Рабочая программа. Обувное дело — 9 класс. ГКОУ РО школа-интернат VIII вида с. Развильное.




9 класс

ОБУВНОЕ ДЕЛО
Пояснительная записка
Цель программы: подготовка учащихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий на уровне 1 и 2-го разрядов обувщика по ремонту обуви и возможность дальнейшей специализации после обучения в ПТУ на производстве пошива обуви, а также участие в системе индивидуальной трудовой деятельности.
Программа рассчитана на 4 этапа.
4-й этап - 9-й класс.
Основными задачами на данном этапе являются:
- формирование профессиональных трудовых навыков крупного ремонта и полного пошива обуви на основе обобщения ранее изученных знаний и приёмов работы.
Данная программа даёт навыки самообслуживания: ремонт обуви в домашних условиях, пошив домашней обуви, ремонт кожгалантерейных изделий.
Освоение программы даёт навыки самообслуживания: ремонт обуви в домашних условиях, пошив домашней обуви, ремонт кожгалантерейных изделий.
Особое значение имеет использование данной программы в интернатах, так как ремонт обуви, пошив комнатной обуви и ремонт кожгалантерейных изделий продлевает срок службы перечисленных изделий.
Нормативно-правовые документы:
Положение о специальной {коррекционной) школе.
Региональный учебный план РО.
Новые учебные программы. Трудовое обучение в специальных {коррекционных) школах VIII вида.
Учебная программа, составленная на основе образовательного минимума содержания образования, программы по обувному делу (под редакцией А.М.Щербаковой., 2001 г.) и требований к уровню подготовки обучающихся с учётом регионального компонента и особенностей школы. Региональный компонент отражён в содержании заданий и упражнений.
Региональный учебный план по программе: 9 класс час. в неделю, час. в год.
Содержание обучения имеет коррекционно-практическую направленность. При подборе учебного материала использовался уровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей реабилитации обучающихся, учтены реалии сегодняшнего дня, межпредметные связи.
Комплект учебников: М.С.Лаврова, А.П.Мошков Обувное дело Издательство «Просвещение» Москва-1970.
И.И.Довнич Технология производства обуви Образовательно-издательский центр «Академия», 2004.
И.Н. Леденёва индивидуальное изготовление обуви Образовательно-издательский центр «Академия», 2004.





№№ п.п.
Содержательные линии
Коррекционно-развивающие задачи
Педагогические средства технологии
Проблемы,
возникающие при
изучении темы
Педагогический мониторинг

I.
Формирование
профессиональных трудовых
навыков крупного ремонта и
полного пошива обуви.
Выявление актуальных и
потенциальных
способностей учащихся в
трудовом обучении.
Индивидуальный и
дифференцированный
подход.
Несформированность
положительных
качеств личности;
организационных
умений в труде.
Отслеживание
интересов и
склонностей
учащихся к данному
профилю.

II.
Обучение технико-технологическим процессам обувного дела с использованием промышленного оборудования.
Освоение понятий:
материал, инструмент,
операция, изделие.
Наглядно-действенная основа обучения.
Слабые
организационные
навыки
планирования
работы.
Особенности
психофизического
состояния, моторики
движений.

III.
Выработка достаточно прочных профессиональных приёмов
работы с материалами,
инструментами, машинами,
приспособлениями.
Воспитание
организационных умений
и привычек, необходимых
для продуктивной и
безопасной работы.
Практическая
направленность,
индивидуальный
подход.
Недостаток познавательной деятельности. Слабое словесно-логическое мышление.
Самостоятельные
практические
работы.
Тестовый контроль.

IV.
Развитие жизненной позиции на
основе использования
практической направленности
обучения с опорой на чувство
коллективизма.
Коррекция недостатков
познавательной
деятельности
(наблюдательности,
воображения, речи).
Осуществление
текущего самоконтроля.
Низкий уровень
практической
деятельности, слабое
развитие мелкой
моторики рук.
Оценка изделия с
указанием
достоинств и
недостатков.




