Разработка вводного занятия по теме: Роль информационной деятельности в современном обществе
Введение в дисциплину «Информатика»
Тема: «Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах» (лекция + практическое занятие)
Цели занятия:
Развивающие: развивать познавательный интерес; развивать умение анализировать и обобщать полученные знания
Воспитательные: формирование научного мировоззрения; воспитывать чувство коллективизма
Дидактические: сформировать понятие о целях и задачах предмета; обобщить понятие «информация»
Теоретические сведения к практической работе
Лекция 1 часПоявление и развитие информатики
Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины - информатики.
Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).
В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина.
Человек и компьютер
Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.
Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает.
В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.
Компьютер – средство обработки информации.
Термин информатика
Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".
Informatique = information + automatique
Информатика = информация + автоматика
Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – "Сomputer science", что означает буквально"компьютерная наукаю
Сomputer science - Компьютерная наука
Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.
Структура информатики
Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.
Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей — технических средств (hardware), программных средств (software), алгоритмических средств (brainware). В свою очередь, информатику как в целом, так и каждую ее часть обычно рассматривают с разных позиций: как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.
3. Роль информации в разных областях деятельности
Информация является первичным и неопределенным понятием в рамках науки. Мы можем лишь утверждать, что это понятие предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником. Особенность понятия информация в том, что оно используется во всех без исключения сферах: медицина, философия, психология, естественных и гуманитарных науках, биологи, социологии, искусстве, экономике, технике и в повседневной жизни.
В любой области научной, экономической и социальной деятельности, на любом предприятии, занимающемся производством или распределением продукции, создается и используется информация.
Всякая взаимосвязь и координация работ возможны только благодаря системе информации, охватывающий весь процесс, причем генераторами и потребителями информации являются как различные функциональные и управляющие подсистемы, так и сам человек. То есть, практически любая целенаправленная деятельность человека в той или иной мере связана с процедурами обработки информации, которые могут быть как автоматизированными, так и нет.
В настоящее время наиболее эффективными является вариант, основанный на использовании вычислительных машин. Информация присутствует в любом процессе. Она изначально является ценной и достоверной, но, если не уметь сохранять ее свойства с помощью соответствующих средств, то в дальнейшем придется прибегать к трудоемким и изощренным процедурам, для того чтобы как-то восстановить необходимый уровень ее репрезентативности.
Таким образом, термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений).
Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
4. Знакомство студентов с правилами и требованиями по технике безопасности работы в компьютерной аудитории
Правила по технике безопасности, т. к. кабинет информатики является кабинетом повышенной опасности
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
К работе в кабинете информатики допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.
Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности.
Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, к получению механических повреждений и травм, вызвать возгорание.
ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ.
Неблагоприятное воздействие на зрение при неустойчивой работе видеотерминалов, нечётком изображении на экранах.
Не находиться долгое время за компьютером (15 – 20 минут).
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.
Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места.
Начинать работу по указанию преподавателя.
Разместите учебные принадлежности так, чтобы не мешали.
Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
Перед выполнением работы внимательно изучите ход её выполнения.
Не включайте ПК без разрешения преподавателя.
Нельзя работать на компьютере при плохом самочувствии. Сообщите об этом преподавателю.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания преподавателя.
Включение компьютера производить последовательно.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ: трогать соединительные кабели, прикасаться к
питающим проводам и устройствам заземления,
прикасаться к экрану монитора и к его тыльной стороне,
класть книги на монитор, клавиатуру; работать во
влажной одежде и влажными руками; перемещаться
по классу.
Избегайте резких движений при работе на ПК.
Перед ПК необходимо сидеть свободно без напряжения.
Середина экрана должна находиться на уровне глаз, перпендикулярно линии взора, на расстоянии 55 – 65 см. от глаз.
Нажимать на клавиши необходимо «мягко», без особых ударов.
ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ.
Последовательно отключите компьютер.
Приведите рабочее место в порядок.
Сдайте дежурному по аудитории рабочее место.
Практическое занятие
1час
Задание 1. Составить схему отражающую структуру информатики, различные подходы к понятию информатики. Подбор материала для выполнения задания найдите в Интернете.
Задание 2. Ответьте на следующие вопросы
Что такое информатика?
С чем связанна сфера человеческой деятельности информатики?
Что изучает информатика?
Что такое компьютер?
Что такое сообщение?
Задание 3. В Интернете найдите и просмотрите, как выглядят:
Современный офис
Пульт управления электростанцией
Промышленный робот
Книжный сканер в библиотеке
Компьютерный томограф
Цифровой микроскоп
Панель бортового компьютера самолета
Клавиатура для слепых
Задание 4. С помощью материала в Интернете найдите ответы на следующие вопросы:
Как информационные технологии изменили характер труда? В чем состоит автоматизация труда на современном производстве, а образовательных учреждениях, торговле?
В каких областях применяют промышленных роботов, автоматизированные системы управления, компьютерную диагностику?
Какие функции конструктора (проектировщика) сегодня «взяли на себя» САПР?
Почему информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения и как они помогают реализовать потребности в самообразовании людей?
Какова роль информационных технологий в росте коммуникативной активности людей?
Задание 5. Сделать вывод о проделанной практической работе
Литература
Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2012 г.
Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, под ред. М.С. Цветковой, Академия, 2014г.