Исследование психологических особенностей педагогического коллектива ДОУ
Исследование психологических особенностей педагогического коллектива ДОУ
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда зависит от состояния педагогического коллектива.
Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Педагогический коллектив характеризуется следующими основными чертами:1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;4) структурированности - определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;5) организованностью, то есть - упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;6) открытостью - то есть готовностью к принятию новых членов;
Педагогический коллектив имеет и свои специфические особенности - полифункциональность. Из полифункциональности деятельности отдельных педагогов складывается полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за рамки ОУ: формирует педагогическую культуру родителей и общества.
Деятельность отдельных педагогов в силу ее специфики не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня ОУ, оценке качеств знаний воспитанников. Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает однообразие в технологии педагогической деятельности.
Не нормирование рабочего дня педагога - это отрицательно сказывается на жизни деятельности педагогического коллектива, является, как правило, причиной перегрузки педагогов, недостатком свободного времени, что ведет к возникновению стрессов.
В педагогическом коллективе преимущественно женский состав. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов способов педагогического воздействия (Лутошкин А.Н., 1988).
Хорошо известен феномен педагогического коллектива, когда внешне все очень любят и поддерживают друг друга, а по сути даже имеющиеся внутри группировки нестабильны из-за того, что их члены и участники все время меняются. Так, одна команда поддерживает своего директора, но всячески мешает и даже дискредитирует деятельность содержательного лидера. Однако даже при незначительном изменении ситуации некоторые члены этой команды могут примкнуть к содержательному лидеру и стать, соответственно, оппозицией директору и т. д. В ряде случаев педагогический коллектив на некоторое время сплачивается, например, когда появляется общий «враг» в виде какой-то комиссии, нового администратора или родителей, которые начинают противостоять педагогам. Самое интересное, что в это время в таком образовательном учреждении качественно меняется в лучшую сторону и уровень организации и проведения педагогического процесса. Как только ситуация стабилизируется, общий «враг» исчезает или находит какие-то общие мотивы с кем-либо из коллектива, меняются и взаимоотношения, и качество образования. Если попытаться проанализировать, что служит причиной затяжных конфликтов в педагогическом коллективе, то выясняется, что они, как правило, связаны не с профессиональными, а с личными интересами и особенностями педагогов. Даже тогда, когда вроде бы неприятие одного педагога другим связано с пропагандируемым одним из них теоретическим направлением, определяющим особенности преподавания, то в реальности оказывается, что «теоретический» аспект лишь положил начало конфликту, а его затяжному характеру способствовала личностная неприязнь.
Можно сделать вывод, что характер взаимоотношений педагогов в значительной степени определяется их личностными характеристиками. Именно поэтому первое требование к психологическим особенностям воспитанников и одновременно условие, позволяющее создать команду единомышленников, команду, которая является командой не потому, что ее члены вместе работают, а по совместному решению задач, - способность к содержательному общению.
Особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив.
Именно поэтому психологу важно хорошо знать состояние педагогического коллектива, уровень и динамику его развития. В этой работе психолог сталкивается с проблемами психологического консалтинга или психологией менеджмента. Сегодня в этом направлении выражены два подхода: организационный и консультативный.
Организационный подход делает упор на изучение коллектива, социально-психологических процессов происходящих в нем, планирование кадровой стратегии. Сторонники этого подхода уделяют первостепенное внимание проблемам личности руководителя, стилям лидерства, выясняют соответствие поставленных задач возможностям работников. Их интересует социально-психологическая атмосфера как фактор сплоченности и срабатываемости коллектива в решении производственных задач.
Консультативный (индивидуальный) подход ориентирован на работу с конкретной личностью в коллективе. Оно используется при подборе и расстановке кадров, содействии их адаптации в коллективе, совершенствовании межличностных отношений и самореализации каждой личности.
Первым шагом к пониманию личности педагога является психологическое обследование, оно может быть направлено:1. Понимание себя и окружающих. Способность к объективности, восприимчивость, способность к самонаблюдению, открытость новому опыту, «психологичность» мышления, эмпатия, преобладающие типы психологической защиты и т.д.2. Характеристики общения. Склонность к доминированию/подчинению, доброжелательность, способность к сотрудничеству, такт, гибкость, желательная межличностная дистанция и т.д.В своей работе использую тесты: «Оценка агрессивности педагога» (А.Ассингер); «Способность педагога к эмпатии» (И.Ю.Юсупов); «Оценка уровня общительности учителя» ( В.Ф. Ряховский); «Диагностика стилей педагогического общения» ( Н.П.Фетискин,В.В. Козлов, Г.М.Мануйлов ) и др.
