:
Что такое градусная сеть?
Что такое параллель?
Какое направление имеет параллель?
Какую форму имеет на глобусе?
Как называется нулевая линия параллели?
Что такое меридиан?
Какое направление имеет?
Какова форма меридиана на глобусе?
Как называется нулевая линия меридиана?
III. Введение в тему урока.
Учитель: Ребята, наверно, каждый из вас играл в «морской бой» и знают, что все игровое поле разбито на 100 клеточек. При этом вертикальные ряды обозначены буквами, а горизонтальные цифрами. Что нужно сделать игроку, чтобы определить местонахождение корабля?
( Нужно найти точку пересечения горизонтальных линий и вертикальных, т. е координаты корабля.)
Учитель: Молодцы! А теперь посмотрите на карту полушарий и скажите:
какие линии заменят вам вертикальные ряды? (меридианы)
2. какие линии заменят вам горизонтальные ряды? (параллели)
Учитель: Хорошо. А теперь давайте представим, что каждый город, каждая гора на карте – это корабль и мы должны его найти. Что для этого нам надо знать?
IV. Изучение нового материала.
Определение темы и плана урока.
Учитель: Сегодня мы начинаем знакомство с географическими координатами и этот урок посвятим географической широте.
Мы узнаем что такое географическая широта и как правильно ее определять.
2. Знакомство с понятием «географическая широта».
Учитель: Карта – это многоэтажный дом. И каждая параллель живет на определенном этаже. Посмотрите на вертикальную рамку карты и перечислите номера этажей начиная от экватора.
Учитель: Перечисляя числа у каждой параллели, вы определяете ее географическую широту.
Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки.
3. Знакомство с видами географической широты.
Учитель: Посмотрите на рисунок и попробуйте определить широту точек А и Б. Какую широту имеет точка А? Какую широту имеет точка Б? Как же они расположены относительно друг друга?
Учитель: Молодцы! Действительно, все точки, расположенные к северу от экватора, имеют северную широту, а точки, расположенные к югу от экватора, имеют южную широту.
4. Определение географической широты.
Учитель: Однако не все географические объекты расположены на параллелях. Некоторые из них находятся между параллелями, что затрудняет определение географической широты. Как правильно определить географическую широту объекта? На этот вопрос мы найдем ответ в учебнике.
5. Выполнение заданий на определение географической широты.
Задания заранее записаны на развороте доски. Первое задание вместе с учителем выполняют все учащиеся. Остальные задания разные по степени сложности, поэтому каждая группа выполняет свое задание.
V. Итог урока
Учитель: Наш урок подходит к концу. В его завершении мне хотелось бы узнать, с чем же новым вы познакомились, чему научились?
VI. Домашнее задание.
11 пересказ, задание 4,5 письменно.
Приветствует учащихся; перечисляет необходимые принадлежности на уроке.
Задает вопросы учащимся, следит за правильностью ответа и исправляет погрешности.
Знакомит учащихся с темой урока и планом ее изучения.
Дает определение географической широты.
Проводит подводящую беседу.
Первое задание выполняет вместе с учащимися, в ходе выполнения следующих заданий следит за правильностью их выполнения и исправляет допущенные ошибки.
Организует обратную связь с учащимися.
Записывает задание на доске.
Приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих. Проверяют наличие принадлежностей у себя на парте.
Отвечают на вопросы, показывают по настенной карте параллели и меридианы и их нулевые линии. Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
записывают определение в тетради.
Глядя на карту полушарий в атласах, определяют географическую широту каждой параллели.
Записывают определение в тетради.
Глядя на рисунок, делают вывод - несмотря на то, что точки расположены далеко друг от друга, они имеют одинаковую широту.
Основываясь на знания, полученные ранее на уроках географии, вспоминают о том, что экватор делит Землю на северное и южное полушария, значит, широта может быть северная и южная.
Ищут ответ в учебнике, читают, стараются запомнить. Выполняют первое задание вместе с учителем, а остальные самостоятельно по образцу.
Рассказывают о том, что нового узнали на уроке.
записывают задание в дневник.
На доске написаны задания:
Для ребят 1 группы. Расположите города России по порядку в направлении с севера на юг: Москва, Санкт – Петербург, Владивосток, Якутск, Мурманск, Магнитогорск.
Для ребят 2 группы. Рассмотрите, какие города расположены на:
500 с.ш.
350 с.ш.
600 с.ш.
Для ребят 3 группы. Определите географическую широту городов: Каир, Мехико, Пекин, Вашингтон, Лондон, Москва, Нью-Йорк, Якутск.
Листы с рисунками (формата А3)
15