Мониторинговые исследования Духовно-нравственное воспитание














Мониторинговые исследования духовно-

нравственных качеств личности школьника»












Методика «Идеальный человек».

Цель: выявление ценностных ориентаций и идеалов в отношении человека, представления о том, каким он дол жен быть, т. е. Образ Идеального Человека, проявления творчества в области человекознания.
Инструкция: «Представьте, что существует человек, который является идеальным, т.е. совершенством во всех отношениях, и лучше его уже не может быть. Он наделен лучшим, что может быть у человека: прекрасной внешностью, умом и т. д. Подумайте и напишите, какими качествами, чертами характера он должен, по-вашему, обладать. Представьте и нарисуйте его цветными карандашами, фломастерами».
Обработка результатов: за каждый словесный признак присваивается 1 балл и заносится в соответствующую графу протокола в соответствии с типами идеала, выявленными эмпирическим путем: «гуманист» (например, добрый, честный, справедливый); «труженик» (например, трудолюбивый, умный, работящий), «спортсмен» (например, выносливый, спортивный), «волшебник» и т.д. В последнюю графу вносятся признаки, не подходящие к выделенным типам, они могут образовать самостоятельный тип у учащегося. Также за каждый признак в рисунке присваивается 1 балл. В протоколе указывается сумма баллов по каждому типу. Если общее количество признаков по отдельному типу не превышает 5 баллов, то данный тип считается невыраженным.
Данный диагностический инструмент позволяет создать портрет идеального человека в представлении обучающихся, выявить проблемные зоны в духовно-нравственном развитии школьников, требующие корректировки, спланировать дальнейшие направления деятельности специалистов школы и родителей и т.д.


Анкета для учащихся: «Как я веду себя»

Цель: изучение компетентности в поведении и общении на основе самооценки.
Инструкция: «Напротив каждого высказывания отметь вариант ответа, который к нему наиболее подходит, как ты делаешь. Постарайся отвечать как можно более точно, как на самом деле поступаешь».

Высказывания
Никогда
Редко
Часто
Почти всегда
Всегда

1. Помогаю маме или папе по их просьбе.






2. Были ли случаю, когда я брал что-то чужое.






3. Могу ударить сверстника или того, кто младше.






4. Обзываю, обижаю словом другого человека.






5. Легко могу познакомиться, заговорить со своим сверстником.






6. Понимаю чувства, переживания родителей, друзей.






7. Делюсь тем, что нужно другим, если у них этого нет.






8. Внимательно слушаю взрослых, не перебиваю.






9. Договариваюсь, не ссорясь с товарищами.






10. Бегаю, кричу, когда учитель вышел из класса.






11. Благодарю за помощь, подарок, поддержку, услугу.






12. Берегу свое здоровье.






13. Поддерживаю порядок, готовлю себе еду, когда остаюсь один дома.






14. Планирую свои дела на завтра, на ближайшие дни.






15. Легко выражаю свои переживания, отношение в речи, мимике.






16. Извиняюсь, если был не прав.






17. Когда мне нужна помощь, прошу об этом.






18. Выполняю правила личной гигиены.






19. Спрашиваю разрешения, если нужно взять что-то чужое.






20. Могу возразить, отказать человеку, если с ним не согласен.






21. Заслуживает ли мое поведение одобрения?






22. Совершаю хорошие, добрые поступки.






23. Моим близким нравятся мои привычки.






24. Стремлюсь стать лучше, чем сейчас.






В анкете за ответ «никогда» присуждается 0 баллов, за ответ «редко» 1 балл, «часто» 2 балла, «почти всегда» 3 балла, «всегда» 4 балла. В пунктах 2, 3, 4, 10 баллы присуждаются в обратном порядке: за «никогда» 4 балла и т. д.

Форма протокола
Ф.И.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

1.

























2.



























Анкета для родителей (как ведет себя ребенок)

Цель: изучение компетентности в поведении и общении ребенка на основе оценки родителей.
Инструкция: «Уважаемые родители!
Оцените по предлагаемой шкале проявления в общении и поведении вашего ребенка. В крайнем случае, если вы не можете объективно оценить его по какой-либо характеристике, ставьте прочерк».

Высказывания
Никогда
Редко
Часто
Почти всегда
Всегда

1. Вежлив: здоровается, прощается, благодарит, извиняется.






2. Внимательно слушает других в разговоре.






3. Умеет договариваться, согласовывать свои действия с другими людьми.






4. Может обратиться, вступить в контакт со взрослым, сверстником.






5. Откликается на попытку другого человека (знакомого) вступить в контакт.