Календарно - тематическое планирование - 9 класс

Содержание программного материала. Тема урока.
Кол. часов
Дата
Обязательный минимум
Профессион. терминология
Мониторинг







Знать
Уметь





I четверть
I. Вводное занятие.

·






- Задачи и особенности обучения


Правила
Организовать
Обувщик
Опрос уч-ся

уч-ся в 9-м классе.


поведения в
рабочее место



- Закрепление уч-ся за рабочими


обувной
обувщика.
Рабочее место


местами.


мастерской.




- Индивидуальный рабочий



Определять
Верстак


инструмент.


Обязанности
характер мелкого



- Организационные моменты труда


дежурного по
ремонта обуви.
Липка


уч-ся.


мастерской.




- Правила поведения уч-ся в



Выполнять



учебной мастерской.


Назначение
мелкий ремонт



- Правила поведения на


ручных сапожных
обуви.



предприятиях обувной


инструментов.




промышленности.







- Сообщение о предстоящих


Требования к




экзаменах.


экзаменам.




П. Организация труда и







производства на обувных







предприятиях.



Изготавливать и
Производст-
Опрос уч-ся

Понятие о цели производст-


Организацию
обрабатывать
венный процесс.


венного процесса на его этапах


труда и
заготовки.

Практическая

- подготовка производства;


производства на

Модели обуви.
работа

- получение материала;


обувных
Изготавливать



- изготовление и обработка заготовок;


предприятиях.
детали обуви.
Транспорти-








ровка.





- изготовление деталей обуви;
- сборка заготовок и обуви;



Этапы
производственного
процесса.

Основные звенья производства.

Виды конвейеров.

Собирать
заготовки и
обувь.

Конвейерная система.

Отчёт о
проделанной
работе

Анализ ошибок

- контроль качества;
- испытание новых моделей обуви;
- упаковка, транспортировка.











- Цеха - основные звенья производства.
- Основные и вспомогательные цеха.











- Цех ширпотреба.
- Участки цеха и рабочие места.











- Административные органы.











- Понятие о массовом, серийном и индивидуальном производстве.
- Конвейерная система работы,
- Виды конвейеров.











Ш. Технология изготовления простейших изделий обувных предприятий.
(Школьная обувь открытая) - Классификация обуви по виду, роду, назначению, сезонности.





Меры
безопасности при
работе с ручным
обувным
инструментом.



Меры безопасности при работе с гвоздями.



Читать
технологические
карты.


Самостоятельно составлять
технологические
карты по
операциям




Ростовка


Поролон



Опрос уч-ся

Анализ
выполненной
работы

Практическая работа

- Ростовка обуви.











- Обмер стопы.











- Методы крепления деталей в обуви.











- Ручная и механическая сборка
обуви.











- Машины и аппараты обувной промышленности.














- Автоматы и полуавтоматы в обувном производстве.



Технологию
изготовления
простейших
деталей обуви.

Самостоятельно
планировать
работу.

Контролировать выполнение задания.


Тестовый контроль

- Технология пошива школьной обуви.











- Физико-механические свойства материалов для школьной обуви.











IV. Правила безопасности на территории и в цехах обувных предприятий.
- Основные документы по правилам т/б на обувных предприятиях.



Правила
безопасности на
территории и в
цехах обувных
предприятий.

Применять в практической деятельности знания по т/б


Внутризаводские


Внутри-цеховые

Опрос уч-ся Тестовый контроль

- Возможные опасности, связанные с внутризаводским и внутрицеховым транспортом.











- Предупредительные сигналы, указатели и надписи о безопасности движения и работе на оборудовании.
- Правила электробезопасности.
























V. Технология пошива мужских летних полуботинок.
- Ассортимент обуви, изготавливаемой на фабрике.




Технологию
пошива мужских
летних
полуботинок.

Самостоятельно составлять план работы.

