Выступление на заседании ШМУ Организационные формы обучения
Организационные формы обучения
78676524955537433252495552722245249555«Перспективная начальная школа»
Формы обучения Приемы обучения Содержание наблюдения
Фронтальная форма обучения. Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьмиПроизвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей
Групповая (парная) форма обучения- группы сменного состава. Организация парной работы или выполнение Дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы ) Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад на заседании школьного шуба)Высокая степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных или контрольных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся.
Коллективная форма организации обучения. Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса. Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок.
Из опыта мы знаем, что практически нет такого урока в начальных классах, где учитель на каких-то его этапах не работал бы фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Например, в процессе проблемного изложения педагог проводит опыты и задает вопросы всему классу. Он создает условия, позволяющие учащимся принять участие в изложении нового материала. В процессе индивидуального опроса ученика у доски учитель вновь работает фронтально, обращая внимание детей на интересное решение или характерную ошибку. На этом же уроке он может предложить учащимся групповую работу, но в то же время оказывать индивидуальную помощь отдельным ученика.
Выбор формы учебного занятия (урок, экскурсия, заседание клуба, диспут, презентация, защита проектов, творческий самоотчет и т. д.) и форм обучения на уроке в каждом конкретном случае зависит от цели и содержаний изучаемого материала, доступности изложения материала в учебнике, профессионального мастерства учителя, готовности детей и т. д.
В таком случае учитель в качестве формы организации учебного занятия, как правило, может выбрать урок предъявления новых знаний. И если большинство учащихся не готово к серьезной самостоятельной работе по усвоению теоретического материала с помощью учебника, то вполне оправдано, что на этих двух уроках будут доминировать фронтальные формы обучения. Методом объяснения нового материала может быть рассказ или проблемное изложение.
Тем не менее, в процессе самого объяснения можно организовать индивидуальную работу учащихся со словарем, текстом, иллюстрациями и вопросами учебника, оказать индивидуальную помощь ученикам, которые не могут ответить на вопрос учебника в условиях парной работы.
При высоком уровне подготовленности учащихся, доступности изложений теоретического материала в учебнике учитель может использовать индивидуальную или групповую (парную) форму обучения и с целью усвоения новых теоретических знаний, т. е. организовать самостоятельную работу учащихся по усвоению нового материала с помощью учебника
Обсуждение осознанного выбора форм обучения со стороны учителя - важнейший элемент процедуры анализа урока.
Приведем пример анализа урока по математике в 1-м классе по теме «Таблица сложения однозначных чисел». Аспект анализа - организационные формы обучения. В процессе урока в условиях фронтального опроса практически все ученики класса приняли участие при изучении темы «Таблица сложения»; 10 учеников опрошено в условиях актуализации знаний, 3-в процессе формулировки темы и постановки цели урока, 15 - в результате составления таблицы сложения. Ученики давали полные, точные и правильные ответы. В общем объеме урока фронтальный опрос занял около 15 минут. Каждый из учеников в течение 20 минут урока работал в условиях индивидуального обучения, повторял материал, используя правила, инструкции из учебника, изучал новый материал по таблице сложения в учебнике.
Парная работа, предложенная учебником, заняла около 3 минут, приблизительно 5 минут длилась групповая работа, организованная учителем в процессе самостоятельного изучения материала по вопросам учебника.
Ответы учеников, прозвучавшие при изучении нового материала, показали, что они усвоили принципы построения таблицы сложения.
Анализируемый урок характеризуется целесообразностью и результативностью использования фронтальных, парных, групповых и индивидуальных форм обучения. Каждая из них была направлена на организацию самостоятельной деятельности учащихся и на решение задач урока (повторение и изучение нового материала) и его сверхзадачи - дальнейшего формирования у детей навыка работы с учебником.
Таким образом, то, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.