Программа по географии по ФГОС для 5-9 классов, линия учебников Полярная звезда


02.04.01
Рассмотрена Принята Утверждена
на заседании ШМО на заседании приказом директора
протокол №______ педагогического совета МБОУ «Средняя школа
от«____»_______2015г. МБОУ «Средняя школа №18» №18»
протокол №_______ приказ №________
от «____»__________2015г от «____»________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии для 5-9 классов
учителя географии Лукашиной Елены Евгеньевны
УМК:
1.Рабочие программы. В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. География. Предметная линия «Полярная звезда».5-9 классы. Москва, «Просвещение», 2011г.
2.Учебники:
А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. География. 5-6 классы. Москва, «Просвещение», 2015год.
Количество часов в год: 35
Количество часов в неделю: 1
Количество практических работ: 8
2015-2016 учебный год
1.Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией професора А.И.Алексеева.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной прог-раммы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования вто-рого поколения;
Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части ученого курса;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными прог-раммами начального общего образования, в том числе и в использовании основних видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижения целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание котрого охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естествен-ного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое проложение географии обеспечивает формирования у обучающихся:
Комплексного представления о географической среде как среде обита-ния (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомле-ния с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географичес-ких условиях;
Целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии при-родно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
Учений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географических знания для организации своїй жизнедеятельности;
Учений организации собственной жизни в соответствиии с гуманисти-ческими, экологическими, демократическими и другими принципами как основними ценностями географии;
Предпрофильной ориентации.
Целями  изучения географии в основной школе являются:
Формирование системы географических знаний как компонента науч-ной картины мира;
Формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
.Понимание особенностей взаимодействия человека и природы на сов-ременном этапе его развития с учётом исторических факторов;
Познание основных природных, социально-экономических, экологи-ческих, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
Формирование системы интеллектуальных, практических, универсаль-ных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
Формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
Задачи:
Формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечест-вом научные общекультурные достижения (карта, космические сним-ки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и те-хники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
Формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты приро-ды и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
Формирование опыта творческой деятельности по реализации познава-тельных, социально-коммуникативных потребностей на основе созда-ния собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютер-ные программы, презентации); 
Понимание закономерностей размещения населения и территориаль-ной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономи-ческими и экологическими факторами, зависимости проблем адапта-ции и здоровья человека от географических условий проживания;
Всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориента-цию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание исто-ков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятель-ности.2.Общая характеристика курса географии
 
     География в основной школе формирует у обучающихся систему комп-лексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общес-тва, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о геог-рафических подходах к устойчивому развитию территорий. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапред-метных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксио-логического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследователь-скую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структури-ровать материал и другое. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать сои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконст-руировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.
Содержание учебника для 5-6 классов нацелено на формирование у обу-чающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты лю-дей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта – выдающиеся произведения чело-веческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом простран-стве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вра-щения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по пла-нете, о государствах и их столицах.
Содержание учебника для 7 класса способствует углублению знаний обу-чающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Учебники для 8 и 9 классов посвящены изучению России, поэтому их содержание – центральное в системе географического образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль. Главная цель – формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх основных компонентов - природы, населения, хозяйства. В 8 классе даётся общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы.3.Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них по 35 ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соотвтствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, зако-нов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географи-ческого образования и является основой для последующей уровневой и про-фильной дифференциации.
4.Результаты освоения курса географии
Личностными результатами обучения географии является формиро-ваниевсесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обла-дающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этичес-ких принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и насто-ящее многонационального народа России; осознание своей этнической при-надлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемиро-вого культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонаци-онального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню развития науки и общественной практики, а также социально-му, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способ-ности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о су-ществующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осоз-нанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательно-го отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к соб-ственным поступкам;8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;10) формирование основ экологического сознания на основе признания цен-ности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бере-жного отношения к окружающей среде;11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие цен-ности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам сво-ей семьи;12) развитие эстетического сознания через освоение художественного насле-дия народов России и мира, творческой деятельности эстетического харак-тера.Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, орга-низации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновы-вать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-след-ственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать вы-воды, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические за-дания, в том числе проектные;4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибоч-ность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совмест-ную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;6) формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетент-ности в области использования технических средств информационно-комму-никационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально испо-льзовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средст-ва массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Ин-тернета);умение свободно пользоваться справочной литературой, в том чис-ле и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избира-тельности, этики;8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прог-нозирования и др.;9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодейство-вать на основе координации различных позиций при выработке общего ре-шенияв совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргу-ментировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.Предметными результатами освоения основной образовательной програм-мы по географии являются:1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной кар-тины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;2) формирование первичных навыков использования территориального под-хода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ори-ентации в нём; 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологи-ческих проблемах на разных материках и в отдельных странах;4) овладение элементарными практическими умениями использования при-боров и инструментов для определения количественных и качественных ха-рактеристик компонентов географической среды, в том числе её экологичес-ких параметров;5) овладение основами картографической грамотности и использования гео-графической карты как одного из «языков» международного общения;6) овладение основными навыками нахождения, использования и презента-ции географической информации;7) формирование умений и навыков использования разнообразных географи-ческих знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в каче-стве сферы своей профессиональной деятельности.
