Учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения
Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения
Одна из основных проблем, стоящих перед учителем, связана с неуспеваемостью и нежеланием учиться у ряда школьников?
Психологическими исследованиями установлено, что эффективность учебной деятельности зависит во многом от отношения школьника к выполняемой деятельности.
Причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две большие группы. К первой относится недостатки в развитии мотивационной сферы детей, ко второй – недостатки познавательной деятельности.
Первый тип неуспевающих – ученик, не желающий учится, второй – не умеющий учится. И есть третий тип – ребенок, которого трудно учить. Таким образом, учитель должен ориентироваться на индивидуальные особенности учеников.
В первую очередь к ним относятся свойства нервной системы учащихся. Если ученик при напряженной работе быстро теряет работоспособность – это представитель слабого типа нервной системы. Учащиеся с сильной нервной системой без особого напряжения могут работать долго без чувства усталости, они не теряются в экстремальных ситуациях, умеют собраться, их не смущает высокий темп, они легко переключаются на другие виды деятельности. Среди неуспевающих реже встречаются дети с сильной нервной системой. Однако, эти ученики не склонны к однообразной работе, требующей систематизации, упорядочения материала, не любят планировать свою деятельность, проверять выполненное, повторять пройденное. В учении самоконтролю отводится одно из важнейших мест.
По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила: не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку, желательно в письменной форме; по возможности, спрашивать их в начале урока и на первых уроках; не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал; путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах, обязательно поощрять за старания, даже если результат далек от желаемого; осторожно оценивать неудачи; в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку; учить умению переживать неудачу, объясняя, что неудача неизбежна и это не повод к отчаянию.
Особенно важно обратить внимание на ребят со слабой нервной системой. Этим детям трудно готовить уроки, особенно устные, они быстро утомляются, нуждаясь в большом количестве перерывов.
Какого должна быть тактика учителя по отношению к ученикам с сильной нервной системой? Работа монотонная, лишенная эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, отсутствие возможности выбора быстро истощают умственные силы у сильных учащихся. При выполнении однотипных заданий необходимо направлять их на поиск других способов работы, чередовать задания разных типов и т.д.
В целом сильные школьники хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности. Но они часто не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения, пренебрегают планированием и организацией работы.
В ситуации, когда надо выполнять какие-либо поэтапные действия, следует обратить на этих учеников особое внимание, контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности, побуждать их к осознанным самостоятельным усилиям в этом направлении.
Как работать с инертными и подвижными учениками?
Учитель должен обратить внимания на следующие учебные ситуации:
1/ задания, разнообразные по содержанию и способам решения;
2/ ситуации, требующие высокого темпа работы;
3/ ситуации, требующие быстрого переключения внимания;
4/ ситуации, когда время работы ограничено;
5/ однообразная, монотонная работа;
6/ одновременное усвоения нового и повторения старого.
При работе с инертными учениками надо использовать следующие методы:
- помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые из них вообще отказываются выполнять такие задания;
- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах;
- не спрашивать их в начале урока;
- избегать ситуаций, когда нужен быстрый устный ответ на неожиданный вопрос;
- в момент выполнения задания не надо их отвлекать;
- не следует требовать отвечать новый, только что пройденный материал.
Подвижные же учащиеся в гораздо большей степени нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Им надо помочь научится произвольно регулировать свою деятельность, должным образом ее организовывать; полезно обучать их умению быть сдержанным, выслушивать до конца. Внимательность на уроке нельзя потребовать, но можно выработать, воспитать терпеливым напоминанием, многократным повторениям требований без упреков и раздражения.
Одна из задач учителя – понять индивидуальные особенности ученика и учитывать их в своей работе. Другая задача – помочь осознавать их ученику и научить его использовать свои преимущества компенсировать недостатки.
Как компенсировать быструю утомляемость учеников со слабой нервной системой? Ни должны делать частые перерывы для отдыха, в первую очередь выполнять наиболее трудные работы. Уметь отвлекаться от умственной работы, переключаясь на общение, физические упражнения, игры, чтобы хоть отчасти восстановить трудоспособность.
Слабые учащиеся любят планировать свои занятия, умеют соблюдать распорядок дня, что помогает им распределить силы. Медленный темп они компенсируют тщательной предварительной подготовкой. Им нужны тишина и покой для работы, не успевая усваивать знания в классе, они восполняют это добросовестной самостоятельной работой. И еще, слабые пользуются усиленным контролем и проверкой. Если же они не умеют компенсировать свои природные недостатки, учитель обязан помочь ученику осознать свои особенности, их преимущества и недостатки, т.к. неумение использовать и компенсировать свои природные нейродинамические особенности может вызвать дефект познавательной деятельности и влиять на успеваемость.
15