Урок географии в 6 классе по теме Географические координаты


Тема урока:Географические координаты
Дата проведения…………….
Цель урока: Цель урока: начать процесс формирования понятий широта, долгота и географические координаты, формировать умения определения адреса географических объектов.
Задачи урока:
Содействовать формированию у учащихся целостной системы знаний по определению географических координат на географической карте.
Развивать умение ориентироваться по географической карте.
Способствовать воспитанию правильного показа географических объектов на карте.
Создать условия для развития географического мышления, формирования познавательного интереса.
Тип урока:
Обобщение и систематизация знаний.
Технология проблемного обучения.
Методы: Беседа с использованием презентации. Работа с картой.
Урок проводится в игровой форме (урок-путешествие): “ Путешествие по географической карте с элементами проблемного урока”
Формы учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа обучающихся по карте, в рабочих тетрадях, работа у доски, работа в парах.
Оборудование: Физическая карта полушарий, атласы, рабочие тетради, ИКТ, презентация для урока.
11 НОЯБРЯ 1572 — датский астроном Тихо Браге обнаруживает вспышку сверхновой звезды в созвездии Кассиопеи.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас урок не совсем обычный потому, что на нем присутствуют гости, учителя нашей школы, которые пришли посмотреть каких успехов вы уже успели достичь, изучая в 5 классе впервые новый предмет- географию. А успешными становятся люди, которые желают получать новые знания, могут настраиваться на рабочий лад. Давайте проверим как настроены на урок вы!
А как вы настроены на сегодняшний урок?
Если вы настроены на рабочий лад, хотите получить новые знания, то покажите мне сигнальную карточку красного цвета, если хотите просто пересидеть урок и не работать - синюю.
А чтобы быть еще более успешными на сегодняшнем уроке предлагаю вам воспользоваться древней китайской мудростью:
СЛАЙД 1 (Эпиграф)
Не бойся, что не знаешь - бойся, что не научишься!
Китайская мудрость.
А кто читал книгу Ж. Верна « Дети капитана Гранта»? Может кто- то видел фильм? Для тех, кто не знаком с содержанием книги, а так же не видел фильм, снятый по мотивам этого романа, я напомню сюжет: 26 июня 1864 г. экипаж яхты «Дункан» вылавливает в Ирландском море акулу, в животе которой находит бутылку с запиской на трех языках: английском, немецком и французском. В записке кратко сообщается, что во время крушения «Британии» спаслось трое — капитан Грант и два матроса, что они попали на какую-то землю; указывается и широта и долгота, но невозможно разобрать, какая это долгота — цифру размыло. В записке говорится, что спасенные находятся на тридцать седьмом градусе одиннадцатой минуте южной широты. Разыскивать капитана Гранта и его спутников надо где-то на тридцать седьмой параллели.
Пока будет идти урок, подумайте над вопросом:
Почему героям фильма “ Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветное путешествие?
СЛАЙД 2 («Дети капитана Гранта»)
Ребята, послушайте стихотворение, которое я подобрала к сегодняшнему уроку (у глобуса). В нем вы должны услышать понятия, которые мы изучили на прошлом уроке и предположить какова же тема сегодняшнего урока.
На глобусе – наша планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовется «объект» 
Такое понятие ввёл человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы её отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам
Этаж называется широтой,
Номер квартиры – её долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остается припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.
Дети должны попытаться определить тему урока самостоятельно в результате ответов на проблемные вопросы:
- Вспомните, пожалуйста, ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
- какие понятия для вас новые??? (Широта и долгота.)
Вот из этих то понятий и складывается тема нашего урока и мы сейчас должны ее сформулировать.
- Где еще встречали такие термины?
Подберите синонимы…
Какой географич объект вам это напоминает? (градусная сеть)
Длина долгота
ширина широта
Из каких линий она состоит?
Какое направление имеет меридиан?
Параллель?
Рисую направления
А сейчас на что похожа?
Чем задается точка на плоскости? (Координатами)
В математике – математические , а у нас….
И так тема урока «Географические координаты»
Цель:
Для чего это нужно? Где и кому это может пригодиться?
– Знаете ли вы, кто первым заговорил о географических координатах? (Слайд 7) Сообщение о Гиппархе.
Давайте попробуем определить координаты…
Работа в парах. Выяснение что такое широта и долгота и объяснение напарнику.
Практикум
Гибраалтарский пролив 35º с.ш., 5º з.д.
Везувий 40 сш,16 вд Лондон???
Задание 1. “28 января 1820 года вблизи 70° ю.ш. и 2° з.д. с обоих судов была замечена земля” – так писал об этом событии М. П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день? Варианты ответов: А. Новая Гвинея. Б. Новая Зеландия. В. Куба. Г. Антарктида.
Задание 2. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах “Восток” и “Мирный” открыла остров с координатами 69° ю.ш. и 91° з.д. Это был остров: Варианты ответов: А. Врангеля. Б. Петра I. В. Тасмания. Г. Мадагаскар.
Задание 3. Лёгкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10° ю.ш. и 60° в.д. На берегу, какого материка радисты первыми услышат сигнал SOS? Варианты ответов: А. Африки. Б. Евразии. В. Австралии. Г. Южной Америки. 6
Задание 4. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают другим названием. Как называется этот остров на карте, если его координаты: 27° ю.ш. и 109° з.д. Варианты ответов: А. Пасхи. Б. Гренландия. В. Петра I. Г. Мадагаскар.
Ответы Задание 1. Г. Антарктида. Задание 2. Б. Остров Петра I. Задание 3. А. Африка. Задание 4. А. Остров Пасхи
Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
Людям каких профессий необходимо это знать?
Так давайте ответим на вопрос который мы поставили в начале урока?
Однажды по делам службы Георгу Рафу пришлось находиться в управлении береговой охраны. Он уже заканчивал беседу с начальником управления, когда неожиданно в кабинет вбежал молодой офицер.
-Сэр, получен сигнал SOS, -доложил он начальнику.
-Немедленно высылайте спасательный вертолёт.
-Сэр, дело в том, что связь с яхтой, терпящей бедствие, прервалась. Радист успел чётко зафиксировать только долготу- 120з.д., а во время передачи широты начались помехи. Широта то ли 30°, то ли 40°.
Раф резко встал с кресла и подошёл к карте.
-Вы невнимательны, лейтенант. Ясно, что из этих двух широт возможна только одна.
Какую широту назвал инспектор Раф?
Д.з Параграф
Придумать свой маршрут путешествия, отметив его на контурной карте полушарий, при этом подписать не менее 5 объектов, через которые он проходит, их названия и координаты, направления следования.
Составить карточки в заданиями по данной теме.