№ модуля (раздел) Предметный результат Кол-во лет на освое-ниеКлас-сыПодлежит ли проме-жуточной аттестации
Учащийся научится:
Раздел 1 * Использовать различные источники географической информации (картогра-фические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютер-ные базы данных) для поиска и извлече-ния информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентиро-ванных задач;
*анализировать, обобщать и интерпрети-ровать географическую информацию;
* находить и формулировать по резуль-татам наблюдений (в том числе инстру-ментальных); зависимости и закономер-ности;
* определять и сравнивать качественные и количественные показатели, харак-теризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
* выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками геогра-фической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
* составлять описания географических объектов, процессов и явлений с исполь-зованием разных источников географи-ческой информации;
* представлять в различных формах географическую информацию, нео-бходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. 2 5,7 Да
Раздел 2 * различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характер-ных свойств и проводить их простейшую классификацию;
* использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимо-связях между изученными географичес-кими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
* проводить с помощью приборов изме-рения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направле-ния ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
* оценивать характер взаимосвязи дея-тельности человека и компонентов при-роды в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. 2 5,7 Да
Раздел 3 * различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;
* сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;
* использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процесами и явлениями для объяснения их географических различия;
* проводить расчеты демографических показателей;
* объяснять особенности адаптации человека к разных природным условиях. 2 6,7 Да
Раздел 4 *различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океа-нов, отдельных регионов и стран;
*сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
*оценивать особенности взаимодействия природы и общества отдельных терри-торий;
*описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
*объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
*создавать письменне тексты и устные сообщения об особенностях природы; населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников инфор-мации, сопросождать выступление презентацией. 1 7 Да
Раздел 5 * различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственном территорий и исключительной экономической зоной России;
* оценивать воздействие географичес-кого положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельности населения;
* использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решении практико-ориенти-рованных задач по определению различия в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни. 2 8,9 Да
Раздел 6 * различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
* сравнивать особенности природы от-дельных регионов страны;
* оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдель-ных территорий;
* описывать положение на карте и взаиморасположение географичес-ких объектов;
* объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
* оценивать природные условия и обес-печенность природными ресурсами от-дельных территорий России;
* создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонен-тов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. 2 8,9 Да
Раздел 7 * различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдель-ных регионов и стран;
* анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозраст-ную структуру, особенности размещения населения по территории России, геогра-фические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
* сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этничес-кому, языковому и религиозному составу;
* объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
* находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процес-сов или закономерностей;
* использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни. 2 8,9 Да
Раздел 8 *различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структу-ру хозяйства;
*анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
*объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России:
*использовать знания о факторах разме-щения хозяйства и особенностях разме-щения отраслей экономики России для решения практико—ориентированных задач в контексте реальной жизни. 1 9 Да
Раздел 9 * объяснять особенности природы, насе-ления и хозяйства географических райо-нов страны;
* сравнивать особенности природы, насе-ления и хозяйства отдельных регионов страны;
* оценивать районы России с точки зре-ния особен-ностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов. 1 9 Да
Раздел 10 * сравнивать показатели воспроизводст-ва населения, средний показательпродол-жиельности жизни, качество населения России с мировыми показателям и пока-зателям других стран;
* оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. 1 10 Да
Учащийся получит возможность научиться:
Раздел 1 * ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
* читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
* строить простые планы местности;
* создавать простейшие географические карты различного содержания;
* моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. 2 5,7 Да
Раздел 2 * использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
* приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
* воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно – популярной литературе и СМИ;
* создавать письменные тексты и устные сообщения о географичес-ких явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентаций.