Ориентироваться в задании по

Ассортимент

Производственный процесс

Опрос уч-ся

Отчёт о
проделанной работе

- Техническая документация на пошив обуви клеевого метода крепления.











- Материалы, применяемые для пошива обуви.
'
·'
·










- Производственный процесс














пошива обуви.





Особенности
пошива обуви в
ателье.
образцам.


Анализировать качество работы.




Анализ
выполненной
работы

- Особенности пошива обуви в ателье.











- Преимущества индивидуального пошива обуви.











- Преимущества фабричного пошива обуви.











VI. Практическое повторение.
- Самостоятельное составление технологических карт на пошив обуви.



Технологию
изготовления
простейших
изделий обувных
предприятий.

Рационально организовывать рабочее место.



- Правильный подбор материалов.











- Контроль выполняемого задания.











- Исправление мелких дефектов.











VII. Самостоятельная работа.























II четверть
I. Вводное занятие.







II. Технология пошива обуви с декоративным рантом клеевого метода крепления.
- Технология пошива обуви с декоративным рантом.





Меры безопасности
при работе с обувным
инструментом.

Технологию пошива
обуви клеевого метода
крепления.



Самостоятельно
составлять план
работы.

Соблюдать технологи-ческую последовательность.



Декоративный рант

Эластичность

Формо-устойчивость



Опрос уч-ся

Практическая работа

Отчёт о
проделанной работе

Тестовый контроль

-Виды рантов в обуви.











- Требования к материалам для основного ранта.











- Физико-механические требования к декоративным рантам.











- Накладной рант и его назначение в обуви.











III. Оборудование обувных фабрик.
- Краткая характеристика машин для чистки колодок.



Краткую
характеристику
оборудования
обувных фабрик.

Заправлять нитки
на спец.швейных
машинах.






Регулировать натяжение ниток.

Термоактиваторы







Шлифовальная
шкурка

Опрос уч-ся

Практическая работа




Отчёт о
проделанной
работе

- Краткая характеристика машин для временного прикрепления стелек на колодки.
- Краткие характеристики машин для затяжки заготовок на колодки.
























- Зарубежные аналоги этих машин.











- Машины для взъерошивания















затяжной кромки заготовок верха обуви.


Краткую
характеристику
оборудования
обувных фабрик.
Регулировать
натяжение
шлифовальной
шкурки.

Фрезерование
Анализ

- Приспособления для этих машин.








выполненной работы
Тестовый

- Прессы для прикрепления подошв.











- Термоактиваторы.








контроль

- Машины для фрезерования подошв











- Швейные машины.
- Полуавтоматы и автоматы на обувных предприятиях.










IV. Организация контроля за качеством продукции.
- Ответственность предприятий за качество выпускаемой продукции.
- Требования стандартов.




Требования стандартов.

Формы контроля.
Методы контроля.
Методы поощрения за
повышение качества
продукции.


Организовать
контроль за
качеством
продукции.

Организовать
контроль за
качеством
продукции
Стандарт Долговечность


Опрос уч-ся





Практическая работа

Отчёт о
проделанной
работе

Тестовый контроль

- Обеспечение единых мер и методов измерения.











- Показатели качества и долговечности.











- Формы контроля качества.











- Методы испытаний и контроля качества.











- Организация технического контроля.











- Методы поощрения за повышение качества продукции.



























V. Практическое повторение.
- Самостоятельная ориентировка в задании.




Промышленную
технологию пошива
обуви.

Характеристики оборудования,
приспособлений, инструментов.


Планировать
работу по образцу
изделия.

Выполнять
ручные и
машинные
операции по
пошиву обуви.



Практическая работа


Тестовый контроль

- Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий.
- Самостоятельный подбор материалов и инструментов.
- Самостоятельное выполнение задания.
























- Самостоятельный отчёт о технологии изготовления отдельных частей изделия.
- Употребление в речи технических терминов.











VI. Самостоятельная работа.

























III четверть
I. Вводное занятие.







II Сведения о трудовом







законодательстве.







