Использование электронных образовательных ресурсов в курсе преподавания истории на этапе освоения новых знаний
Использование электронных образовательных ресурсов в курсе преподавания истории на этапе освоения новых знаний
А.Г. Зорихин,
преподаватель истории и СПД
КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре
авиационно-технический техникум»
2015 г. – юбилейная дата в истории нашей страны, 70-летняя годовщина со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому сегодня на преподавателях истории и социально-политических дисциплин лежит двойная нагрузка по изучению со студентами событий прошедшей войны и формированию у них на ассоциативном уровне прочных идеологических представлений о роли Советского Союза в разгроме фашистского блока и реальных мотивах нацистской агрессии против нашей страны.
Актуальность этой задачи определяется, в первую очередь, расплывчатыми взглядами современной молодёжи на события Великой Отечественной войны. Несмотря на большую работу, проводимую государством по пропаганде подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, её эффективность снижается встречным потоком альтернативной исторической информации, порой граничащей с пропагандой нацизма, и низким уровнем освещения войны в кинематографе и по телевидению. В любом книжном магазине вы обязательно найдёте отдельную полку с опусами Виктора Резуна, а из просмотра кино- и телефильмов складывается впечатление о слабоумии и кровожадности Сталина и решающем вкладе в Победу штрафных батальонов и рот.
Ключевая роль в формировании правильной позиции о событиях Великой Отечественной войны сегодня принадлежит электронным ресурсам. В 99 % случаях студент будет искать информацию в Интернете, а не в библиотеке, и станет смотреть фильм не в кинотеатре, а в закрытых группах социальных сетей.
Поэтому преподаватель истории должен в процессе изучения нового материала предлагать студентам те электронные ресурсы, которые культивируют патриотизм, героизм, мужество и не содержат фашистской пропаганды.
Из множества российских сайтов нами отобраны следующие ресурсы: ru.wikipedia.org, militera.lib.ru, encyclopedia.mil.ru и www.podvignaroda.ru.
Сайт Wikipedia содержит большой объём информации о событиях Второй Мировой войны, которая систематически дополняется и исправляется, позволяет в процессе поиска данных переходить на аналогичные по тематике электронные ресурсы, имеет объёмный архив фото-, видеодокументов и карт. Так, при подготовке лекционного материала по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» можно воспользоваться статьёй Wikipedia «Курская битва», которая описывает ход боевых действий, приводит разнообразные статистические данные, отсылает к картографическому и фотодокументальному материалу.
На сайте «Военная литература» в свободном доступе размещены обработанные в форматах html, pdf и djvu исследования отечественных и зарубежных историков, позволяющие в режиме реального времени скачивать и знакомиться с историческими материалами как преподавателям, так и студентам. Например, по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» на militeria выложена монография кандидата исторических наук А.В. Исаева «Освобождение 1943. «От Курска и Орла война нас довела»», содержащая очень взвешенное и, в то же время, основанное на архивных источниках исследование о Курской битве и освобождении Украины.
Хорошим дополнением к этим двум сайтам является ресурс Министерства обороны России encyclopedia.mil.ru. Одной из проблем преподавания истории в советский период было отсутствие в широкой продаже энциклопедических изданий – 11-томник «Вторая Мировая война» и 6-томник «Великая Отечественная война» были настоящей библиографической редкостью. Сегодня Министерство обороны пошло на беспрецедентный шаг – к 70-летию Победы оно разместило на сайте электронную копию 9-томной энциклопедии «Великая Отечественная война», являющегося академическим исследованием.
Знакомство, пускай, с добротными, но написанным сухим научным языком исследованиями хорошо дополняется поисковой работой студентов на сайте «Подвиг народа», который содержит отсканированные копии наградных документов времён войны. Задав в поисковике фамилию, имя и отчество бойца, здесь можно найти сведения о своих родных и близких, что эмоционально, несомненно, формирует очень прочное ассоциативное представление о событиях Великой Отечественной войны.
С учётом наличия у всех студентов мобильных средств связи и Интернета данные электронные ресурсы могут быть использованы преподавателем как вспомогательные справочные материалы при заполнении сравнительных таблиц, опорных конспектов, решения проблемных заданий. В частности, в процессе освоения нового материала преподаватель может предложить аудитории найти нужную информацию на указанных сайтах и за качественно выполненную работу и последующее обсуждение оценить студентов.
Таким образом, использование электронных ресурсов в процессе изучения нового материала помогает сформировать у обучающихся необходимые установки и компетенции.
15