2 5,7 Да
Раздел 3 * приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использовании зна-ний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
* самостоятельно проводить по разных источникам информации исследование, связанное с изучением населения. 2 6,7 Да
Раздел 4 *выдвигать гипотезы о связях и законо-мерностях событий, процессов, происхо-дящих в географической оболочке;
*сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
*оценить положительные и негативне последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
*объяснять закономерно-сти размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами. 2 6,7 Да
Раздел 5 * оценивать возможные в будущем изме-нения географического положения Рос-сии, обусловленные мировыми геодемо-графическими, геополитическими и геоэкономическими процесами, а также развитием глобальной коммуникацион-ной системы. 2 8,9 Да
Раздел 6 * оценивать возможные последствия изменений климата отдельных террито-рий страны, связанных с глобальними изменениями климата;
* делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов. 2 8,9 Да
Раздел 7 * выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
* оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику. 2 8,9 Да
8 * выдвигать и обосновывать на основе анали за комплекса источников инфор-мации гипотез об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
* обосновывать возможные пути решении проблем развития хозяйства России. 1 9 Да
Раздел 9 * составлять комплексне географические характеристики районов разного ранга;
* самостоятельно проводить по разных источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населе-ния и хозяйства географических районов и их частей;
* создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особеннос-тях отдельных районов России и их час-тей на основе нескольких источников информации, сопросождать выступление презентацией;
* оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
* выбирать критерии для сравнения, со-поставления, оценки иклассификации природных, социально –экономических, геологических явлений на территории России. 1 9 Да
Раздел 10 * выбирать критерии для определения места страны в мировой экономики;
* объяснять возможность России в решении современных глобальных проблем человечества;
* оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России. 1 10 Да
5. Содержание курса географии
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ
Раздел 1. Источники географической информации
1.1.Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений чело-века о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап нау-чных географических исследований.
1.2.Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение нап-равлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их опре-деление. Способы изображения земной поверхности.
1.3.План местности. Ориентирование и способы ориентирования на мест-ности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
1.4. Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение рас-стояний на карте. Чтение карты, определение местоположения географичес-ких объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
2.1.Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движение Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
2.2.Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Земле-трясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения зем-летрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли.Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздей-ствие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
2.3.Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеороло-гические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за пери-од наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера.Стихийные явления в атмосфере, их характеристи-ка и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местнос-ти. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
2.4.Гидросфера – водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Сво-йства Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Ми-рового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определе-ния географического положения морей и океанов, глубин, направлений мор-ских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании клима-тов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хо-зяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей реч-ных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характеристика поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их ре-шения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупре-ждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
2.5.Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
2.6.Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
2.7.Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Раздел 3. Население Земли
3.1. Заселение Земли человеком. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различные рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживання представите лей различных рас.
3.2.Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численнности населения во време-ни. Методы определения численности населения, переписи населения. Раз-личные прогнозы изменение численности населения Земли.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смерт-ность, естественный прирост населения, их количественные различия и географических особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и прподолжительности жизни. Миграции.
3.3.Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение сов ременем. Карта пло-тности населения. Неравномерность размещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельно-сти людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиях: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда.
3.4.Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их геогра-фия.
3.5.Хозяйственная деятельности людей. Понятие о современном хозяйства, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
3.6.Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотно-шение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских посе-лений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.
Раздел 4. Материки, океаны и страны
4.1.Современный облик Земли: планетарные географические закономерно-сти. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океа-нов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и клима-ты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Миро-вой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.
4.2.Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внут-ренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы ма-териков. Население материков. Природные ресурсы и их использовании. Из-менение природы под влияние хозяйственной деятельности человека.
Океаны Земли. Особенности природы, природные багатства, хозяйствен-ное освоения Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.
Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурно-го наследия человечества.
Многообразие стран, их основыные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ
Раздел 5. Особенности географического положения России
5.1.Географическое положение России. Территория и акватория. Государс-твенная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географи-ческим положение других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.
5.2.Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутне границы, воздушное пространстве и пространстве недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часових поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйства и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.
5.3.История освоения и изучения территории России. Формирование и освоения государственном территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
5.4.Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равно-правие и разнообразие. Федеральные округа.
