Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний обучающихся по теме: «Алюминий и его соединения»
Аннотация урока.
Тема урока: «Алюминий и его соединения».
Предмет: химия
Класс: 9 класс
Учитель: Новокрещенов Дмитрий Андреевич
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №1 Тимашевский район
Краткое описание: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний обучающихся по теме: «Алюминий и его соединения». Урок составлен в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Описание урока.
Тип урока. Изучение нового материала и первичного закрепления знаний.
Цель урока. Сформировать представление о строении, свойствах, применении алюминия и его соединений, используя современные технологии обучения.
Задачи урока.
Обучающая: изучить строение, физические и химические свойства, применение алюминия на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, а также свойства образуемых им соединений; продолжить знакомство с особенностями научного исследования (гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод) на основе установления причинно – следственной связи между строением, свойствами и применением алюминия. Изучить понятие амфотерность.
Развивающая: развивать умения определять тему и цели урока, выдвигать гипотезу и проверять её в ходе исследования; развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечить системность учения.
Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности, формирование коммуникативных навыков.
Методы обучения: поисковый, частично – исследовательский, проблемный, репродуктивный.
Формы организации деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Личностные результаты обучающихся:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении знаний и практических умений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- формирование умений работать в группе.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
- организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать: характеристику элемента алюминия по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, определение амфотерных соединений.
Обучающиеся должны уметь: объяснять строение электронной оболочки атома алюминия; раскрывать физические свойства алюминия; записывать уравнения химических реакций, характеризующих его свойства; указывать нахождение алюминия в природе, а также области практического применения алюминия и его соединений; исследовать амфотерный характер гидроксида алюминия.
Средства обучения: инструктивные карты для учащихся, презентация.
Оборудование: мультимедиа (ноутбук, интерактивная доска, проектор), образцы алюминия, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида алюминия, гранулы алюминия, лабораторное оборудование, стаканчик с водой, пробирки.
Технологии: технология развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая, технология деятельностного подхода.
Ход урока.
Великие законы мироздания,
В сущности, наивны и просты.
И порой нам не хватает знания
Для разгадки этой простоты (слайд №1).
Организационный этап (1 мин.).
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
Стадия «Вызов».
Мотивирование к учебной деятельности (2 мин.):
Учитель: Какой мир веществ мы изучаем?
Ученики: Мир металлов (приводят примеры металлов).
Учитель: А теперь, ребята давайте попробуем, установить какому металлу мы посвятим наш сегодняшний урок.
Учитель: Сообщает интересные факты:
- Это третий по распространённости на Земле элемент.
- На его долю приходится более 8% земной коры.
- В 1978 году в породах Сибирской платформы обнаружен самородок этого металла в виде нитевидных кристаллов длиной 0,5 мм.
- Найден в лунном грунте.
- Был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота.
- Погремушку, изготовленную из этого металла, торжественно преподнесли сыну Наполеона III.
- Только очень богатые люди могли позволить себе употребить пищу из таких тарелок, изготовленных из этого металла.
- Мастера, принёсшего в дар римскому императору Тиберию чашу из этого металла, казнили.
- 1855 год, Парижская выставка – он демонстрировался как самый редкий и дорогой металл, который был почти в 10 раз дороже золота.
- Этот металл называют ещё «крылатый» или «самолётный металл».
О каком металле идёт речь?
Ученики: Алюминий.
Учитель: Правильно, молодцы! Что вы знаете об алюминии? Почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим металлом, а в XX веке стал повседневным?
Ученики: Систематизируют известную им информацию.
Формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы (2 мин.):
Учитель: Какова же тема нашего урока?
Ученики: Алюминий и его соединения.
Учитель: А я хочу назвать урок: «Номер 13! Счастливый или нет?». Почему я дал такое название?
Ученики: Порядковый номер алюминия в периодической системе химических элементов 13, с таким числом связаны суеверия.
Учитель: Алюминий – рекордсмен по многим параметрам! А по активности алюминий – это какой металл?
Ученики: Активный, так как находится в начале ряда активности металлов (работа с рядом активности металлов).
Учитель: А как ещё можно проверить активность алюминия?
Ученики: Провести опыты (исследование).
Учитель: Какие свойства мы можем изучить в рамках нашего урока?
Ученики: Физические и химические свойства алюминия, а также свойства его соединений.
Учитель: А так как алюминий – это химический элемент, то мы будем опираться на положение алюминия в периодической системе химических элементов. Какой вопрос нас будет интересовать сегодня на уроке?
Ученики: На основе положения в периодической системе изучить алюминий и его соединения (слайд №2).
Учитель: Это и будет темой нашего урока.
/ Запись темы урока в тетрадь/
Учитель: Какова же цель нашего урока?
Ученики: Изучить свойства алюминия и его соединений, рассмотреть области применения (слайд №3).
