Технологическая карта урока географии Географическая широта (5 класс)
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Дружинина Мария Сергеевна
Район
Ленинский
Место работы
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 106
Должность
Учитель
Общая информация
Образовательная область, учебный предмет
Общественно-научная, география
Класс
5 класс
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)
Николина В.В.
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Тема учебного занятия
Географические координаты
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.
Географическая широта
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия
1-й урок в структуре учебного занятия, 10-й урок по программе
Учебная задача
Открыть способ
Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию
Овладеть теоретическим знанием в области и способами его прикладного использования
Открыть способ определения географической широты через собственный алгоритм.
Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность (учащиеся научатся формулировать проблему, выдвигать гипотезу, т.е. освоят основы исследовательской деятельности) через географическое содержание.
Овладеть теоретическими знаниями в области определения географической широты(где они пригодятся в жизни)
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты
Цель
Уровень
Базовый («обучающийся научится»)
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)
Цель – предмет (предметный результат)
Обучающиеся научатся определять пространственное расположение объектов на карте
Обучающиеся получат возможность овладения основам картографической грамотности и использовать карту как язык международного общения
Цель – способ (метапредметный результат)
Обучающиеся овладеют основами исследовательской деятельности: научатся формулировать проблему, выдвигать гипотезу.
Обучающиеся получат возможность вовлечения в исследовательскую деятельность
Цель – ценность (личностный результат)
Обучающиеся осознают ценность понимания определения пространственного положения для своего существования
Обучающиеся получат возможность использовать знание географических координат в организации своей жизнедеятельности
Исходное состояние обучающихся:
- имеют опыт.;
- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)
- могут определять.;
- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;
- могут планировать, проектировать, моделировать;
- могут контролировать, оценивать и т.д.
- имеют опыт работы с глобусом;
- знают понятия: «градусная сеть», «параллели», «меридианы»;
- могут определять стороны горизонта;
- могут сопоставлять и выделять главное в тексте;
- могут планировать свою деятельность;
- могут оценивать полученный результат.
Формы оценки планируемых результатов
Предметный результат
Метапредметный результат
Личностный результат
Тестовая работа
Обобщающая работа по основам исследовательской деятельности
Анкетирование
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку
Данный урок способствует развитию у обучающихся исследовательской деятельности
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно – информационное обеспечение
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет - ресурсы
ЭОРы
Учебник: А.И. Алексеев, В.В. Николина и др. География. 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Поурочные разработки к учебнику предметной линии «Полярная звезда» 5-6 класс
Николина В.В.
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
4. Атлас с комплектом контурных карт «Физическая география. Начальный курс» для учащихся 6 классов
Николина В.В. Мой тренажер. – М.: Просвещение, 2007
Гусева Е.Е. Конструктор текущего контроля. – М. Просвещение, 2008
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентация «Географические координаты»
Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира» ООО «Дрофа», 2006 г. Автор сценария О.В. Крылова
Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта полушарий» ООО «Дрофа», 2006 г. Автор сценария О.В. Крылова
Техническое обеспечение
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование
Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)
1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Предъявление учителем своей индивидуальности
Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества
Создание комфортной психологической атмосферы урока
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале
Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»
Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»
Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся
2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Ф
·ормулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата
Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)
Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).
Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности
Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
Построение системы конкретно-практических задач
В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости
3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу
Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)
Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения
Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)
1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
Приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Учитель ставит мотивационную учебную задачу: сегодня мы с вами будем работать с основами исследовательской деятельности.
Обдумывают учебную задачу.
1.3. Создание проблемной ситуации
Учитель обращается к учащимся: «Ребята, представьте, вы оказались на необитаемом острове и у вас появилась возможность передать информацию о вашем месторасположении спасателям. Что вы будете делать? С какими проблемами и противоречиями столкнетесь?
Что мы с вами знаем? А что не знаем для правильной передачи информации спасателям?»
Обдумывают ситуацию, высказывают предположения, формулируют проблему и выдвигают гипотезу.
Проблема: появившееся противоречие между возможностью передать информацию спасателям о своем месторасположении и незнанием ее знакового и математического отображения.
2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Действие учителя сведено к:
консультированию
направлению
корректировке
контролю
обеспечению атмосферы комфорта
Учащиеся ставят цель: научиться определять географическую широту
Ставят задачи, решение которых необходимо для достижения заданной цели:
из текста учебника вычленить информацию касающуюся географической широты
анализ внетекстовых компонентов учебника
работа с рубрикой «Шаг за шагом»
работа с географической картой
определение географической широты точки.
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Гипотеза: если мы научимся определять географическую широту, мы сможем ее передать и спастись с необитаемого острова.
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Учащиеся решают поставленные ранее задачи.
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
работа с географической картой
определение географической широты точки
3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Учитель контролирует правильную последовательность достижения цели получения результата.
Класс делится на группы, каждая из которых на карте обозначает по одной точке (острову) и определяет его географическую широту.
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Оценивает полученный результат
Чему я научился на уроке? Для чего я этому учился?
Список литературы
1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
3. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
Сценарий учебного занятия по предмету
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛђЗаголовок 5Заголовок 715