- Трудовой кодекс РФ.


Основные сведения о
Чётко понимать
Трудовое
Опрос уч-ся

- Основные трудовые права и


трудовом
профессиональную
законо-


обязанности рабочих и


законодательстве.
терминологию.
дательство


служащих.







- Трудовой договор.


Трудовые права и

Трудовой договор


- Перевод на другую работу.


обязанности рабочих




- Расторжение трудового


и служащих.

Трудовая


договора.




дисциплина


- Отстранение от работы.







- Рабочее время.







- Время отдыха.







- Заработная плата.







- Трудовая дисциплина.







- Охрана труда.







- Труд молодёжи.







- Закон о трудовом коллективе.







III. Технология пошива обуви







прошивного метода крепления.







- Краткая характеристика обуви


Меры безопасности
Ориентироваться в
Портновская
Опрос уч-ся

прошивного метода крепления.


при работе с нитками.
задании.
мера


- Способы пришивания подошв







на обувь.







- Бортовой метод прикрепления


Методы крепления
Составлять план
Поролон
Практическая

подошв на обувь.


подошв на обувь.
работы с

работа

- Виды швов: ручной,



использованием



машинный, допельный.



технологических



- Вар и его основные характ-ки.



карт.






- Технология изготовления вара.


Меры безопасности
Контролировать
Формование
Анализ

- Требования к ниткам для


при работе на
работу.

выполненной

прошивного метода крепления.


оборудовании и с


работы

- Машинный метод


ручным
Отчитываться о
Фрезеровка


прикрепления подошв на обувь.


инструментом.
этапах работы.



- Машина СПР для пришивания







подошв на обувь.


Технологию пошива
Анализировать своё

Тестовый

- Основные узлы машины.


обуви прошивного
изделие.

контроль

- Ручной метод пришивания


метода крепления.




подошвы.







- Шов взавойку.







IV. Техническое нормирование.







Квалификация рабочего и







оплата труда.







- Знание нормирования труда*


Техническое
Работать в темпе,
Нормирование
Опрос уч-ся

- Норма времени и норма


нормирование труда.
позволяющем



выработки.



приближаться к
Квалификация
Тестовый

- Слагаемые оперативного


Квалификацию
выполнению

контроль

времени, затрачиваемого на


рабочего и её
установленных
Тариф


выполнение технологической


основные признаки.
норм выработки



операции.



квалифицированных



- Квалификация рабочего и её


Формы организации
рабочих



основные признаки.


системы зарплаты.
соответствующего



- Тарифные разряды и



разряда.



квалификационные







характеристики профессий.







- Зависимость заработной платы







рабочего и служащего от







тарифного разряда.







- Формы организации системы







зарплаты.










- Бригадные формы организации







оплаты труда.







V. Пожарная безопасность на







производстве.







- Пожарная безопасность на


Правила пожарной
Пользоваться
Огнетушитель
Опрос уч-ся

территории предприятия.


безопасности на
огнетушителями.



- Инструкции и правила


предприятиях обувной




пожарной безопасности на


промышленности.
Оказать первую
Эвакуация
Тестовый

предприятиях обувной



помощь

контроль

промышленности.



пострадавшим на



- Причины возникновения


Правила поведения
пожаре.



пожаров.


при пожаре.




- Правила поведения при







пожаре.


Особенности тушения




- Порядок сообщения о пожаре.


пожаров на




- Виды огнетушителей.


электроустановках и




- Эвакуация людей и


электросети.




материальных ценностей.







- Первая помощь пострадавшим







на пожаре.







- Инструкция и правила







пожарной безопасности на







предприятиях обувной







промышленности.







- Особенности тушения пожаров







на электроустановках и







электросети.







VI. Практическое повторение.







- Составление плана работ по


Принципы разделения
Планировать

Опрос уч-ся

технологическим картам.


труда в бригаде или
предстоящую



- Рациональный подбор


участке пошива
работу по образцу



материалов.


обуви.
изделия.