Актуализация опорных знаний об алюминии (3 мин.):
Учитель: Вернёмся к нашему рассуждению об активности алюминия (слайд №4). У вас на столах карточки с заданием. Прочитайте задание и выполните его (смотреть приложение 1).
/Учащиеся, выполнив задание, отвечают с места. Ответы сверяются с ответами на экране (слайд №5) и переносятся учащимися в тетрадь/
Учитель: Какой вывод об активности алюминия мы можем сделать на этом этапе нашего исследования?
Ученики: Алюминий более активный металл, чем кремний, но менее активный, чем магний (слайд №6).
Стадия «Осмысление новой информации».
Изучение физических свойств алюминия (2 мин.):
Учитель: Алюминий является рекордсменом по многим параметрам. Перечислите их.
Ученики: Пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск.
Учитель: На демонстрационном столе образцы алюминия. Опишите внешние свойства этого металла.
/Учитель проносит по рядам и даёт возможность
прикоснуться к образцам алюминия/
Ученики: Мягкий, лёгкий, серебристо – белый, непрозрачный (слайд №7).
Учитель: А какими же химическими свойствами он обладает?
Изучение химических свойств алюминия (10 минут):
Учитель: Давайте вспомним, какие общие химические свойства характерны для металлов?
Ученики: Взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.
Учитель: Обращает внимание учеников на слайд №8 и работает с информационной схемой.
Учитель: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от металлов?
Ученики: Взаимодействие со щёлочью.
Учитель: В подтверждении химических свойств алюминия давайте посмотрим видеофрагмент и выполним лабораторный опыт.
/Ученики смотрят видеофрагмент взаимодействия алюминия с бромом,
один ученик выходит к доске и записывает уравнение реакции/
Учитель: А теперь исследуем на практике отношение алюминия к кислотам и щелочам. Напомните правила безопасной работы с растворами кислот и щелочей.
Ученики: Соблюдай осторожность при работе с кислотами! В случае попадания на кожу – промой водой!
Учитель: А теперь по плану, обозначенному в инструктивной карточке, проведите исследование и сделайте вывод (смотреть приложение 2).
/Учащиеся проводят лабораторную работу, следуя инструкции.
Учитель консультирует и контролирует. Работа в парах/
Учитель: По плану, данному в задании, представьте результаты своего исследования.
/Ученики рассказывают о своих наблюдениях,
учитель дополняет об отношении алюминия к воде/
Учитель: Какой можно сделать общий вывод о химических свойствах алюминия?
Ученики: С помощью лабораторных опытов мы выяснили, что алюминий реагирует с разбавленными растворами кислот и щелочей.
Учитель: Как видим, алюминий реагирует и с кислотами, и с щелочами. Как называется такая двойственность свойств?
Ученики: Амфотерность.
Учитель: Алюминий проявляет амфотерные свойства. «Амфос» с греческого означает двойственность. Запишите, пожалуйста, в тетради, что алюминий проявляет амфотерные свойства (слайд №9).
Физкультминутка для глаз и осанки «Загляну на свой локоток»!!!
Изучение соединений алюминия (10-12 мин.):
Учитель: А в каком виде встречается алюминий в природе – в свободном виде или в виде соединений?
Ученики: Алюминий – активный металл, в природе встречается в виде соединений.
Учитель: А какие соединения алюминия вам известны?
Ученики: Оксид алюминия (Al2O3) и гидроксид алюминия (Al(OH)3).
Учитель: Al2O3 – глинозём (старинное название). Рассмотрите оксид алюминия и опишите его физические свойства.
Ученики: Белое вещество, в воде не растворяется, с очень высокой температурой плавления (дополняет учитель).
Учитель: На основании имеющихся у вас знаний выскажите предположения о характере оксида алюминия и его химических свойствах.
Ученики: Степень окисления алюминия в его оксиде +3, проявляет амфотерные свойства. Соединения, проявляющие двойственную природу, взаимодействуют и с кислотами и с основаниями. С водой не реагирует (слайд №10).
Учитель: Запишите уравнения химических реакций доказывающие амфотерные свойства оксида алюминия.
/Ученики выходят к доске и записывают уравнения химических реакций, учитель помогает/
Учитель: А теперь изучим амфотерные свойства гидроксида алюминия. Давайте вспомним, как можно получить гидроксид алюминия (нерастворимое основание)?
Ученики: При взаимодействии соли с растворимым основанием (щёлочью).
/Учитель проводит демонстрационный опыт
и комментирует, схема опыта на слайде №11/
Учитель: Получим гидроксид алюминия, чтобы исследовать его свойства. Для этого раствор хлорида алюминия соединим с раствором гидроксида натрия. Что наблюдаем?
Ученики: Выпадает осадок гидроксида алюминия. Записывают уравнение на доске и в тетради.
Учитель: Убедимся в том, что гидроксид алюминия – амфотерное основание. В одну из пробирок добавим раствор щёлочи. Что наблюдаем?
