Технологическая карта урока математики для 3 классa: «Вычитание числа из суммы», разработанная для УМК Перспектива

Технологическая карта урока: «Вычитание числа из суммы», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех видов интеллекта (физического, эмоционального, духовно-нравственного и логического) у учащихся начальной школы», с применением игровых, информационно-коммуникационных, групповых, проблемных и технологий дифференциации заданий.
Тема
«Вычитание числа из суммы».

Цель
Научиться выполнять вычитание числа из суммы разными способами.

Задачи
Учиться применять правило вычитания числа из суммы разными способами при решении примеров и задач.

Решаемые проблемы
Какими способами вычесть число из суммы?

Понятия
Вычитание числа из суммы, название компонентов сложения, вычитания, задачи.

Формируемые УУД
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь  исправления.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений писать изученные буквосочетания. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Планируемый результат
Предметные: выполнять вычитание числа из суммы разными способами.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы:
- для учителя;

- для учащихся.
Учебник: «Математика» для 3 класса (авторы Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.);
технологическая карта урока, ноутбук для учителя, проектор, мультимедийная доска, документ-камера, презентация, карточки с заданиями для учащихся.
Учебник, тетрадь, пенал, карточки для групповой и индивидуальной работы.










Этап урока
Деятельность учителя

Деятельность ученика. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты


I. Самоопределе-ние к деятельности
(2 минуты)
Приветствует обучающихся, настраивает на работу.
- Начнём с вами урок с упражнений, которые помогают нам лучше думать.
- Вспомним девиз наших уроков. («Хотим всё знать!»)
- А какими нужно быть на уроке, чтобы всё знать?
- К нам на урок сегодня пришил герои нашего учебника. Напомните, как их зовут?
И Аня с Ваней предлагают нам начать наш урок с таких слов (слайд – читает хорошо читающий ученик):
Наш урок науке посвящается, Что математикой с любовью называется, Она поможет воспитать такую точность мысли, Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Молодцы!
- Открываем тетради. Красиво и аккуратно записываем число, классная работа.
Дети приветствуют учителя.
Выполняют упражнения.
«Точечный массаж»
- Сколько раз выполняем упражнения? (по 9)
носовой перегородки (по 9 раз в одну и другую стороны);
висков (по 9 раз в одну и другую стороны);
лимфоузлов (по 9 раз в одну и другую стороны);
точки под шеей (по 9 раз в одну и другую стороны);
точек между большими пальцами (по 9 раз в одну и другую стороны);
Вертикальный и горизонтальный массажи ушей (по 5-6 раз в разных направлениях)
«Думательный колпак» - 2 раза.
«Вакуум» (3 раза).
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотруд-ничества с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД: построение монологического высказывания.
Личностные УУД: смыслообразование


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
(7 минут)
Построение плана урока.
Устный счёт (решение задач и примеров удобным способом).



Работа в группах – решение задачи







(на доске вразброс названия этапов урока)
- Начнём урок с построения плана урока. В начале скажите, как называется тип урока, когда мы «открываем новое знание»? Умницы!
1. Устный счёт.
2. Постановка проблемы.
4. Открытие нового знания.
5. Закрепление, работа в парах.
6. Работа в группах.
7. Повторение.
8. Итог урока. Оценивание своей работы на уроке.
9. Домашнее задание.
- Итак, как же называется первый этап урока?
- Чему мы учимся на данном этапе?
Слайд. («Устная разминка». Один читает – задаёт другому вопрос. Оценивают всем классом: «Согласны?»)
Слайд. Вычислите удобным способом:
56 + 9 + 4 + 11
22 + 7 + 8 + 13
- Что означает выражение «вычислите удобным способом»?
- Что мы сейчас с вами повторили? Какой был этап урока?
- Мы с вами знаем, что наши друзья Аня и Ваня тоже ученики. Какого класса?
Им задали домой решить задачу. Поможем им? Текст задачи мы видим на экране. Работаем в группах. Начали. Ответы пишем крупно на больших листках. Начали.
В первый день Мальвина прочитала 68 страниц, во второй – на 25 больше, а в третий – на 15 книг меньше, чем во второй день. Сколько книг прочитала Мальвина во второй день?
Оцените себя (самооценка по слайду) (68+25)-15.
- У кого так же? Молодцы! У кого не так? Почему?
- У кого сколько получилось? (68+25)-15=78.
- Расскажите, как решали пример. Какое действие выполняли первым? Почему?
Выполняют задания самостоятельно, в группах, парах.
Рассуждают, высказывают своё мнение.
Строят план урока.
.
Познавательные УУД: построение плана урока, актуализация опорных знаний, Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятель-ности. Коммуника-тивные УУД: уметь работать в группах, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регу-лятивные УУД: уметь выполнять работу по предло-женному плану, вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: самостоя-тельно выделять и формулировать по-знавательные задачи.
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование.