IV четверть.
I. Вводное занятие.







II. Регулировка







производственных машин.







- Инструкционно-


Меры безопасности
Определять
Регулировка
Опрос уч-ся

технологические карты


при работе с гаечным
неисправности



регулировок машин.


ключом и отвёрткой.
машины.
Неисправности
Практическая

- Виды регулировок машин.





работа

- Простейшие неисправности







машин.







III. Новые обувные материалы.







- Новые ткани из искусственных


Виды обувных
Определять
Синтетические
Опрос уч-ся

и синтетических волокон для


материалов^
основные
материалы


верха обуви.



свойства обувных

Практическая

- Ткани с пропиткой, с


Основные свойства
материалов.
Нетканые
работа

блестящим покрытием.


обувных материалов.

материалы


- Нетканые материалы.





Тестовый

- Окраска тканей.





контроль

- Физико-механические свойства


Физико-механические




тканей.


свойства тканей.




- Синтетические материалы для







обуви.







- Основные свойства







синтетических материалов.







IV. Лабораторная работа.







- Прорубаемость тканей.


Физико-механические
Выполнять
Прорубаемость
Практическая

Влагопроницаемость тканей.


свойства тканей для
машинные

работа

Сминаемость тканей.


обуви.
операции по
Сминаемость


- Проверка прочности склеенного



пошиву обуви.



шва. Проверка на истираемость










подошв на машине.







V. Технология пошива мужских ботинок осенне-весеннего сезона.
- Характеристика мужских полуботинок.
- Виды фасонов полуботинок.
- Степень сложности заготовок полуботинок.
- Виды и формы подошв.
- Формованные задники и их назначение.
- Эластичные подноски.
- Классификация супинаторов.
- Вес обуви.
- Пооперационное разделение труда.
- Конвейерная работа.
- Преимущества конвейерной работы.





Меры безопасности
при работе на
оборудовании и с
ручным обувным
инструментом.
Промышленную
технологию пошива
обуви.



Самостоятельно
планировать
предстоящую
работу по образцу
изделия.
Работать в темпе,
позволяющем
приближаться к
выполнению
установленных
норм выработки.



Конвейерная работа
Пооперационное разделение труда



Опрос уч-ся
Практическая работа
Отчёт о
проделанной
работе
Анализ изделия
Тестовый контроль

VI. Практическое повторение.
- Составление плана работы. Подбор материалов и инструментов. Самостоятельное выполнение изделия. Контроль за выполнением задания. Отчёт о технологии изготовления изделия.


Характеристики оборудования,
приспособлений, инструментов.
Рационально
организовывать
рабочее место
обувщика.

Опрос уч-ся
Практическая работа

VII. Контрольная работа и её анализ с подведением итогов за год.











- Правильная организация







рабочего места.







- Планирование при


Характеристики
Выполнять ручные

Практическая

изготовлении изделия.


оборудования,
и машинные

работа

- Контроль действий в ходе


приспособлений,
операции по



работы.


инструментов.
пошиву обуви.

Отчёт о

- Соблюдение технологических





проделанной

нормативов.





работе

- Соблюдение правил техники







безопасности.







- Отчёт о работе.







- Употребление в речи







технических терминов.







VII. Самостоятельная работа.



























Приложение
График проведения экскурсий - 9-й класс
Обувное дело
2014/2015 уч.г.

№№ п.н.
Тема
Цель
Место
Сроки

1.
Индивидуальное изготовление обуви.
Технология индивидуального пошива обуви.
Мастерская по ремонту
обуви.
с. Песчанокопское.
Октябрь

2.
Классификация обуви.
Модели современной обуви.
Торговый центр «Скиф».
г. Сальск
Ноябрь

3.
Производство обуви.
Механизация пошива обуви.
Обувная фабрика, г. Сальск.
Март

4.
Кем быть?
Профориентация.
ПТУ:
г. Новочеркасск,
г. Таганрог.
Апрель - Май

Учитель - Резван Н.Г.