6. Понимает состояния других людей, наблюдателен в отношении других людей.






7. Анализирует и правильно оценивает действия других людей.






8. Анализирует и правильно оценивает свои достоинства и недостатки.






9. Анализирует и правильно оценивает свои успехи в учебе.






10. Руководствуется в поведении нравственными нормами (честность, справедливость, заботливость).






11. Контролирует сои действия и речь.






12. Проявляет сочувствие, сопереживание по отношению к другим людям.






13. Принимает сочувствие, проявляемое со стороны других людей






14. На свой неуспех реагирует адекватно: считает, что в другой раз получится лучше, не «опускает руки».






15. На чужой неуспех реагирует адекватно: разделяет радость других, не завидует.






16. Организует свою жизнедеятельность: планирует дела на следующий день, на несколько дней.






17. Противостоит чужому мнению, если не согласен, умеет сказать «нет».






18. Адекватная реакция на справедливую критику.






19. Принимает предложенную помощь.






20. Сам может предложить помощь товарищу, взрослому.






21. Стремится к творчеству, самостоятельности в различных жизненных проявлениях: в делах, поступках, выполнении поручений и т.д.






22. Стремится стать лучше, приобрести полезные привычки.






23. Ценит чужой труд.






24. Ценит самого себя, нравится себе таким, какой он есть.







25. Наблюдаете ли вы за последние 6 – 8 месяцев положительные изменения в поведении и отношениях ребенка со взрослыми?
да нет не знаю (нужное подчеркнуть)
26. Появились ли за последние месяцы положительные изменения в поведении и отношениях ребенка со сверстниками и друзьями?
да нет не знаю (нужное подчеркнуть)
27. Как ребенок знает правила поведения?
неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично (нужное подчеркнуть)
28. Назовите положительный, отрицательный поступок ребенка за последнее время, который поразил, удивил вас (проявления самостоятельности, находчивости и т. п.).
________________________________________________________________________

За ответы «всегда» ставится 4 балла и далее убавляется по 1 баллу, за ответ «никогда» 0 баллов (в пунктах 124). В пунктах 2526 ставится 3 балла за ответ «да». В пункте 27 от 0 до 3 баллов.
Анкета может быть также предложена педагогу, чтобы была возможность сравнить мнения родителей и учителей.

Форма протокола
Ф.И.
1

27

1.




2.





Методика «Определение самооценки» (модификация методики Дембо-Рубинштейна «Лесенка»)
Цель: изучение уровня самооценки черт характера.
Материал: плоскостная «ЛЕСЕНКА», нарисованная на бумаге или картоне и состоящая из пяти ступенек.
Инструкция: «Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые.
В этом тесте есть 40 «лесенок». Рядом с каждой лесенкой находятся с левой стороны качества, которые могут быть присущи каждому человеку. Тебе необходимо любым знаком отметить на каждой лесенке ту ступеньку, на которой как тебе кажется, ты находишься».
1. На самой верхней ступеньке стоят самые активные люди, на самой нижней самые неактивные (пассивные). На какую ступеньку ты поставил бы себя?
2. На самой верхней ступеньке самые раскованные люди, на самой нижней заторможенные. На какую ступень ты поставишь себя?
3. На самой верхней ступеньке самые быстрые люди, на самой нижней очень медлительные. На какую ступень ты поставишь себя?
(Остальные задания делаются по аналогии.)





























































































































































































































































Порядок обработки полученных данных:

Уровень самооценки считается по каждому фактору.
1 фактор Оценка учебной деятельности
Вопросы № 1, 9, 10, 15, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 27, 35, 38.
2 фактор Конфликтность
Вопросы № 12, 14, 13, 16, 17, 29, 30, 31, 33.
3 фактор Лидерство
Вопросы № 2, 3, 28, 34, 36, 37.
4 фактор Физическое развитие
Вопросы № 4, 5, 6.
5 фактор Общительность
Вопросы № 11, 28, 30, 32, 34.
6 фактор Самоконтроль
Вопросы № 24, 25, 40.
7 фактор Интеллектуальность
Вопросы № 7, 8.
8 фактор Хороший друг
Вопросы № 10, 39.







Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Авторы: В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина.
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Мне важно здоровье родителей
Иметь возможность многими командовать
Иметь много слуг и ими распоряжаться
Иметь доброе сердце
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня. 0-1 - низкий уровень.
Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция: "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
Если кто-то плачет, то я:
Пытаюсь ему помочь.
Думаю о том, что могло произойти.
Не обращаю внимания.
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Отвечу, что не могу ему помочь.
Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
Я не обращу внимания.
Скажу, что он размазня.
Объясню, что нет ничего страшного.
Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Обижусь в ответ.
Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень
2, 3 бала - средний уровень
0, 1 бал - низкий уровень


«Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников»
(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой,
адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые показатели: выявить нравственную воспитанность учащихся 1-4 классов.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком*.
1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
а) на шпаргалки;
б) на усталость учителя: авось, пропустит;
в) на свои знания.
Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;
в) отказываюсь решительно.
Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
в) разрываю все отношения с этим человеком.
Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
в) буду ждать новых сообщений.
Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) мне все равно.
Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
а) отдаю – здоровье дороже;
б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
а) быстро начинаю скучать;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал.
Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
Большое спасибо за ответы!
Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19.Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ.
Вдумайся, будь честен в ответах.
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ.
А)я интересуюсь и горжусь историческим прошлым своего Отечества, переживаю настоящее;
Б)я мало интересуюсь историей и культурой своего Отечества;
В)я пренебрежительно отношусь к истории и отечественной культуре.
2. БЕРЕЖЛИВОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВЕННОМУ ДОСТОЯНИЮ И ЧУЖДОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
А) я берегу общественное достояние, уважаю чужую собственность;
Б)я в целом берегу личные вещи;
В) я не бережлив и расточителен.
3. УСПЕШНОСТЬ В УЧЕНИИ И САМООБРАЗОВАНИИ.
А)я реализую свои способности в учении, дополнительно их развиваю;
Б) недостаточно успешен в учении, зачастую нуждаюсь в поддержке учителей и товарищей;
В)я не успешен в учебе и не люблю учиться.
4. ИНТЕЛЛЕКТ.
А) я умею оценивать происходящее, критически воспринимаю новую информацию;
Б)мне достаточно сложно разбираться в происходящем, я теряюсь, попадая в новое окружение;
В) меня не интересует происходящее вокруг.
5. ДЕЛОВИТОСТЬ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ.
А) я организованный и деловитый, умею определить свое место в группе и совместной деятельности, умею включаться в новое дело, нести ответственность, довожу дело до конца;
Б)я организованный, умею работать в группе под руководством других людей;
В)мне трудно самостоятельно организовать свою деятельность, я не люблю что-либо делать.
6. КОММУНИКАТИВНОСТЬ.
А) я люблю общаться с людьми, умею взаимодействовать с ними, способен решать конфликты;
Б)я люблю общаться с людьми, но испытываю затруднения в решении конфликтных ситуаций;
В) я предпочитаю работать один;
7. ГОТОВНОСТЬ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ.
А)я готов прийти на помощь каждому;
Б)я охотно иду на помощь друзьям и товарищам;
В)меня не волнуют чужие проблемы.
8. ТАКТИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ.
А) я тактичен и вежлив в обращении со старшими и товарищами;
Б)я тактичен и вежлив, но спокойно реагирую на бестактность других;
В)я не стараюсь быть тактичным и вежливым.
9. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
А)я считаю, что необходимо вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье; я занимаюсь этим и привлекаю своих друзей, я не имею вредных привычек;
Б)я веду здоровый образ жизни, укрепляю свое здоровье, но есть тяга к вредным привычкам;
В)я не считаю необходимым вести здоровый образ жизни, имею вредные привычки и думаю, что они нормальное явление.
10. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ.
А)я уже определился в жизни;
Б)я еще не определился в жизненных планах, нуждаюсь в поддержке и советах;
В)я не имею никаких жизненных целей.
11. ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.
А) я всегда стараюсь поступать достойно, уважая достоинство других;
Б)я не всегда задумываюсь о том, насколько достойно веду себя;
В)я не забочусь о том, как оценят мои поступки окружающие.
Интерпретация результатов:
Ответ А-3 балла
Ответ Б- 2 балла
Ответ В-1балл
24-33 баллов-высокий уровень.
18-24 баллов- средний уровень.
11-18 баллов-низкий уровень.


Активный

Раскованный

Быстрый

Ловкий

Сильный

Здоровый

Оригинальный

Остроумный

Сообразительный

Надежный

Откровенный

Совестливый

Скромный

Вежливый

Правдивый

Соглашающийся

Добродушный

Серьезный

Увлеченный

Трудолюбивый

Уверенный в себе

Смелый

Волевой

Спокойный

Осторожный

Аккуратный

Целеустремленный

Компанейский

Послушный

Дружелюбный

Застенчивый

Открытый

Миролюбивый

Общительный

Привлекающий внимание

Любит командовать

Разговорчивый

Хороший ученик

Хороший друг

Собранный

Настойчивый

Справедливый

Заботливый

Честный