Урок русского языка в 11 классе «Подготовка к сочинению. Аргументация собственного мнения по проблеме»
Голохвастова М.А
учитель русского языка, литературы
МАОУ «Рябининская СОШ», п.Рябинино
Урок русского языка в 11 классе
Тема: «Подготовка к сочинению. Аргументация собственного мнения по проблеме»
Цели урока:
-формировать умения логического и грамматического построения собственного текста;
-совершенствовать навыки работы с текстом (определение темы, проблемы, позиции автора);
-воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование: презентационная техника, материалы для анализа и редактирования, рабочий текст, листы с опорными конструкциями для аргументации. Этапы урока
Содержание
Деятельность учащихся
Результат (УУД)
1.Организационный этап.
Приветствие и ввод в ситуацию урока.
Учащиеся приветствуют учителя и занимают свои места
Р: умение организоваться для работы
2.Актуализация проблемы.
-Итак, сегодня первый день последнего месяца зимы, скоро весна, скоро ЕГЭ. Сколько осталось дней, часов, минут, секунд? 117 дней. Мы с вами уже не первый месяц занимаемся подготовкой к этому трудному испытанию. Сегодня мы опять будет работать с текстом. Это самое трудное, как показывают наши результаты. Напомните требования к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку. Запишите в тетради и на доске структуру сочинения в формате ЕГЭ.
-Какие затруднения возникает конкретно у каждого из вас?
Называют и записывают план сочинения-рассуждения.
1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора.
4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной не менее 2 аргументами.
5. Заключение.
-Ответы учащихся.
П: определение проблемы
К: участие в диалоге
Р: анализ собственной деятельности
Л: признание своих ошибок
3.Актуализация изученного материала
Анализ текстовых фрагментов. Задания №20 КИМа ЕГЭ.
-Понять текст помогают и задания КИМа. Напомните номера этих заданий?
- Обратимся к заданию №20 в предложенных для вас текстах. Работаем самостоятельно (приложение №1).
- Сравните ответы. Объясните почему возникли ваши проблемы (при неправильных ответах).
-Итак, перед вами был минивариант текста из Кима. Попробуем определить проблемы данных текстов. Читаем, находим ответы.
Текст №1
Проблема взаимопонимания подростков и родителей.
Авторская позиция. Чтобы быть со своими детьми «на одной волне», родителям важно становиться компетентными пользователями Интернета
Текст №2
Проблема. Какого можно считать активными пользователями интернета?
Авторская позиция. Ни родителей, ни подростков нельзя назвать активными пользователями интернета, т.к. они не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире, их мотивация далека от возможной, всего 20%.
-Что объединяет данные тексты?
- Безусловно, влияние глобальной сети интернет на человека.
-А какова ваша позиция на данные проблемы?
-Итак, мы с вами очередной раз выстраивает цепочку рассуждения: проблема (вопрос, требующий исследования), авторская позиция (тезис - основная мысль), собственная позиция (тезис). Запись пояснений к плану на доске.
-А далее идет аргументация. Проблема влияния сети интернет на человека. Она может быть положительной - мотивация к познанию, развитию, а может и наоборот отрицательной – интрнет-зависимость. Назовите произведения, которые подойдут для аргументов к вашей позиции.
Отвечают на вопросы (№ 24 (средства выразительности) и №20)
и выполняют задания аналогичные заданию №20 (какие из перечисленных утверждений являются ошибочными),
Ответы учащихся
П: логическое и грамматическое оформление аргументативного фрагмента
К: умение диалогического общения
Р: умение структурировать информацию и составлять на ее основе
речевое высказывание
Л: умение актуализировать собственные знания
4.Аналитическая работа с текстом.
Чтение текста (Приложение 2) и коллективное определение его основных параметров (тема, проблема, позиция автора)
-Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением современной литературы 21 века. Итак, Ирина Денежкина рассказ «Смерть в чате» (приложение №2)
-Обратите внимание на памятку «Алгоритм работы с текстом» (приложение №3)
-Чтение текста учителем. Работа с текстом учащихся самостоятельно (минут 5), затем по алгоритмы, определение темы, проблемы, комментария, авторской позиции.
Определяют основные параметры текста, используя ключевые слова формулировки проблемы при определении позиции автора, а также на необходимость сказуемого при формулировании точки зрения автора. Составление таблицы
П: умение проводить анализ прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации
К: развитие монологической речи, умения полно и ясно выражать свои мысли
Р:умение структурировать информацию и составлять на ее основе речевое высказывание
Л: умение уважать авторскую позицию и адекватно ее передавать
5.Закрепление знаний и умений учащихся
Создание аргументативных фрагментов.
-Текст И Денежкиной «Смерть в чате» может служить аргументом к проблеме влияние интернета на человека.