Выявление места и причины затруднения.
(2 минуты)
- Ребята, а может быть существует какой-то другой способ решения этого примера? Более лёгкий и удобный? Может быть кто-нибудь знает? Обсудите в группах. Начали.




Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
(4 минуты)
- Нашли другой способ решения этого примера?
- В чём трудность?
- Какая же тема нашего урока?
- Какие цели поставим перед собой?





Реализация построенного проекта.
(2 минуты)
- А как нам узнать, правильно мы предположили или нет? (сверить с учебником)
- Какая страница в учебнике, ко мне подскажет? (с.38)
- Чья версия оказалась верной?
- Итак, какие 3 способа вычитания числа из суммы узнали? (эталоны вывешиваются на доску)
Правила вычитания числа из суммы:
1) найти сумму и вычесть из неё число:
(1 сл. + 2 сл.) – число;
2) вычесть число из 1 слагаемого и прибавить 2 слагаемое:
(1 сл. + 2 сл.) – число =(1 сл. – число) + 2 сл.
3) вычесть число из 2 слагаемого и прибавить 1 слагаемое:
(1 сл. + 2 сл.) – число =(2 сл. – число) + 1 сл.
- Какой сейчас был этап урока?




Физкульт. минутка.
Чтобы ещё лучше запомнить новые правила, выполним упражнение «Перекрёстный шаг».




Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (7 минут)
С.38 №1. Мы будем сразу решать более удобным способом. Кто попробует у доски?
(47+26)-7=(47-7)+25=65
(31+29)-20=31+(29-20)=40
Последний пример решите в парах. Начали. Оцените себя. (по слайду)
(70+24)-14=70+(24-14)=80
- Этот способ решения оказался более лёгким или трудным? Почему?
- Какой сейчас был этап урока? Какое новое правило узнали?




Дифференцированная самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.
(5 минут)
- А сейчас попробуйте решить несколько примеров самостоятельно.
С.38 №2 – те ребята, кому всё понятно, решают все примеры, кому еще пока сложно – 2 примера. Начали.
Оцените себя. (по слайду)
Какой был этап урока? Какое правило применяли на практике?




Включение в систему знаний и повторение. (8 минут)
С.39№4-решение задачи выражением (чтение про себя, вслух, чтения условия задачи, вопроса к задаче, выяснение значения фразы «решить задачу разными способами»).
1 способ:
(23+19)-15=23 (кг)
2 способ:
23+(19-15)=27 (кг)




Физкульт. минутка.
Чтобы ещё лучше запомнить всё, что изучили на уроке, выполним упражнение «Ленивые восьмёрки».
Выполняют упражнения.




Рефлексия.
Итог урока.
Задача:
осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности.
(3 минуты)
- Оцените свою работу на уроке.
- Подведём итог урока.
(вопросы из рефлексивного экрана)
- Отметки за работу на уроке .
Какой был этап урока?
Подводят итог урока и оценивают свою деятельность на уроке.
Регулятивные УУД
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.


Запись и обсуждение домашнего задания.
(1 минута)
С. 38 №3, с.40№3
Какой был этап урока?
Отвечают на вопросы: «Кому домашнее задание понятно? Кому не понятно? Что именно? Кому кажется сложным? Кому лёгким? Почему?»




Устный счёт.
Постановка проблемы.
Открытие нового знания.
Закрепление, работа в парах.
Работа в группах.
Самостоятельная работа.
Итог урока. Оценивание своей работы на уроке.
Домашнее задание.
Повторение.
Правила вычитания числа из суммы:
найти сумму и вычесть из неё число:
(1 сл. + 2 сл.) – число;
вычесть число из 1 слагаемого и прибавить 2 слагаемое:
(1 сл. + 2 сл.) – число =(1 сл. – число) + 2 сл.

3) вычесть число из 2 слагаемого и прибавить 1 слагаемое:
(1 сл. + 2 сл.) – число =(2 сл. – число) + 1 сл.










15