Методическая разработка урока :Молодежь в современном обществе
Областное государственное автономное образовательное
учреждение
среднего профессионального образования
«Белгородский техникум общественного питания»
Методическая разработка урока:
«Молодёжь в современном обществе»
(урок-практикум)
Подготовил:
Панченков В.А.
Белгород 2014
Урок-практикум.
Панченков В.А.
Возраст обучающихся в нашем заведении – это особый этап социализации. Это рубеж, когда человек, от рождения обладающий основными правами и свободами, должен без скидок на возраст оправдать ожидания общества. Но не у всех это получается. Вот поэтому тема урока «Молодежь в современном мире» является очень интересной и актуальной для обучающихся. Озабоченность проблемами отношений человека и общества, смысла жизни и собственной деятельности характерны для многих, поэтому наряду с практико – ориентированным содержанием, обществознание должно выдвигать духовно-нравственные ориентиры, развивать способность по совести оценивать себя и общество с позиции человечности , порядочности, гражданственности. На уроке была сделана попытка это реализовать. Также на уроке идет формирование компетентности в сфере познавательной деятельности – способность адекватно понимать и анализировать ситуации, знать базовые понятия, самостоятельно получать информацию из различных источников. В частности на уроке использовался компьютер и сеть Интернет. Большое внимание на уроке необходимо уделять умению взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Исходя из вышесказанного на данном уроке, на мой взгляд, идет сочетание традиционной методики и использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Данный урок представляет собой урок-практикум. В ходе урока обобщаются сведения обучающихся о молодежи как особой социальной группы, ведется сравнительный анализ между молодежью и людьми старшего поколения, дается оценка поведению молодежи в настоящее время и делаются выводы, о том, как сохранить свою индивидуальность в меняющемся мире. Для обеспечения наглядности к уроку составлена презентация, которая содержит все основные этапы урока, знакомство с возрастными критериями молодежи, особенностями этой социальной группы, выводы по изученной теме. На мой взгляд, такая презентация материала способствует:
Развитию познавательного интереса обучающихся с помощью наглядности;
Развитию навыков самостоятельной работы;
Улучшению усвоения обучающимися учебного материала;
Развитию умения самостоятельно делать выводы;
Развитию умения выделять главное в изученной теме;
Систематизации знаний.
Урок полностью соответствует образовательным стандартам по обществознанию, календарно- тематическому планированию учебного материала, уровню развития обучающихся, их образовательным потребностям. Перед демонстрацией материала на экране предварительно идет обсуждение буквально каждого вопроса урока, и только после этого на экран построчно выводим ключевые ответы, чтобы обучающиеся сначала могли задуматься над проблемой, найти свои пути решения и только после дискуссии выдается обобщенный ответ. В ходе закрепления обучающиеся делают выводы, как своеобразные правила, соблюдая которые обучающиеся смогут сохранить свою индивидуальность в столь меняющемся мире. После обобщения ответов обучающихся построчно выводим итоги на экран. Домашнее задание не представляет особой сложности, так как необходимый материал был разобран на уроке, нужно только рассмотреть его применительно к своей индивидуальности.
Тема: «Молодежь в современном обществе»
Цели урока:
создать четкое представление о молодежи как социальной группе;
организовать самостоятельную работу по теме, уделяя внимание понятиям и терминам;
уважительно относиться к подрастающему поколению, т.к. молодежь- будущее нашей страны.
Оборудование:
Спайдограммы;
Сравнительная таблица;
Дополнительная литература;
Компьютеры;
Проектор;
Экран;
Электронная презентация.
Тип урока: систематизации и обобщения практических умений и навыков. Урок-практикум.
Организационный момент.
Уважаемые друзья! Сегодня мы с вами проведем открытый урок. У нас присутствуют гости, но пусть вас это не смущает, мы должны показать, как мы умеем работать на уроках, поэтому будьте активными, целеустремленными, умейте доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Введение в тему урока.
Учитель: Я сейчас зачитаю эпиграф русского философа А.Лосева
« Если хотите быть вечно молодыми, всегда старайтесь служить вечной молодости и сколько бы вы ни жили, Вы всегда будете чувствовать себя вне возраста.» Слайд 1
Учитель: Давайте, попробуем из этого высказывания догадаться, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Обучающиеся: О молодежи.
Учитель: Молодежь?! Кого считать молодежью? С чем ассоциируется у вас это понятие? Попробуем определить ряд ключевых вопросов, которые позволят нам охарактеризовать такую социальную группу как молодежь.
(коллективное составление спайдограммы). Поэтапно появляется план урока. Слайд 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
III. Работа по теме урока
Поговорим о молодежи.