-Вспомним требования к аргументации (приложение №4). Назовите основные требования к аргументации -они будут критериями к вашему мини-сочинению.
- Сформулируйте собственную позицию, к которой можно будет привести аргументом данный текст.
-Анализ созданных текстов учащимися.
Формулируют собственную позицию, и приводят в качестве одного аргумента данный текст. Оформляют в рабочих тетрадях. Слабые учащиеся работают с опорными конструкциями (Приложение №4). После завершения работы тексты зачитывают и обсуждают.
П: создание текста-рассуждения
К: овладение структурой доказательства, выстраивание доказательства
Р: структурирование текста; развитие навыков индивидуальной работы
Л: применение полученных знаний и умений в практической деятельности (при создании устного и письменного высказывания)
6.Подведение итогов урока.
Формулирование выводов и обозначение основных результатов работы
-Итак, в начале урока вы обозначили собственные проблемы по написанию текста сочинения не ЕГЭ по русскому языку, как в считаете, смогли ли мы на урока помочь решить их или выстроить системы работы над этими пробелами?
Делают вывод о проделанной работе
П: анализ проделанной работы, полученных знаний и умений
К: развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся
Р: оценка проделанной работы
Л: осознание личной значимости темы урока, применение полученных знаний и умений в практической деятельности (при создании устного и письменного высказывания, при написании сочинений и изложений и т.д.)
Приложение №1
Текст №1
Интернет-активность детей-подростков как ежедневная, так и почасовая, а также разнообразие пользования детьми различными устройствами значительно превышает объём использования Интернета родителями. Это означает, что интернет становится неотъемлемой частью образа жизни цифрового поколения, и он в большинстве случаев расходится с образом жизни их родителей.
Чтобы быть со своими детьми «на одной волне», обсуждать с ними эту значимую часть их жизни, изучать вместе новинки, возможности и риски, а также совместно выстраивать баланс между реальностью и виртуальностью, родителям важно становиться компетентными пользователями Интернета.
(Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)
Тест №1
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Образ жизни родителей отличается от образа жизни детей-подростков.
2. Объём использования Интернета детьми превосходит объём использования Интернета родителями.
3. Интернет становится неотъемлемой частью образа жизни нового поколения, поэтому родителям, чтобы не утратить связь со своими детьми, необходимо становиться компетентными пользователями.
4. Родителям не очень важно становиться компетентными пользователями Интернета, если они хотят оставаться со своими детьми «на одной волне».
5. Родители смогут участвовать в жизни нового цифрового поколения, не утратят связь со своими детьми, будут
способны выстраивать соотношение между реальностью и виртуальностью, если станут компетентными
пользователями Интернета.
Текст №2
У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.
Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.
(Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)
Тест №2
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.
2. Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.
3.Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.
4. Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.
5. Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена.
Приложение №1
Текст №1
Интернет-активность детей-подростков как ежедневная, так и почасовая, а также разнообразие пользования детьми различными устройствами значительно превышает объём использования Интернета родителями. Это означает, что интернет становится неотъемлемой частью образа жизни цифрового поколения, и он в большинстве случаев расходится с образом жизни их родителей.
Чтобы быть со своими детьми «на одной волне», обсуждать с ними эту значимую часть их жизни, изучать вместе новинки, возможности и риски, а также совместно выстраивать баланс между реальностью и виртуальностью, родителям важно становиться компетентными пользователями Интернета.
(Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Образ жизни родителей отличается от образа жизни детей-подростков.
2. Объём использования Интернета детьми превосходит объём использования Интернета родителями.
3. Интернет становится неотъемлемой частью образа жизни нового поколения, поэтому родителям, чтобы не утратить связь со своими детьми, необходимо становиться компетентными пользователями.
4. Родителям не очень важно становиться компетентными пользователями Интернета, если они хотят оставаться со своими детьми «на одной волне».
5. Родители смогут участвовать в жизни нового цифрового поколения, не утратят связь со своими детьми, будут
способны выстраивать соотношение между реальностью и виртуальностью, если станут компетентными
пользователями Интернета.
Текст №2
У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.
Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.
(Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.
2. Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.
3.Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.
4. Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.
5. Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена
Приложение №2
Ирина Денежкина 31 октября 1981 года родилась в Екатеринбурге. Училась на факультете журналистики Екатеринбургского государственного университета. По собственному признанию, писать начала рано, еще в школе переписывала для друзей сериал "Элен и ребята" в "чернушном стиле". Потом начала писать рассказы "для себя", стала давать их читать друзьям, которые порекомендовали ей поместить их в Интернете. И вскоре произведения 20-летней Денежкиной были номинированы на премию "Национальный бестселлер". В итоге дошла до финала, уступив только Александру Проханову с "Господином Гексогеном". В 2002 году издательство "Лимбус-пресс" выпустило сборник рассказов Ирины Денежкиной "Дай мне!", после чего о ней заговорили как о "надежде современной литературы". Права на издание сборника приобретены издательствами "Random House" и "Simon and Sсhuster", скоро "Дай мне!" должен выйти в Англии, Америке, Германии, Италии...Источник - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Смерть в чате
Однажды сижу я за компом. Вдруг – стук. Так явственно слышу: «Тук-тук!» Кто это в два часа ночи? Странно Сижу дальше. Тут дверь тихонько приоткрывается и входит нечто в балахоне. И с косой.
