Конспект по географии для 6 класса «Градусная сетка. Фрагмент урока географии 6 класс»
«Градусная сетка», фрагмент урока географии в 6 классе.
Есина Татьяна Владимировна, учитель географии высшей категории МБОУ СОШ №17 г. Иркутск
Цель: Оказать содействие педагогам в организации работы с картой и глобусом, для успешного восприятия нового материала и применения знаний на практике.
Задачи:
активизировать творческий потенциал учителя для максимального проявления лучших качеств его личности и профессионализма.
содействовать профессиональному общению, транслировать свои педагогические находки и изюминки.
«Страшная опасность – безделье за партой, безделье - шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли, т.е. на уроке».
В.А. Сухомлинский
Ежегодно каждый учитель географии работающий в 6 классах сталкивается с проблемами, при изучении тем «Градусная сетка», «Географическая долгота» «Географическая широта», «Определение географических координат». Не все дети понимают с первого, а то и со второго раза расположение на карте параллелей и меридиан. (Хотя в начальной школе эти понятия даются).
Так вот, если ученик с самого начала не усвоит стороны горизонта, градусную сетку, то на последующих уроках ему будет не интересно. На своих уроках вот уже несколько лет при изучении темы «Градусная сеть» я опираюсь на ассоциации, которые помогают ребенку первое время ориентироваться на карте и в дальнейшем быть успешным при определении географических координат, нахождения адреса нужной точки.
Урок начинаю с небольшой разминки - шутка помогает позитивно настроиться на восприятие новой темы.
Выберите правильный ответ: Параллели и меридианы можно увидеть на:
А)горных склонах Б)на рыболовных судах В) на картах Г) в страшном сне
Верный ответ «В», значит сегодня мы будем знакомиться с линиями на карте и глобусе - Параллелями и Меридианами, узнаем что такое градусная сеть.
Далее учитель вводит новыя понятия. Для прочного запоминания расположения параллелей и меридиан я использую рисунок , на котором изображён начальный меридиан, он является мачтой корабля. (мачта – начинается с буквы «М» и меридиан с «М», мачта расположена вертикально и меридиан также (дуга соединяющая полюса). Палуба совпадает с расположением параллелей (горизонтально) и начало слов с буквы «П». Во время энергетической паузы (физ-минутки) выполняются упражнения : Руки высоко вверх «Меридианы», руки широко в стороны «Параллели».
Рефлексия: Рассортировать предложенные предметы по направлениям, работа с интерактивной приставкой.
(Ассоциация на начальную букву слова и направление)
параллель (З –В) меридиан (С – Ю)
1.Расположение Молнии и Пояса на платье.
2.Форма овощей: Патиссоны и Морковь
3.Направление нарезки:
При изучении тем «Географическая широта» и «Географическая долгота», также можно во время рефлексии использовать работу с интерактивной приставкой. Рассортировать предложенные картинки
Географическая широта (з-в) Географическая долгота (с-ю)
Форма тела животных, форма готовых блюд, частей тела (длинная –долгота, широкая, плоская – широта)
На лице человека мысленно провести линии по широте и долготе:
Через нос можно провести ось - долготу ( меридиан с севера на юг), губы – по широте (параллель с запада на восток),точно также глаза и брови.
Уверена, что мои находки помогут не только учителям географии, но и учителям начальной шклы, т.к. именно в начальной школе ученики ввпервые знакомятся с картой.