Раздел 6. Природа России
6.1.Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.
6.2.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности гео-логического строения России: основные тектонические структуры. Основ-ные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Совре-менные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразо-вания, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
6.3.Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, цир-куляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распре-деления солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.Климатические по-яса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особен-ностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние кли-мата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.
Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка ос-новных климатических показателей одного из регионов страны для характе-ристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
6.4.Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и кли-матограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледни-ки. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспечен-ности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
6.5.Почва и почвенные ресурсы. Почва – особый компонент природы. Факто-ры образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодоро-дии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы. России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодо-родия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
6.6.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Раститель-ный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
6.7.Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арк-тических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупус-тынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные террито-рии России. Памятники Всемирного природного наследия.
Раздел 7. Население России
7.1.Численность населения России. Численность населения России в сравне-нии с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже 20 и 21 веков. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.
7.2.Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.
7.3.Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по числен-ности народов России. Определение по карте особенностей размещения на-родов России, сопоставление с политико –административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспек-тов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
7.4.Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
7.5.Миграции населения России. Направления и типы миграций на террито-рии страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.
7.6.Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудо-вые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Раздел 8. Хозяйство России
8.1.Особенности хозяйства России.Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территори-альной структуры хозяйства.
8.2.Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного ос-воения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы разме-щения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
8.3.Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основ-ных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производ-стве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Со-ставление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статис-тическим материалам.
8.4.Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы раз-мещения машиностроительных предприятий. География важнейших отрас-лей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
8.5.Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургия черных, легких, тяжелых и цветных метал лов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
8.6.Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей хозяй-ства: основные районы и химические комплексы. Химическая промышлен-ность и охрана окружающей среды.
8.7.Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факто-ры размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
8.8.Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышлен-ность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприя-тий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промы-шленность и охрана окружающей среды.
8.9.Сфера услуг (инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Геогра-фия отдельных видов транспорта и связи: основные транспортне пути и ли-нии связи, крупнейшие транспортне узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качество жизни населения.
Раздел 9. Районы России
9.1.Природно-хозяйственное районирование России.Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
9.2.Крупные районы и регионы России.
Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.9.3.Характеристика районов и регионов. Состав, особенности географичес-кого положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геоглогическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии стра-ны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориа-льной организации. Географические аспекты основных экономических, соци-альных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хо-зяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимоде-ствия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел 10. Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природ-ного и культурного наследия в России.
6 класс – 35 часов
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли. 11 часов
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. 10 часов
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли. 3 часа
Тема 4. Географическая оболочка Земли 6 часов
Резервное время 5 часов
7 класс – 70 часов
Тема 1. Источники географической информации. 3 часа
Тема 2. Население Земли. 4 часа
Тем а 3. Природа Земли. 12 часов
Тема 4. Природные комплексы и регионы. 5 часов
Тема 5. Материки и страны. 34 часа
Резервное время 12 часов
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (8 – 9 классы)
8 класс – 70 часов
Тема 1. Россия в мире. 6 часов
Тема 2. Россияне. 10 часов
Тема 3. Природа России. 16 часов
Тема 4. Хозяйство России. 22 часа
Тема 5. Природно – хозяйственные зоны. 6 часов
Резервное время 10 часов
9 класс - 70 часов
Тема 1. Регионы России. 10 часов
Тема 2. Европейская Россия. 30 часов
Тема 3. Азиатская Россия. 11 часов
Тема 4. Россия в современном мире. 4 часа
Резервное время 15 часов
6.1.Харектеристика деятельности учащихся
Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению но-вых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на прак-тике, оценивать достигнутые результаты:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из пре-дложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проек-та). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения пробле-мы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать са-мостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предло-женному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с ос-новными и дополнительные средства (справочная литература, сложные при-боры, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). Свободно пользоваться вы-работанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющих-ся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неус-пеха. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образова-тельной деятельности; – организация своей жизни в соответствии с общест-венно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обяза-нностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодейст-вия; – умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблем-ного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географи-ческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе ди-хотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуж-дение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Пре-образовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возмож-ные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать еѐ достоверность.
