Урок географии в 5 классе по ФГОС Определение расстояний на плане и карте, линия учебников Полярная звезда


Предмет География
Класс 5
Тип урока Урок – практикум
Тема урока «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСШТАБА И РАССТОЯНИЙ НА ПЛАНЕ МЕСТНОСТИ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ»
Цель урока -формирование и развитие навыков работы с планом местности, географической картой и глобусом;
-формирование умения измерять расстояния на плане, географической карте и глобусе;
-формирование умения пользоваться масштабом плана, географической карты и глобуса.
Задачи урока Образовательные: приобрести навык умения работы с планом местности, географической картой и глобусом.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся через работу с планом местности, географичес-кой картой и глобусом, умения работать в группе, умения работать с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитание культуры общения и географической этики.
УУД Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.Планируемые результаты Предметные:
Знать – зачем нужно уметь ориентироваться в пространстве, что такое азимут и как его определить, для чего человеку необходим план местности.
Уметь – ориентироваться на местности, определять азимут, читать план местности и понимать, что на нём изображено.
Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения: для чего необходимо ориентироваться на местности, зачем необходимо определять расстояния на планах, картах и глобусах, как использовать масштаб карты и где в жизни это может пригодиться, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.Основные понятия Ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта, глобус, масштаб, численный масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб.Межпредметные связи Геодезия, астрономия, математика.
Ресурсы урока Атлас, учебник, линейка, глобус, топографическая карта, физическая карта полушарий, физическая карта России.
Формы урока Фронтальная, групповая.
Технологии Технология проблемного чтения, обучение в сотрудничестве.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания для учащих-ся, выполнение кото-рых приведёт к дос-тижению запланиро-ванных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1) Организа-ционный момент Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Подготовка к уроку, приветствие учителя. Настраиваются на урок. Самоконтроль готовности к уроку
2) Мотивация учебной деятельности Настраивает на формирование темы урока: в жизни человек использует множество карт: географических, исторических, карт распространения всевозможных вирусов и инфекций и множество других. А как пользоваться картой? Как измерить расстояние на карте или плане? Как ориентироваться по карте?
Учащиеся формулируют тему урока:
«Определение масштаба и расстояний на плане местности, географической карте и глобусе» и цели урока:
-научиться работать на плане, карте, глобусе;
-научиться измерять расстояния на плане, карте, глобусе;
-закрепить навык ориентирования на плане, карте, глобусе;
-научиться пользоваться масштабом плана, карты, глобуса.
Вопрос учителя. Формулирование темы и целей урока. Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока.
3) Изучение нового материала – практическая работа
1.Учитель предлагает открыть учебник на стр.35 и внимательно прочитать раздел «Измеряем расстоя-ния с помощью масш-таба»
Предлагает задания на измерение расстояний по плану местности, физической карте полушарий, физической карте России и глобусу (Приложение 1).
Предлагает задания на определение сторон горизонта и измерение расстояний (Приложение 2)
Внимательно читают текст, осмысливают прочитанный материал. Узнают об основных приемах измерения расстояний с помощью масштаба плана или карты.
Выполняют задания по измерению расстояний на плане местности, географической карте, глобусу.
Выполняют задания на определение сторон горизонта и измерение расстояний.
Работа с текстом учебника.
Выполняют задания по измерению различных расстояний.
Выполняют задания по определению сторон горизонта и измерению расстояний.
Узнают, как нужно грамотно измерять расстояния на плане или карте, использовав масштаб плана или карты.
Понимание значения знаний об умении измерять расстояния на планах, картах или глобусах. Осознают значение измере-ния расстояний в жизни человека. Выполнение учебных действий в соответствии с заданием. Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других, умение общаться с одноклассниками, умение работать в паре, в группе.
4) Физкультми-нутка (здоровьесбере-гающий компонент)
«Игра на внимание» Говорит утверждения:
1.Север и юг – основные стороны горизонта.
2.Северо-запад и северо-восток – основные стороны горизонта.
3. Запад и восток – промежуточные стороны горизонта.
4.Запад и восток – основные стороны горизонта.
5. Юго-запад и юго-восток – основные стороны горизонта. Слушают утверждения и если верное утверждение – руки вперёд, а в случае неверного - руки над головой + хлопок.
Игровой компонент на закрепление основных и промежуточных сторон горизонта Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. 7) Рефлексия Подводит итоги урока.
-Чему научились на уроке?
-Где можем применять полученные знания? Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения: чему научились и где полученные навыки можно применять. Вопросы учителя. Научились измерять расстояния на планах местности, картах, глобусу, закрепили ориентирование по карте, глобусу, плану. Оценка достигнутых результатов.
8) Домашнее задание Параграф 9 выучить, измерить расстояние от церкви до Клёново, Красное, болота. Елового леса, отдельно стоящего дерева. Определить направление на эти объекты. Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике Самоконтроль и взаимоконтроль
Приложение 1.
Вариант 1.
1.По физической карте полушарий измерить расстояние от Москвы до Каира, Берлина, Владивостока.
2.По физической карте полушарий измерить расстояние от Пекина до Тегерана, Санкт-Петербурга, Сиднея.
3.По физической карте России измерить расстояние и определить направление от Нижнего Новгорода до Мурманска,
Самары, Тынды, Воркуты, Смоленска.
4.В каком направлении от Якутска находятся Верхоянск, Магадан, Мирный, Тында, Хабаровск?
5.По глобусу определите расстояние и направление от северного полюса до Москвы, Каира, Сиднея.
Вариант 2.
1.По физической карте полушарий измерить расстояние от Лондона до Москвы, Кейптауна, Якутска.
2.По физической карте полушарий измерить расстояние от Сиднея до Пекина, Каира, Берлина.
3.По физической карте России измерить расстояние и определить направление от Нижнего Новгорода до Архангельска,
Воронежа, Челябинска, Владивостока, Сыктывкара.
4.В каком направлении от Новосибирска находятся Красноярск, Нижневартовск, Барнаул, Омск, Кызыл?
5.По глобусу определите расстояние и направление от южного полюса до Сиднея, Каира, Москвы.