– Ты кто? – спрашиваю, оробев для начала.
– Смерть, – тихо так отвечает. Стесняется.
– З-з-зачем?
Стоит, с ноги на ногу переминается. Косу в ручках вертит.
– Да так, – говорит. – Шла мимо, ну, и зашла А че? Жалко что ли?
– Нет, – отвечаю приободрившись. – С чего ты взяла? Проходи. Чай будешь пить?
Она смущенно так плечиком пожимает. Стесняется. Села все-таки на краешек стула. А я – за чаем. Вскипятить ведь надо. И сахару положить. Не без сахара же в самом деле
Возвращаюсь в комнату – Смерть у компа сидит и пальцами по клавиатуре перебирает. Медленно. Сразу видно – редко общается с компом.
– Чего, – спрашиваю – делаешь?
– Чатюсь – отвечает такая довольная. Ну и хрен. Пусть чатиться. Че, жалко что ли? Я не жмот.
Сел рядом, смотрю на экран. Смерть чатится от имени Nasty. Пишет всякую фигню. Здоровается. «Смайлы» кидает. В общем, освоилась.
Ну, потом попили мы чаю. С пряниками между прочим. Я же не жмот. Не жалко для Смерти. Пусть кушает. Вот Попили чаю, она и засобиралась.
– Пойду, – говорит – Дела у меня. Сам понимаешь.
– А то ж, – соглашаюсь – Дела так дела. Заходи еще.
– Обязательно!
И улыбается. Понравился я ей, видно. Я вообще добрый парень. Нравлюсь людям.
Ушла она. А я – в чат. Заждались, поди. Захожу – а там нет никого. То есть, есть. Но видно, что давнишние сообщения. Не обновляются Самое последнее такое: «Ну че, придурки, допрыгались?». От имени Nasty. Где-то я уже этот ник видел Ну да ладно. Пойду мыло проверю.
Ирина Денежкина
Приложение №3
Алгоритм работы с текстом
1.Понимание содержания текста
1.1.Вдумчиво прочитать текст.
1.2.Ответить на вопрос: «О чем текст?» (определить тему текста). Необходимо помнить, что определить тему текста помогают заглавие, ключевые слова, 1 предложение текста или 1-й абзац.
1.3.Ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?» (определить основную мысль текста, идею, авторскую позицию). Определить идею могут помочь заглавие, последний абзац текста или, наоборот, 1-ый абзац.
1.4. Ответить на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?».
1.5. Ответить на вопрос: «Как сказал автор?» (определить стиль, тип текста, языковые особенности текста).
2.Проблематика текста
2.1. Определить проблему (проблемы) текста. Ответить на вопрос: «Какие вопросы поднимает автор, о чем предлагает поразмышлять своему читателю?».
2.2. Вычленить среди них актуальную (актуальные).
2.3.Прокомментировать ее (их).
2.4. Соотнести свой комментарий с текстом.
Приложение №4
Выражаем своё отношение к проблеме и аргументируем
Цель этой части работы – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Таким образом, выражая собственное мнение о выявленной в тексте проблеме, читатель может согласиться с точкой зрения автора или опровергнуть её.
Позиция согласия/несогласия
За
Против
Особенно близка мне мысль автора о
Мне близка позиция автора по отношению к
Я, безусловно, согласен с автором в том, что
Я вполне согласен с мыслями автора о
Нельзя не согласиться с автором в том, что
Автор прав, утверждая, что
Осмелюсь не согласиться с автором в том, что
Мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора
Мысли автора о близки мне, однако
Позволю себе не согласиться с автором в том, что ;
на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает) ;
В отличие от автора, я считаю, что...
Однако не со всеми доводами можно согласиться
Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...
На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.
К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.
Необходимо сформулировать тезис - главную мысль автора текста, которую вы стараетесь доказать, обосновать или опровергнуть.
Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником.
Аргументировать – приводить доказательства, аргументы.
Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни).
Исходя из требований к сочинению-рассуждению целесообразно использовать в своей работе разные типы аргументов: жизненный опыт (реальные жизненные факты, личные наблюдения и выводы), читательский опыт (художественное произведение, публицистика, научная и научно-популярная литература)
Как выразить собственное мнение и аргументировать его?
Список использованной литературы:
1.Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
2. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский язык». - №12. – 2006 г.
3. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны Интерактивные технологии в образовании
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 1Заголовок 215