7–9 классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учеб-ного материала; – осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую опера-цию перехода от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐ-мом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.Создавать модели с выделением существенныххарак-теристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих зако-нов, определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и предс-тавления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксио-мы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания. Самому создавать источники информации разного типа и для разных ауди-торий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития:
2 линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
3 линия развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проек-тирования путей их решения;
4 линия развития - использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (опре-делять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-й классы
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фак-тами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично отно-ситься к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.Средством формирова-ния коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побу-ждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 5–9-х классах являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; - формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды; - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений: - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей: - определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности: - определять роль результатов выдающихся географических открытий; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
6-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; - объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы; - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; - выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; - выделять причины стихийных явлений в геосферах.
3-я линия развития – использование географических умений: - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей: - определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности: - формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
7-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки; - выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения; - объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности; - определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран; - устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; - выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
3-я линия развития – использование географических умений: - анализировать и оценивать информацию географии народов Земли; - находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
4-я линия развития – использование карт как моделей: - различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; - выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности: - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культу-ры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира. 8-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы; - объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории; - определять причины и следствия геоэкологических проблем; - приводить примеры закономерностей размещения населения, городов; - оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
3-я линия развития – использование географических умений: - анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений; - прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения; - составлять рекомендации по решению географических проблем.
4-я линия развития – использование карт как моделей: - пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.; - определять по картам местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности: - формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; - выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
9-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы; - объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований; - аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития; - объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - определять причины и следствия геоэкологи-ческих проблем; - приводить примеры закономерностей размещения отрас-лей, центров производства; - оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
