Урок литературы 7 класс Тема: Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение выборочному изложению с выражением собственного отношения к герою.
Урок литературы 7 класс
Тема: Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение выборочному изложению с выражением собственного отношения к герою.
Цель: обучать учащихся отбирать материал для изложения, который мог бы помочь более точно и полно охарактеризовать героя.
Оборудование: тексты новелл «Дары волхвов» и «Последний листок».
Ход урока
І. Объявление темы и целей урока
ІІ. Восприятие учащимися учебного материала
1. Выборочное изложение «Подарок к Рождеству для любимой Деллы».
1) Накануне Рождества Джим уже знал, где взять деньги на покупку настоящих черепаховых гребней.
2) Продавая свои золотые часы, принадлежащие его отцу и деду, он, закрыв глаза, представил себе каштановый водопад ее волос и радость любимой в момент, когда он подарит ей гребни.
3) Переступив порог дома, он, взглянув на Делу, не сразу сообразил, что произошло. Слушая ее милую болтовню, он стал задавать нелепые вопросы.
4) Он оценил жертву Деллы. И когда первый шок прошел, Джим как мудрый человек спокойно заметил, что на некоторое время их подарки надо спрятать.
5) Самое главное то, что они, молодые, любящие, вместе. И теперь будут готовить себе скромный ужин.
2. Выборочное изложение «Подарок к Рождеству для любимого Джима».
1) Сколько радостных часов она провела, придумывая, что бы такое подарить Джиму к Рождеству. Делла подошла к окну, где стояло трюмо, посмотрела в зеркало, и краски сбежали с ее лица.
2) Делла вытащила шпильки и распустила волосы. Она уже знает, как распорядиться этим сокровищем.
3) Мгновение – и Делла в парикмахерской. Она спешит. Может быть, ею овладел суеверный страх, что кто-то (или что-то) ее остановит?
4) Желанные двадцать долларов были в ее руках. Два часа «Делла рыскала по магазинам в поисках подарка для Джима».
5) «…Это было создано для Джима, и только для него…цепочка должна принадлежать Джиму. Скромность и достоинство – эти качества отличали обоих».
6) «Давай радоваться празднику… Если бы ты знал, какой я тебе подарок приготовила, какой замечательный, чудесный подарок!»
«Будь со мной поласковее, потому что я это сделала для тебя». Она стала взрослее, серьезнее, когда говорила: «…никто, никто не мог бы измерить мою любовь к тебе!»
7) Она протянула на ладони цепочку. «Матовый драгоценный металл, казалась, заиграл в лучах ее бурной и искренней радости».
8) Их подарки дождутся лучших времен, а пока они немножко полежат. Но оба они стали богаче: души Джима и Деллы обогатились теплом и любовью.
3. Выборочное изложение «Шедевр мистера Бермана».
1) Старик Берман жил в том же доме, что и молодые художницы Сью и Джонси. «Уже несколько лет он не писал ничего, кроме вывесок, реклам и тому подобной мазни ради куска хлеба». Все собирался написать шедевр.
2) Сью рассказала старому художнику о болезни Джонси и ее странной, бредовой мысли умереть, когда упадет последний лист с плюща.
3) Поздней ночью он, несмотря на пронизывающий ветер, дождь со снегом, вышел, разыскал лестницу, фонарь; несколько кистей и палитру с желтой и зеленой красками прихватил с собой.4) Художник Берман создал свой шедевр, но через два дня умер от пневмонии в больнице.
5) О его шедевре долго будут помнить две молодые художницы – Сью и Джонси.
ІІІ. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя.
ІV. Домашнее задание
1. Написать сочинение на одну из тем:
1) Подарки Джима и Деллы.
2) Последний шедевр Бермана.
2. Прочитать рассказы К. Дойла «Голубой карбункул», «Пестрая лента».