Литература , тема Н. Сладков. «Загадочный зверь» (2 класс)


Сынып: Класс: 2
Пән: Предмет: литература
Тақырып:
Тема: Н. Сладков. «Загадочный зверь» (по тех.продук.чтения)
Мақсат:
Цель: формировать представление о творчестве Н. Сладкова, учить анализировать прочитанное, выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы, совершенствовать навыки ролевого чтения; развивать речь, гибкость мышления, воображение, обогащать словарный запас, развивать навыки правильного беглого, выразительного, осознанного чтения; воспитывать читательский интерес, эстетический вкус, чувство юмора, прививать любовь к природе
Құралжабдықтар көнекті қүралдар:
Оборудование наглядные пособия : выставка книг Н.Сладкова, учебник., картинки птиц, белок, компьютер, презентация о белках (слайды), музыка Чайковского
Сабақ түрі: Тип урока: комбинированный
Әдіс -тәсілдер:
Методы: наглядный, словесный, работа с учебником, метод пометок, практический, частично-поисковый.
Технология: продуктивное чтение, проектная (создание мини-проекта)

Сабақ барысы: Ход урока
1.Орг.мом.
Прозвенел звонок и начинается урок. Я вам улыбнусь, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть вам сопутствуют успех и удача на уроке. Отбросьте от себя плохое настроение. Глубоко вдохните и выдохните.
Начинаем наш урок и отправляемся в " Страну удивительных тайн " за новыми открытиями.
2. Звуковая разминка (скороговорка, чистоговорка)
-Мы продолжаем узнавать на уроке литературы что-то новое, чтобы продолжить нашу тему давайте повторим пройденный материал.
1)Прочитайте текст .
Это родственник ящерицы. Он меняет свою окраску. Язык у него липкий, длинный, добыча прилипает к нему быстро. Удивительные у него глаза: выпуклые и покрыты чешуёй. Каждый глаз сам по себе: один может смотреть вниз, другой назад или в другую сторону.
-О ком идёт речь? ХАМЕЛЕОН (Рисунок)
2) Отгадайте загадку.
Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (КАРТОШКА)
- Что вы узнали о картошке нового?
3) Игра «Найди меня».
памикартофельиторхамелеонроалюлаывасмлрасовапроящерица3. Изучение нового материала.
1)Подготовка к восприятию. О писателе - Н.И. Сладкове
Николай Иванович Сладков (1920-1996) Николай Иванович Сладков родился в Москве 5 января 1920 года в семье простого рабочего. Учился и жил в Ленинграде. Посещал кружок юных натуралистов при Ленинградском зоологическом музее, где познакомился и подружился с Виталием Бианки. В годы Великой Отечественной войны служил офицером-топографом, Имеет семь правительственных наград. По окончанию войны каждую свободную минуту Сладков обращается к изучению природы. "Природа волновала и влекла меня всю жизнь, - говорит он,- ее красота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней." У Сладкова много увлекательных дорог, однако эти дороги не только увлекательны, но еще и трудны; чтобы идти по ним надо быть смелым человеком. Н. Сладков - человек смелый . Стремясь раскрыть тайны природы, он карабкался по скользким сыпучим скалам, пробирался через буреломы, спускался в заброшенные колодцы пустынь. А когда лед покрывал озера и реки, - спускался в легком самодельном костюме водолаза в проруби и смотрел, "где раки зимуют?" На встречу один на один с медведем, волками, рысью отважится далеко не каждый, даже вооруженный. А Сладков подкрадывался к хищникам, ядовитым змеям с одним фотоаппаратом в руках. Любовь к зверю заставляла его быть спокойным в самых опасных ситуациях. Через все его произведения проходят основные мотивы: " В лес пойдешь - кого-нибудь да увидишь. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь. А полюбишь - в обиду не дашь. Уж так человек устроен - что любит, то и защищает". Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами. 2)Целевая установка Сегодня мы знакомимся с произведением «Загадочный зверь». Это рассказ-загадка. Мы будем читать по частям и пробовать разгадать эту загадку. Просьба – не забегать вперед, строго соблюдать инструкции.
- Можно ли по названию определить , о ком этот рассказ? (ответы детей)
3) Чтение с остановками. После каждой остановки дети пробуют отгадать, что же это за зверь.
Итог: белка.
Могли ли вы сразу догадаться о ком этот рассказ по одному названию?
4) Повторное чтение (по ролям),
Физминутка (о белке под музыку)
3) Работа с текстом после чтения. Беседа о прочитанном
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
-Какие птицы и животные встретились в рассказе?
(дятел, осоед, дрозд, лесная мышь, кошка, цапля, куница, свинья)
- Что вы узнали о них? Раньше вы это знали?
Слайды птиц , животных с кратким описанием
(дятел - жуки, муравьи; осоед – осы, шмели; дрозды – гусеницы, личинки; лесная мышь – сброшенные лосиные рога; цапля – ящерицы, рыба; куница – птенцы, птичьи яйца).
- Что нового вы узнали о белке? Какой рисунок можно нарисовать к этому рассказу? А что вы знали о белке из рассказа?
-А теперь нам нужно создать рекламу этого рассказа, чтобы другим было понятно , о чём эта книга. (для маленьких)
1 шаг. «Лучше один раз увидеть…»
            Составить обложку книги.
2 шаг. «Не проходите мимо!»
Назвать героев книги. (картинки, описание на партах)
3 шаг. «Автора на сцену»
            Подготовить информацию об авторе книги.( выбрать самое нужное –из всего материала -30-40 предложений)
4) Разминка
***Это интересно!!!
Изображение белки можно встретить на гербах городов.
Герб HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4" \o "Зеленоград" Зеленограда Герб ЯкутскаГерб Эккернфёрде, Германия