3-я линия развития – использование географических умений: - прогнозиро-вать особенности развития географических систем; - прогнозировать измене-ния в географии деятельности; - составлять рекомендации по решению геог-рафических проблем, характеристики отдельных компонентов географичес-ких систем.
4-я линия развития – использование карт как моделей: - пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.; - определять по картам местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности: - формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; - выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональ-ному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности эконо-мических структур, национальным проектам и государственной региональ-ной политике.
7.Учебно – методическое и материально–техническое обеспечение образовательного процесса
7.1.Учебно-методическое обеспечение
№№ Название Авторы Классы Наличие электронного приложения
УЧЕБНИКИ 1. География А.И.Алексеев.
В.В.николина,
Е.К.Липкина 5-6 Да
2. География. Страны и континенты. А.И.Алексеев.
В.В.николина,
Е.К.Липкина 7 Да
3. География. Россия. А.И.Алексеев.
В.В.николина,
Е.К.Липкина 8 Да
4. География. Россия. А.И.Алексеев.
В.В.николина,
Е.К.Липкина 9 Да
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ 1. «Конструктор текущегоконотроля Е.Е.Гусева 5-6 2. «Конструктор текущегоконотроля Е.Е.Гусева 7 3. «Конструктор текущегоконотроля Е.Е.Гусева 8 4. «Конструктор текущегоконотроля Е.Е.Гусева 9 5. География. Поурочные разработки. В.В.Николина 5-6 6. География. Поурочные разработки. В.В.Николина,
Е.К.Липкина 7 7. География. Поурочные разработки. В.В.Николина 8 8. География. Поурочные разработки. В.В.Николина 9 9. География. Мой тренажёр. В.В.Николина 5-6 10 География. Мой тренажёр. В.В.Николина 7 11. География. Мой тренажёр. В.В.Николина 8 12. География. Мой тренажёр. В.В.Николина 9 7.2.Материально-техническое обеспечение
№№
п/п Наименование учебного оборудования Темы, в кото-рыхприменя-ется данное оборудование Классы
1.Учебное оборудование 1.1.Талицы: 1. Солнечная система. 2.1. 5,6
2. Солнце, Земля, Луна. 2.1. 5,6
3. Строение Солнца. 2.1. 5
4. Земля под воздействием солнечного излучения. 2.1. 5,6
5. Размеры Земли и Солнца. 2.1. 5,6
6. Смена времён года. 2.1. 5,6
7. Внутренне строение Земли. 2.2. 5,6
8. Эндогенные процессы. 2.2. 5,6,7
9. Строение вулкана 2.2. 5,6
10. Экзогенные процессы - 1 2.2. 6,7,8
11. Экзогенные процессы - 2 2.2. 6,7,8
12. Экзогенные процессы - 3 2.2. 6,7,8
13. Африка. 4.2. 7
14. Австралия. 4.2. 7
15. Южная Америка. 4.2. 7
16. Антарктида. 4.2. 7
17. Северная Америка. 4.2. 7
18. Евразия. 4.2. 7
19. Тихий океан. 4.2. 7
20. Атлантический океан. 4.2. 7
21. Индийский океан. 4.2. 7
22. Северный Ледовитый океан. 4.2. 7
23. Географическое положение, территории и границы России. 5.1. 8
24. Тектоническое строение территории России. 6.2. 8
25. Рельеф России. 6.2. 8
26. Климат России. 6.3. 8
27. Внутренние воды России. 6.4. 8
28. Почвы и мелиорация. 6.5. 8
29. Природно-хозяйственные зоны. 6.7. 8
30. Административно-территориальное деление России. 5.4. 8
31. Природные ресурсы и проблемы рационального природопользования. 6.1. 8
32. Население и трудовые ресурсы. 7.2. 8
33. Восточно-Европейская равнина. 6.7. 8
34. Западно-Сибирская равнина. 6.7. 8
35. Среднесибирское плоскогорье. 6.7. 8
36. Северо-восток Сибири. 6.7. 8
37. Уральские горы. 6.7. 8
38. Кавказ. 6.7. 8
39. Горы Южной Сибири. 6.7. 8
40. Дальний Восток. 6.7. 8
41. Рельеф дна океана. 4.1. 8
42. Формирование современного рельефа. 4.1. 8
43. Топливно-энергетический комплекс. 8.3. 9
44. Комплекс конструкционных материалов. 8.5. 9
45. Машиностроительный комплекс. 8.4. 9
46. Агропромышленный комплекс. 8.8. 9
47. Инфраструктурный комплекс. 8.9. 9
48. Центральный экономический район. 9.2. 9
49. Волго-Вятский экономический район. 9.2. 9
50. Северо-Западный и Центрально-Чернозёмный экономический районы. 9.2. 9
51. Северный экономический район. 9.2. 9
52. Поволжский экономический район. 9.2. 9
53. Уральский экономический район. 9.2. 9
54. Северо-Кавказский экономический район. 9.2. 9
