Цифровые образовательные ресурсы – путь к обеспечению здоровье сберегающих условий при изучении химии.

Демидова Надежда Ивановна
КГБ ПОУ «Приморский многопрофильный колледж»
Цифровые образовательные ресурсы – путь к обеспечению здоровье сберегающих условий при изучении химии.
Любая учебная программа по дисциплине химия в системе СПО требует демонстраций опытов при объяснении материала. Кроме этого программа предусматривает проведение достаточного большого количества лабораторных и практических работ. Такие занятия должны проводиться с использованием кислот, щелочей, а также часть опытов сопровождается выделением ядовитых газов. Большинство из химических веществ, которые используются при проведении опытов, оказывают вредное воздействие на здоровье человека. Некоторые из этих вещества, например, бензол, толуол являются концерогенными и могут вызывать развитие онкологических заболеваний. Щелочи и кислоты вызывают ожоги при попадании на кожу и разъедают ткань одежды. При работе в химической лаборатории во время проведения опытов необходимо соблюдать правила безопасности. Преподаватель обязан провести инструктаж перед началом лабораторных работ, разъяснить правила поведения и меры по оказанию первой помощи при несчастном случае в химической лаборатории. Перед каждым занятием преподаватель должен напоминать студентам технику безопасности при работе с теми веществами, которые изучаются на данном занятии. Студенты должны заниматься в лаборатории химии в белых халатах. Лаборатория должна быть оборудована вытяжным шкафом, мощность двигателя которого должна соответствовать требованиям Российского технического надзора. В обязательном порядке в химической лаборатории должны находиться раковины с водой для мытья рук и химической посуды. Должны соблюдаться правила утилизации использованных веществ, чтобы не наносить вред окружающей природе. Жесткие требования, которые предъявляются к организации лабораторных опытов в химических лабораториях, естественно оправданы, так как не соблюдение техники безопасности связано со здоровьем студентов и преподавателей, поэтому охраняется нормативными документами. Это же касается и соблюдения правил хранения химических реактивов. Все кислоты и щелочи, пожароопасные и ядовитые вещества должны храниться в металлических сейфах, недоступных для проникновения посторонних людей. В химической лаборатории обязательно должна быть аптечка с необходимым набором медикаментов, которые понадобятся для оказания первой помощи при несчастном случае. Химические реактивы приобретаются в специализированных магазинах довольно часто, так как они постоянно расходуются. Этот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкиваются преподаватели химии, значительно сокращается при внедрении цифровых ресурсов, которые не требуют реактивов и работы с ними. Цифровые образовательные ресурсы по химии - это путь к обеспечению здоровье сберегающих условий при изучении химии. Наборы цифровых ресурсов к учебникам по химии дают возможность использования их в качестве наглядных пособий, плакатов, схем. При проведении занятий с использованием интерактивных средства при выводе изображения на большой экран, существенным образом повышает  наглядность обучения и мотивация к нему. Такие инновационные учебные материалы, как электронное издание «Химия. 8 – 11 классы. Виртуальная лаборатория» предназначены для использования в текущем учебном процессе среднего общего образования при подготовке студентов во время занятий в компьютерном классе, а также во время аудиторных занятий (демонстраций). Кроме этого, обеспечивается возможность использования электронного издания для самостоятельной работы учащихся (дома, в библиотеке). Электронное издание журнала «Химия и жизнь» можно использовать как преподавателям, так и студентам при внеклассной самостоятельной работе для расширения кругозора. Коллекции: интерактивные задачи по химии, контрольные работы, модули для коллективной работы, видео опыты по органической химии, трехмерные химические формулы значительно повышают качество знаний и способствуют развитию интереса к химии.
Литература
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат - М., 2007
Цифровые образовательные ресурсы – путь к обеспечению здоровье сберегающих условий при изучении химии. Н.И.Демидова «Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития» Россия, Тамбов,30.05.2013.

15