Белка на 50 белорусских копейках, 1992, Купюра называется «белочка»
Потешка про белку
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
кому в зобок, Кому в лапочку.
Загадки
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Хвост пушистою дугой, —
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)
Пословицы и поговорки про белку
Белку ловить - только ножки отбить. Медведя бояться - и от белки бежать. Бояться волка, бегать и от белки.
Чистоговорка про белку
Натаскала белка орехов в дупло- Будет ей всю зиму тепло.
Считалка про белку
Белки зайцев угощали, Им морковку подавали. Все орешки сами съели, А тебе водить велели.
5) «Кто быстрее, поделись с товарищем» (прочитать отрывок и рассказать товарищам, что нового ты узнал)
Белка - это мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Она имеет округлую голову с большими и выразительными черными глазами, уши длинные, с кисточками. На лапах пальцы с цепкими и острыми когтями, которые позволяют белкам лазить по деревьям и удерживать пищу. Мех белок можно разделить на зимний и летний. Его смена называется линькой .Зимний мех высокий, мягкий и пушистый, летний– более жесткий, редкий и короткий. Летом белка рыжая, зимой - серая , черноватая. Брюшко всегда светлое или даже белое. Белки линяют 2 раза в год за исключением хвоста, линька которого происходит только раз в год.
Белка – это обитатель лесов и парков. Белка является живым и очень подвижным зверьком. Она с легкостью совершает прыжки с одного дерева на другое. Свои убежища белка устраивает только на деревьях. В лесах они живут в дуплах, куда натаскивает траву, мох, сухую листву, создавая мягкую подстилку. Как правило у каждого зверька насчитывается до 15 гнезд. Летом и осенью они запасают корм на зиму, это и грибы, и семена различных деревьев, и орехи, желуди и многое другое. Они натаскивают их в дупла деревьев, прячут в трещины коры, зарывают среди корней, а также сушат грибы, вешая их на ветки. Белки питаются личинками насекомых и мелкие животных. Они с удовольствием поедают птенцов и яйца, разоряя, гнезда птиц. После зимовки белка охотно грызет кости погибших животных. У белки, поразительно прочные зубы. Эти животные обладают очень хорошим обонянием, которое позволяет им находить зимой свои спрятанные запасы пищи. Перед тем, как белка положит еду на хранение в тайник, она потрёт каждый орешек или шишку об носик либо лизнет его, тем самым, оставляя на нем свой запах.
Пушистый и красивый хвост, за которым очень следят белки, используется не только для совершения прыжков с дерева на дерево, но и служит отличной грелкой в период зимних холодов. Белка, свернувшись в клубок, заворачивается в свой хвост и так спит. Это спасает ее от замерзания во время морозов.
6. Составь синквейн к слову БЕЛКА
7.Сабақты қорытындылау: Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
Что вам понравилось и запомнилось?
Что получилось? Над чем надо поработать?
8. Үйге тапсырма беру: Д/З: с.117-118, читать, книжка-малышка, обложка