55. Западно-Сибирский экономический район. 9.2. 9
56. Восточно-Сибирский экономический район. 9.2. 9
57. Дальневосточный экономический район. 9.2. 9
1.2.Плакаты Растения Нижегородской области 6.6. 8
Животные тайги 6.6. 8
Съедобные и несъедобные грибы 6.6. 8
Ледяная зона 6.7. 8,9
Тундра 6.7. 8,9
Тайга 6.7. 8,9
Смешанный лес 6.7. 8,9
Степь 6.7. 8,9
Пустыня 6.7. 8,9
Черноморское побережье 6.7. 8,9
1.3.Географические карты 1. Физическая карта полушарий. 1.4. 6
2. Топографическая карта М 1:25000. 1.3. 6
3. План местности и условные знаки. 1.3. 6
4. Физическая карта мира. 4.1. 7
5. Строение земной коры и полезные ископаемые мира. 4.1. 7
6. Минеральные ресурсы мира 4.1. 7
7. Захваты и географические открытия 15-18 веков. 1.1. 7
8. Климатические пояса и области мира. 4.1. 7
9. Зоогеографическая карта мира. 4.1. 7
10. Почвенная карта мира. 4.1. 7
11. Африка. Физическая карта. 4.2. 7
12. Климат Африки. 4.2. 7
13. Природные зоны Африки. 4.2. 7
14. Африка. Хозяйственная деятельность населения. 4.2. 7
15. Африка. Политическая карта. 4.2. 7
16. Австралия и Новая Зеландия. Физическая карта. 4.2. 7
17. Австралия и Новая Зеландия. Природные зоны. 4.2. 7
18. Австралия и Новая Зеландия. Климат. 4.2. 7
19. Австралия и Новая Зеландия. Хозяйственная деятельность человека. 4.2. 7
20. Южная Америка. Физическая карта. 4.2. 7
21. Южная Америка. Климат. 4.2. 7
22. Южная Америка. Природные зоны. 4.2. 7
23. Южная Америка. Политическая карта. 4.2. 7
24. Южная Америка. Хозяйственная деятельность человека. 4.2. 7
25. Южная Америка. Климатические пояса и области. 4.2. 7
26. Южная Америка. Температура, давление воздуха и ветры июля. 4.2. 7
27. Южная Америка. Температура, давление воздуха и ветры января. 4.2. 7
28. Южная Америка. Среднегодовое количество осадков, течения. 4.2. 7
29. Физическая карта Арктики. 4.2. 7
30. Северная Америка. Физическая карта. 4.2. 7
31. Северная Америка. Климат. 4.2. 7
32. Северная Америка. Природные зоны. 4.2. 7
33. Северная Америка. Хозяйственная деятельность человека. 4.2. 7
34. Северная Америка. Политическая карта. 4.2. 7
35. США. Общегеографическая карта. 4.2. 7
36. Евразия. Физическая карта. 4.2. 7
37. Народы мира. 4.2. 7
38. Евразия. Природные зоны. 4.2. 7
39. Евразия. Климат. 4.2. 7
40. Европа. Физическая карта. 4.2. 7
41. Европа. Политическая карта. 4.2. 7
42. Евразия. Политическая карта. 4.2. 7
43. Зарубежная Азия. Хозяйственная деятельность человека. 4.2. 7
44. Зарубежная Европа. Хозяйственная деятельность человека. 4.2. 7
45. Физическая карта России. 5.1. 8
46. Часовые пояса мира. 5.1. 8
47. Часовые пояса России. 5.1. 8
48. Геологическая карта России. 6.2. 8
49. Тектоническое строение России. 6.2. 8
50. Месторождения полезных ископаемых России. 6.2. 8
51. Минеральные ресурсы России. 6.2. 8
52. Климатическая карта России. 6.3. 8
53. Почвенная карта России. 6.5. 8
54. Зоогеографическая карта России. 6.6. 8
55. Природные зоны России. 6.6. 8
56. Народы России. 7.3. 8
57. Население России. 7.3. 8
58. Восточно-Европейская равнина. Физическая карта. 6.7. 8
59. Европейский Север России. Физическая карта. 6.7. 8
60. Восточная Сибирь и Дальний Восток. Физическая карта. 6.7. 8
61. Карта Нижегородской области. 6.7. 8
62 Нижегородская область. 6.7. 8,9
63. Численность населения и валовый внутренний продукт. 7.2. 7
64. Российская Федерация. Федеративное устройство. 5.4. 9
65. Россия. Социально-экономическая карта. 8.1, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7., 8.8, 8.9. 9
66. Экономические районы России. 5.4. 9
67. Экономическая карта России.
8.1, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7., 8.8, 8.9. 9
68. Комплексная карта России.
8.1, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7., 8.8, 8.9. 9
69. Машиностроение и металлообработка. 8.4. 9
70. Химическая и нефтехимическая промышленность России. 8.6. 9
71. Угольная и сланцевая промышленность России. 8.3. 9
72. Газовая промышленность России. 8.3. 9
73. Нефтяная промышленность России. 8.3. 9
74. Электроэнергетика России. 8.3. 9
75. Лесной комплекс. 8.7. 9
76. Агроклиматическая карта России. 8.8. 9
77. Агроклиматические ресурсы России. 8.8, 6.3. 9
78. Агропромышленный комплекс России. 8.8. 9
79. Железные дороги стран СНГ. 8.9. 9
80. Административная карта Нижегородской области. 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8. 9
81. Карта Дзержинска.