Ученики: Осадок гидроксида алюминия растворяется.
/Учитель записывает уравнение на доске, а учащиеся в тетрадь/
Учитель: Во вторую пробирку добавляем раствор соляной кислоты. Что наблюдаем?
Ученики: Осадок гидроксида алюминия растворяется, как и в предыдущей пробирке. Записывают уравнение на доске и в тетради. Формулируют вывод.
Вывод: Гидроксиды, которые реагируют с растворами и кислот, и щелочей, называются амфотерными. Al(OH)3 – типичный амфотерный гидроксид.
Применение алюминия и его соединений (2 мин.):
Учитель: На чём основано применение веществ?
Ученики: На их свойствах.
Учитель: Области применения алюминия весьма многочисленны. Ознакомьтесь самостоятельно в контексте учебника на с.188-189 (слайд №12).
Стадия «Рефлексия, размышление».
Взаимоконтроль (3 мин.):
Учитель: Вам предлагается тест, результаты которого позволят вам выяснить, насколько успешно и плодотворно вы провели своё исследование по теме: «Алюминий и его соединения» (смотреть приложение 3).
/Далее взаимопроверка с помощью экрана компьютера (слайд №13)/
Учитель: Покажите карточки с результатами своих тестов.
/Учащиеся поднимают карточки/
Домашнее задание (1 мин.):
Учитель: Дома, пользуясь материалом §46 и дополнительными сведениями из литературных и электронных ресурсов, составьте презентацию по одной из тем представленных на слайде. Выполните задание 4 на с.189 учебника (слайд №14).
Подведение итогов урока (1 мин.):
Даётся общая оценка работы класса на уроке, особое внимание учитель обращает на:
- самых активных учеников;
- учеников, имеющих глубокие знания по химии;
- учеников, первыми выполнивших задание;
Выставляются отметки за работу на уроке и по результатам тестирования.
Приложение 1
Задания
1 ряд: Дать характеристику алюминию по плану:
- химический знак;
- порядковый номер;
- атомная масса;
- период (малый, большой);
- группа (подгруппа: главная или побочная).
2 ряд: Как изменяются металлические свойства в периоде? Сравнить, у какого металла более выражены металлические свойства: у магния и алюминия; у алюминия и кремния. Сделать вывод об активности алюминия.
3 ряд: Указать состав ядра (число электронов, протонов, нейтронов) алюминия и строение электронной оболочки.
Приложение 2
Инструктивная карточка
Цель: Изучить отношение алюминия к соляной кислоте.
Правила работы с кислотами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами! В случае попадания на кожу – промой водой.
Опыт 1. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты.
Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции: Al + HCl =
Сделайте вывод о свойствах алюминия.
Ответ начните с цели исследования, далее скажите о своих наблюдениях и сделайте вывод: взаимодействует алюминий с соляной кислотой или нет.
Цель: Изучить отношение алюминия к раствору гидроксида натрия.
Правила работы со щелочами: Соблюдай осторожность при работе со щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой.
Опыт 1. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия.
Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции: Al + NaOH + H2O = NaAlO2 + …
Сделайте вывод о свойствах алюминия.
Ответ начните с цели исследования, далее скажите о своих наблюдениях и сделайте вывод: взаимодействует алюминий с гидроксидом натрия или нет.
Приложение 3
Вариант 1
Сколько электронов у атома алюминия на внешнем уровне?
а) 3 б) 8 в) 2 г) 1
2. Алюминий – это металл…
а) белого цвета
б) серебристо-белый
в) тёмный
г) серый
3. Алюминий, как простое вещество, реагируя с кислотами и щелочами, проявляет свойства:
а) кислотные
б) основные
в) амфотерные
г) восстановительные
4. Применение в какой отрасли промышленности позволяет называть алюминий «крылатым металлом»?
а) судостроительной
б) машиностроительной
в) самолётостроительной
г) электрической
5. Оксид алюминия не взаимодействует с каждым из веществ
в ряду:
а) ZnO, Сu
б) K2O, NaOH
в) N2О5, K2CO3
г) H2SO4, Na2O
Вариант 2
Степень окисления алюминия в соединениях равна:
а) +1 б) +3 в) +2 г) +6
2. В обычном состоянии поверхность алюминия покрыта:
а) оксидной плёнкой
б) защитным слоем
в) кислотами
г) разными веществами
3. Способность проводить электрический ток позволяет использовать алюминий при изготовлении:
а) зеркал
б) столовых принадлежностей
в) электрических проводов
г) корпусов судов
4. Алюминий не реагирует при обычных условиях:
а) с щелочами
б) с соляной кислотой
в) с водой
г) с кислородом
5. Гидроксид алюминия проявляет амфотерные свойства при взаимодействии с:
а) NaCl и NaNO3
б) NaOH и HCl
в) HCl и H2S
г) H2O и K2O