1. Возраст.
Учитель: А теперь попытаемся определить возрастные границы молодежи?
(обучающиеся предлагают различные варианты.)
Первый обучающийся: Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов различны. В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским -16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Западная психология охватывает молодых людей от 13-до 19лет.
Учитель: Да, действительно, существуют разные точки зрения на определение возраста молодежи.
(на слайдах поэтапно появляется информация и обучающиеся делают вывод) Слайд 3
А) от 14 до 25 лет;Б) от 16 до 30 лет;В) от 13 до 19 лет;Г) от 18 до 25 лет.
Учитель: Можно сказать, что молодежь в социальной структуре общества занимает переходное положение, поэтому многие социологи, психологи считают, что нижняя граница возраста охватывает подростковый период, а верхняя граница определяется по – разному в промежутке 10 лет. Сейчас мы перейдем ко второму вопросу
2. Возрастные критерии.
Учитель: Проблемный вопрос: «Почему так «размыты» возрастные границы, определяющие позиции молодежи в обществе?
(обучающиеся выслушивают различные точки зрения.)
Второй обучающийся: Я хотел бы обратить внимание на начало трудовой деятельности. Начало трудовой деятельности всегда было серьезным испытанием для молодежи, не легче обстоит дело и сегодня. Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства молодежи весьма противоречива.
Во-первых, последнее десятилетие было периодом спада отечественного производства, снижения уровня оплаты труда на многих государственных предприятиях. Имеющиеся же вакансии далеко не всегда привлекают молодежь по причине недостаточной оплаты труда.
Во-вторых, государство перестало быть единственным монопольным работодателем. Появились частно - индивидуальные, акционерные, кооперативные предприятия, где труд работников оплачивается выше, чем в государственном секторе. Эти предприятия охотно принимают на работу молодежь, хотя требования к профессиональной подготовке работников и наличию трудового стажа ужесточились.
В-третьих, было отменено централизованное выпускников учебных заведений.
Третий обучающийся: Я хочу добавить, что российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу с 15-летнего возраста. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве. Все эти меры с точки зрения охраны здоровья молодежи абсолютно правомерны. В то же время в условиях сокращения занятости они препятствую найму несовершеннолетних работников: руководители не хотят нести экономические убытки из-за предоставляемых льгот. Мне бы хотелось, чтобы наше государство строго следили за выполнением законодательства о несовершеннолетних
Четвертый обучающийся: Я хочу обратить внимание на образование и профессиональную подготовку. Значение образования в современных условиях понимают многие. Оно и сегодня рассматривается как важнейший показатель социального статуса человека. Если раньше родители связывали достойное будущее своих детей с удачной женитьбой, то теперь все чаще – с престижным образованием.
Пятый обучающийся: В Законе РФ «Об образовании» говориться, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и высшего образования в государственных учебных заведениях. Наряду с государственными учебными заведениями действуют негосударственные на платной, коммерческой основе. У каждого из видов образования есть и положительные и отрицательные моменты.
Шестой обучающийся: 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государства гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. Достигнув 18-летнего возраста, гражданин может вступить в законный брак. Вместе с тем при наличии уважительных причин местные органы власти вправе снизить брачный возраст.
Седьмой обучающийся: Полная правоспособность предполагает не только возможность использовать права, но и необходимость выполнить определенный круг гражданских обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение Конституции и законов страны, заботы родителей о детях, а также детей, если они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях. Граждане Российской Федерации в возрасте от 18 лет, не имеющие права на отсрочку, должны служить в армии.
Учитель: Причина – это отсутствие объективного критерия в определении молодости. Что можно считать критерием? Комментируют критерии
(На экране поэтапно появляются критерии.) Слайд 4
начало самостоятельной трудовой деятельности;
завершение образования, получение профессии;
приобретение материальной независимости;
приобретение гражданских и политических прав;
вступление в брак;
осознание ответственности за свои поступки, принимаемые решения;
возможность ведения самостоятельной, независимой от родителей жизни;
определенная физиологическая зрелость;
жизненная и творческая активность.
Учитель: Вопрос к группе: Какой из них на ваш взгляд, является определяющим?
(обучающиеся: высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.)
Учитель: Границы молодости индивидуальны для каждого. В жизни есть обстоятельства, которые заставляют повзрослеть человека раньше. А есть взрослые, у которых физические и психические черты, свойственны детскому возрасту – инфантилизм. Поэтому очень часто говорят молодые «старики» или «вечная» молодость. Но, так или иначе, вывод можно сделать такой:
МОЛОДОСТЬ – это ощущение, которое обязательно проявляется как во внешности, так и в поведении человека. (Переходим к третьему вопросу)
3. Особенности молодежи
Учитель: И все-таки, давайте определим особенности молодого поколения, сравнив его с людьми зрелого возраста. Дадим сравнительную характеристику, заполняя таблицу.