6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8. 6, 8, 9
82. Отраслевая структура промышленности субъектов Российской федерации. 8.1, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7., 8.8, 8.9. 9
83. Поволжье. Социально-экономическая карта. 9.2. 9
84. Поволжье. Комплексная карта. 9.2. 9
85. Европейский Юг России. 9.2. 9
86. Урал. Социально-экономическая карта. 9.2. 9
87. Западная Сибирь. Социально-экономическая карта. 9.2. 9
88. Рекреационные ресурсы России. 9.3. 9
89. Карта Приволжского федерального округа. 5.4. 9
90. Япония. Физическая карта. 4.2. 7
91. Мировая добыча нефти и природного газа. 4.1. 7
92. Электроэнергетика мира. 4.2. 7
93. Политическая карта мира 4.2. 7
94. Религии мира. 4.2. 7
1.4.Компьютерная техника и интерактивное оборудование
1. Компьютер Все темы разделов 5-9
2. Мультимедийная доска Все темы разделов 5-9
3. Мультимедийный проектор Все темы разделов 5-9
4. Принтер Для печати контрольных работ и тестовых заданий 5-9
1.5. Оборудование для организации дистанционного обучения
1. Компьютер Все темы разделов 5-9
7.2.1.Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета
№№
п/п Наименование электронногоресурса Вид ресурса
Темы, в кото-рыхприменя-ется данное оборудование Классы
1.Электронные образовательные ресурсы Звёздам навстречу. DVD 2.1. 5
Тайны океанов – 9 серий. DVD 2.4, 4.2. 5-7
КОЛЛЕКЦИЯ ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС:
1. Испания – солнечная пристань. Родина фламенко и матадоров DVD 4.2. 7
2. Рим – вечный город. DVD 4.2. 3. Китай – срединное государство. Прошлое и настоящее поднебесной. DVD 4.2. 7
4. Греция – страна мифов. Знаменитые шедевры античности DVD 4.2. 7
5. Франция. Замки Луары. История, запечатленная в камне. DVD 4.2. 7
6. Национальные парки США (Часть 1) – очарование дикой природы. DVD 4.2. 7
7.Национальные парки США
(часть 2). DVD 4.2. 7
8.Мексика. DVD 4.2. 7
9. Египет – страна фараонов. Древние пирамиды и модные курорты. DVD 4.2. 7
10. Норвегия – королевство фьордов. Всё ближе к полярному кругу. DVD 4.2. 7
11. Австралия. Таинственный остров. Колониальная культура на фоне дикой природы. DVD 4.2. 7
12. Восточная Канада. Мозаика культур. DVD 4.2. 7
13. ЮАР. Золото чёрного континента. От Калахари до Драконовых гор. DVD 4.2. 7
14. Непал. Горная страна. Родина Будды. DVD 4.2. 7
15. Париж. Жемчужина Европы. DVD 4.2. 7
16. Бразилия. В ритме самбы. От лесов Амазонки до Сан-Паулу. DVD 4.2. 7
17. Венеция. Город на воде. На гондоле по большому каналу. DVD 4.2. 7
18. Кения. Большое сафари. От озера Туркана до Индийского океана. DVD 4.2. 7
19. Нью-Йорк. Символ свободы. Самый известный город США. DVD 4.2. 7
20. Англия и Уэльс. Под одной короной. От старого Лондона до зелёного Кардиффа. DVD 4.2. 7
21. Аргентина. По безбрежным пампасам. Через
Патагонию к вершинам Анд. DVD 4.2. 7
22. Таиланд. Между Индией и Китаем. У великой реки Чаупхрая. DVD 4.2. 7
23. Хорватия – у Адриатического моря. От Далмации до полуострова Истрия. DVD 4.2. 7
24. Флорида. Солнечный полуостров. В гости к Микки Маусу. DVD 4.2. 7
25.Перу. DVD 4.2. 7
26.Россия. DVD 4.2. 8,9
27.Западная Канада. DVD 4.2. 7
28.Португалия. DVD 4.2. 7
29.Тоскана. DVD 4.2. 7
30.Шотландия. DVD 4.2. 7
31.Андалузия. DVD 4.2. 7
Дикая Африка. DVD 4.2. 7
Дикая Австралайзия. DVD 4.2. 7
Южная Америка. DVD 4.2. 7
Дикий мир Амазонки. DVD 4.2. 7
Джунгли DVD 4.2. 7
Мишка на Севере DVD 4.2. 6,7
Пингвины DVD 4.2. 6,7
Мега цунами DVD 4.1. 6,7
Подводный мир:
Австралия
Папуа Новая Гвинея
Тасмания
Нов. Зеландия DVD 4.2.
4.2.
4.2.
4.2. 6,7
6,7
6,7
6,7
Планета животных:
Пещеры слонов
Заповедники для тигров
Болотные кошки
Мир дикой природы DVD 4.2.
4.2.
4.2.
4.2. 7
7
7
7
Невидимая жизнь растений DVD 2.5. 5-8
80 чудес света DVD 4.2 7
Золотое кольцо России:
- Александров
- Владимир
- Суздаль
- Юрьев-Польский DVD 9.2
9.2
9.2
9.2 8-9
8-9
Золотое кольцо России:
- Ростов Великий
- Ярославль
- Тутаев
- Рыбинск
- Переславль Залесский
- Углич
- Мышкин
- Калязин DVD 9.2
9.2
9.2
9.2
9.2
9.2
9.2
9.2 8-9
8-9
8-9
8-9
8-9
8-9
8-9
8-9
Москва. Достопримечатель-ности. DVD 9.2 9