Урок по географии в 5 классе по ФГОС Определение сторон горизонта, линия учебников Полярная звезда
Предмет География
Класс 5
Тема урока Определяем стороны горизонта по Солнцу и звёздам.
Тип урока Урок – практикум
Цель урока Формировать представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.
Задачи урока Образовательные: отработка навыков ориентирования в пространстве и на плане местности.
Развивающие: развивать практические навыки работы с компасом, планом местности; развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление
Воспитательные: воспитание географической культурыУУД Личностные УУД: Формирование целостного восприятия окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий, саморазвитию; развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты Предметные:
Знать – расположение сторон горизонта;
Уметь – определять по компасу стороны горизонта, величину углов с помощью транспортира.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Основные понятия Компас, стороны горизонта, живые ориентиры, полярная съёмка, маршрутная съёмка,.Межпредметные связи Математика, астрономия.
Ресурсы урока Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет, ЭОР.
Формы урока Фронтальная, групповая.
Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1) Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Подготовка к уроку, приветствие учителя Самоконтроль готовности к уроку (Р)
2) Мотивация учебной деятельности Как ориентироваться на местности? Как выйти из леса? Как определить стороны горизонта?
Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока. Вопросы учителя Формулирование темы и цели урока. Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)
3) Изучение нового материала
Предлагает прочитать текст учебника на стр.38.
Как можно ориентироваться в пространстве?
Какие существуют ориентиры в природе? Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность. Отвечают на вопросы учителя.
Записывают в тетради новые понятия: живые ориентиры, полярная съёмка, маршрутная съёмка. Умение ориентироваться в пространстве Понимание значимости знаний об ориентировании на местности, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)
4) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)
«Игра на внимание» Говорит утверждения:
1.Полярная звезда всегда показывает на юг.
2.Полярная звезда всегда показывает на запад.
3.Полярная звезда всегда показывает на восток.
4.Полярная звезда всегда показывает на север. Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок. Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. 5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы
Организует работу в рабочей тетради стр.39 задание на основе текста «Составляем план местности». Учитель делит ребят на группы по 3-4 человека, разводит по разным объектом (кто-то у окна наблюдает территорию, кто-то наблюдает за объектами в классе)
Анализируют текст, выполняют практические действия по составлению простейшего плана местности.
Работают по группам по 3-4 человека, составляют план местности и рисуют его в тетради:
1.Полярная съёмка;
2.Маршрутная съёмка. Выполнить задание в рабочей тетради. Составление плана местности, используя полярную съёмку и маршрутную съёмку. Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, использование условных знаков и масштаба для составления плана местности. Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей (П).
Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)
6) Закрепление новых знаний
Задает вопросы для беседы:
•Как можно ориентироваться в пространстве?
•Какие существуют живые ориентиры в природе, помогающие людям ориентироваться?
•Какие виды съёмки мы сегодня использовали?
•Что такое съёмка местности?
•В чём заключается суть полярной съёмки?
•Как проводят маршрутную съёмку? Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Отвечают на вопросы учителя. Использование приобретенных знаний и умений. Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)
7) Рефлексия Подводит итоги урока.
-Продолжите фразу на листочке:
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
4.За урок я
не устал / устал5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5
Комментирует и выставляет оценки за урок. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Выполняют задание учителя. Заполняют небольшую анкету. Оценка достигнутых результатов (Р)
8) Домашнее задание Параграф 11 (вопросы). Выполнить съёмку местности своего двора. Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике Самоконтроль и взаимоконтроль (К)