Доклад «Использование информационных технологий в процессе обучения татарскому языку»

Использование информационных технологий
в процессе обучения татарскому языку.

Выступление учителя татарского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №3»
Чистопольского муниципального района
Фатхутдиновой Рузили Ринатовны.

Новые технологии, оборудования и технические средства стремительно ворвались в нашу жизнь, и перед нами встала задача использования современных информационных технологий в качестве своих помощников в работе. Сейчас учитель получил большую свободу в выборе методов, приемов и средств обучения. Вместе с тем это не освобождает его от глубокого, систематического пополнения своих знаний, использования накопленного методической наукой и практикой опыта прошлого. Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.
В последние годы отмечалось, что использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации в процессе обучения.
Как педагоги, мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.
Для эффективного использования компьютеров в школе, учитель должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками.
Поэтому повышение квалификации учителей в области компьютерной технологии чрезвычайно необходимо.
В Управление образования нашего города проблема повышения педагогического мастерства разрешается за счет прохождения курсовой переподготовки учителей. В последние годы стали популярны курсы по программе Intel «Обучение для будущего», где слушатели курсов учатся использовать базовые информационные технологии в своем повседневном труде. Учебный план предусматривает обучение работе с Интернет-ресурсами и офисными приложениями, а также проектирование веб-страниц. Главная цель этих курсов – показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников.
Под компьютерной технологией обучения мы понимаем процесс подготовки и передачи информации обучаемому, используя возможности компьютера. При обучении татарскому языку компьютер как средство обучения можно использовать в следующих случаях:
Для целей обучения изучаемым языковым явлениям /наглядно представить явления и процессы/;
При обеспечении диалога, коммуникации;
При формировании речевых навыков на изучаемом языке;
При контроле знаний, определенной степени формирования умений и навыков;
При автоматизированном поиске нужной информации в учебных целях;
При моделировании различных ситуаций, презентации и объяснении учебного материала.
Компьютерные технологии позволяют реализовать основные методы обучения неродному языку: показ, объяснение, коррекция, оценка знаний, тренировка и др.
В настоящее время используются компьютеры в повседневной жизни для множества различных целей. Учителя могут использовать их для приготовления тестов, оформления упражнений, написания отчетов об учащихся, сохранения информации, использование компьютерной сети Интернет. На сегодняшний день Интернет предлагает огромное количество материала, к которому могут обратиться учителя. Единственная трудность заключается в ограниченности доступа. В сети, прежде всего, нас интересует электронная почта. Используя только адрес, учителя и ученики могли бы пересылать записи, сообщения, письма, документы, планы уроков, доклады своим друзьям и коллегам по всему миру.
Использование компьютера в обучении татарскому языку является инструментом, который развивает у обучаемых навыки чтения, письма, а также позволяет значительно расширить словарный запас.
Хочется отметить тот факт, что на уроке ученик может работать в том темпе, какой его устраивает. Такой способ обучения также позволяет снять проблему мотивации в процессе обучения.
Поэтому, на мой взгляд, использование компьютерных технологий в преподавании татарского языка должно стать неотъемлемой частью процесса обучения.
В школы города в последнее время поступили электронные учебники «Татар телле заман». Изучив данную программу, я пришла к выводу, что можно применять ее отдельные фрагменты как компьютерную поддержку урока. Так как компьютер развивает любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность. Из пассивного заучивания орфографического и пунктуационного правила учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность.
Благодаря сочетанию традиционного и компьютерного методов, ученики попадают в ситуацию, при которой они вынуждены действовать, проявлять активность в момент объяснения, быть внимательным. Опыт показывает, что на компьютерном уроке у детей практически отсутствуют отрицательные эмоции.
Вместе с тем нельзя чересчур увлекаться применением компьютера при обучении татарскому языку, так как при всех положительных качествах он не сможет заменить живого общения учителя с учеником, живые разговорные уроки. Его нужно применить тогда, когда учебные задачи нельзя или трудно решать другими средствами.
Известно, как много времени отнимает у учителя проверка контрольных работ и устный опрос учеников непосредственно на уроках с целью выяснения степени усвоение учебного материала. Понятно, что при традиционном способе контроля знаний значительная часть тем контролируются поверхностно. А использование компьютеров открывает широкие возможности для развития принципиально нового вида самостоятельного обучения, которое в этих условиях становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.
В нашей школе с помощью учеников выпускных классов, составлены тесты по татарскому языку и литературы по темам: «Татарские писатели и поэты», «Татарская пресса» и обучающая программа по творчеству Гаяза Исхаки. Все учителя татарского языка нашей школы успешно используют компьютер не только на уроках, но и внеучебное время. В этом году ученики 10-11х классов создали презентации для участия в школьной научно-практической конференции. Лучшей работой была признана презентация ученицы 11 класса Гусевой Анны по теме «Что означает название города Казани?», которая потом приняла участие в городской НПК.
На сегодняшний день в школах еще очень робко применяются электронные учебники, справочники и разнообразные задачники, открывающие новые, более эффективные пути компьютерного образования.
За последние годы проводились семинара по теме «Использование компьютерных технологий на уроках татарского языка», в ходе которых учителя татарского языка делятся опытом работы, рассматривают проблемы использования компьютерной технологии на уроках.
Обычно человек запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит. Поэтому использование видео на уроках татарского языка значительно расширяет дидактические возможности.
Основные достоинства видео:
они позволяют слышать речь носителей языка.
позволяют использовать упражнения по просмотру видео.
помогают продемонстрировать те элементы культуры, которые сложно описать словами.
могут быть использованы на любом уровне знания языка.
В кабинетах татарского языка нашей школы имеется достаточно много материала по различным темам, который успешно используется в учебно-воспитательном процессе.
Обучение татарскому языку с использованием информационных технологий активизирует деятельность учащихся и вдохновляет на дальнейшее изучение языка.
Таким образом, использование информационных технологий поможет учителю поднять уровень владения татарским языком учащихся до современных требований. Поэтому наша задача – помочь учащимся правильно использовать полученную информацию, развивать их способности и интерес к поиску. А для этого нам самим надо постоянно быть в курсе компьютерных новостей и умело использовать их на своих уроках.
Творческих вам успехов, уважаемые коллеги!
15