(учащиеся заполняют таблицу самостоятельно под музыку П.Чайковского «Времена года»)
Учитель: А теперь сравним Ваши точки зрения.
На экране поэтапно появляются отдельные части таблицы, слайд 5
Молодежь
Зрелый возраст
Ценности
Друзья, телефон, компьютер, деньги, улица, мода, развлечения, телевизор, противоположный пол, свобода, понимание, образование, родители
Дети, семья, здоровье, работа, вещи прошлого, воспоминания, отдых, душевная гармония.
Профессии
Высокие технологии, деньги, престиж, путешествие, шоу-бизнес, в общем, меньше работы больше денег
Работа по «душе», хороший коллектив, спокойная, стабильная, малоподвижная работа.
Идеология
Живем одним днем, молодежные движения
Пионеры, комсомольцы, строительство коммунизма – этим жила вся страна
Учитель: Сейчас подводим итоги по этому вопросу и переходим к следующему.
4.Молодежь как большая социальная группа.
Восьмой обучающийся: Ж.Ж. Руссо называл юность, вторым рождением человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен; в юности завершается физическое созревание человека, развивается его интеллект и воля.
Девятый обучающийся: Я хотел бы выделить следующее(комментирует критерии молодежи как большой социальной группы)
осознание индивидуальности;
демонстрация своей уникальности;
открытие собственного «Я»; Слайд 6
5.Молодежная субкультура.
Десятый обучающийся: Об особой молодежной культуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи определенные характерные черты. Прежде всего, это особый характер отношений, сосредоточенный на дружбе, чем на семье, общение с ровесниками, стремление к обособлению, складываются неформальные объединения, вызов общественному мнению.
Одиннадцатый обучающийся: Давайте попытаемся выделим основные черты молодежной культуры(комментирует)
включение в различные группы сверстников;
своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыки;
это скорее культура досуга, чем работы;
вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; слайд 7
Работа в группах.
Учитель: Предлагаю выполнить проблемно – познавательные задания, используя компьютер и сеть Интернет. (Заранее формируются группы, учитель разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов каждой группы и раздает задания.)
Задания в группах: Каждая группа получает задания для обсуждения и поиска информации.
1. Дать определения понятиям, связанных с изучаемой темой (обучающиеся работают, звучит легкая музыка):
Тинэйджеры
Инфантилизм
Субкультура
Сленг
Контркультура слайд 8
Учитель: Когда-то в 80-90-е гг. в обществе и государстве очень активно обсуждался вопрос о необходимости принятия специального закона о молодежи. Но все осталось только на словах.
Проблемный вопрос: Попробуйте создать такой закон, состоящий из нескольких пунктов, и аргументировано его защитить (все работают под музыку, затем выделяют пункты закона)
определение возраста молодежи;
забота о молодой семье;
оказание помощи молодому специалисту;
забота и помощь о молодых людях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
создать четкую систему уполномоченных органов по работе с молодежью;
создать молодежное общественное объединение; Слайд 9
Учитель: Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Проанализируйте идеологию ряда молодежных движений и ответьте на вопрос.
Проблемный вопрос: Молодежная субкультура – это движение души, стремление выделиться или социальный протест. Молодежная культура – это больше культура досуга, чем работы. Согласны ли вы с этим выводом? Слайд 9
Обсуждение выполненных заданий + комментарии учителя.
IV. Закрепление.
Учитель: Когда-то французский мыслитель, писатель и педагог Ж.Ж. Руссо сказал: «Молодость – это время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения». Я думаю, мы все согласимся с этим высказыванием и, подводя итог нашему разговору, попробуем выработать основные правила, соблюдая которые вы всегда сохраните молодость в своей душе. ( Звучит песня «Давай Россия» певицы Малина и обучающиеся делают выводы)
Выводы:
Быть молодым душой
Сохранять свою индивидуальность
Всегда иметь свою точку зрения и не бояться высказывать ее
Придерживаться правила « Лучше быть одному, чем с кем попало»
Использовать выбор, который у вас есть только на благо для себя и близких. Слайд 10
V. Домашнее задание.
Ответить на вопрос: Легко ли быть молодым? Слайд 11
Литература
Л. Боголюбов «Обществознание»
Н. Кравченко «Обществознание»
И. Спиркин «Основы философии»
Интернет
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315