Результаты психологического обследования. В диагностике участвовало 32 педагога:
шифр Оценка агрессивности педагога Способность педагога к эмпатииОценка уровня общительности учителя Стиль
педагогического общения
баллы баллы ошибка очки графа 1 графа 2 1 38 8-6 54 1 9 C-11 М-10
2 38 7-5 42 - 11 М-11 С-11 Л-9
3 30 9-5 49 - 13 С-М-Р-9 Г-8
4 36 9-5 29 - 14 С-13 М-11 Л-8
5 48 7-8 27 1 4 С-11 М-К-8 Л-7
6 37 9-6 30 - 16 М-10 С-10 Р-9
7 39 6-5 51 1 8 С-10 М-10 Р-9
8 41 6-7 47 1 7 С-12 М-10 Р-7
9 39 7-6 56 1 21 С-11 М-9 Л-8 Г-8
10 37 9-6 39 1 20 Г-8 Р-С-7 Т-М-6
11 37 9-5 52 1 10 С-12 Л-7 Р-М-6
12 41 5-6 34 1 10 С-11 М-9 К-7
13 43 6-7 41 - 13 С-8 М-К-Г-Р-7
14 39 5-6 54 3 18 М-11 Т-Р- 9
15 39 8-5 64 3 14 С-14 Л-8 Г-7
16 34 9-5 39 2 18 С-12 Г-Л- 9
17 38 8-6 44 1 16 Р-10 С-9 М-8
18 37 7-6 52 1 12 С-11 Р-7 М-К-С-Л-Г -6
19 34 9-3 35 1 17 С-10 Г-9 Л-7
20 38 8-6 48 1 14 С-10 Р-8 М-Л-Г -6
21 41 5-6 59 1 14 Г-8 Л-7 Р-С-6
22 44 6-8 30 1 11 С-12 Л-8 Р-7
23 36 7-5 46 3 16 С-10 Г-Р-8
24 40 6-6 44 - 8 С-12 Л-9 М-К-Г-7
25 39 5-6 57 - 17 С-12 Л-10 М-Л-Р-8
26 38 6-4 44 - 10 С-10 Г-9 М-Л-Р-8
27 40 6-6 56 1 7 С-12 М-Г-9 Л-7
28 44 4-8 37 3 9 М-Л-С-9 К-8 Г-7
29 39 8-7 36 1 11 С-14 Л-10 Г-9
30 43 5-8 53 2 10 С-11 М-8 Л-Г-Р -7
31 41 6-7 43 1 15 С-11 М-8
32 38 5-3 54 - 13 М-12 Р-9 С-8
«Оценка агрессивности педагога» (А.Ассингер)
Выводы:
45 более баллов - 48 баллов- 1 чел. – педагоги излишне агрессивны и при этом нередко оказываетесь чрезмерно жесткими к другим людям и неуравновешенными. Надеются добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами домашних, окружающих. Поэтому их удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности стараются их за это наказать.
36- 44 балла - 28 чел. - умеренно агрессивны, но вполне успешно идут по жизни, поскольку достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
35 и менее баллов. – 3 чел.- чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это не значит, что они как травинка, гнуться под любым ветерком. И все же, побольше, решительности не помешает!
8 чел. - взрывы агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируют конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
15 чел. - чрезмерно замкнуты,это значит, что им не присущи вспышки агрессивности, но они подавляют их уж слишком тщательно.
9 чел. – это миролюбивые люди.
Из графы №2 можно увидеть совместимость педагогов, конфликтность.
«Способность педагога к эмпатии» (И.Ю.Юсупов)
Выводы:
11 баллов и менее - очень низкий уровень -;12 - 36 баллов - низкий уровень эмпатийности – 6 чел;
от 37 до 62 баллов - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. - 25 человек;
от 63 до 81 балла - высокая эмпатийность – 1 чел;
От 82 до 90 баллов это очень высокий уровень эмпатийности -;«Оценка уровня общительности учителя» ( В.Ф. Ряховский)
Интерпретация:
баллы 30-32 -29 19-24 14-18 9-13 4-8 3
чел - - 2 чел. 12 чел. 13 чел. 5 чел. -
19-24 очков. Общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. И всё же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказываниях порой много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы. – 2 чел;
14-18 очков. Нормальная коммуникабельность, любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение. – 12 чел;
9-13 очков. Весьма общительны , порой, быть может, даже сверх меры, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, могут себя заставить не отступать.- 13 чел;
4-8 очков. «Рубаха-парень». Общительность бьёт из них ключом, всегда в курсе всех дел, любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у них мигрень и даже хандру. Охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нём поверхностное представление. Всюду чувствуют себя в своей тарелке. Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к ним с некоторой опаской и сомнениями. - 5чел.
Выводы результатов обследования. Диаграмма.
Ряд 1 –оценка агрессивности педагога;
Ряд 2- способность педагога к эмпатии;
Ряд -3 оценка уровня общительности педагога.
Из диаграммы видно:
- чем выше эмпатия у педагога, тем ниже агрессивность;
- чем выше эмпатия у педагога, тем выше уровень общительности;
- чем выше агрессивность, то ниже уровень общительности.
«Диагностика стилей педагогического общения» (Н.П.Фетискин, В.В. Козлов, Г.М.Мануйлов)
Выводы:
Таблица моделей общения
2 модели общения 3 модели общения 4 модели общения 5 моделей общения 6 моделей общения
С - М- 2 чел.
М-С-Л-2чел.
С-М-Р- 3 чел.
М-Р-С- 2 чел.
С-Г-Л- 4 чел.
С-Г-Р – 1 чел.
С-М-К-1чел.
М-Т-Р-1чел.
С-Л-Р -1 чел С/М/Р -Г – 1 чел.
С/М/К/ -Л-1 чел.
С/М/- Л/Г-1 чел.
С-Л-Р/М -1 чел.
Г-Л-Р/С – 1 чел.
С-Л-М-Т- 1 чел.
С-М/Г-Л- 1чел. Г-Р/С-Т/М-1 чел.
С-М/К/Г/Р- 1чел.
С-Р-М/Л/Г-1чел.
С-Л-М/К/Г-1 чел.
С-Г-М/Л/Р-1 чел.
М/Л/С-К-Г- 1чел.
С-М-Л/Г/Р-1 чел. С-Р-М/К/Л/Г- 1 чел.
2 чел 15 чел 7 чел 7 чел 1 чел
Из таблицы видно что, большинство педагогов ОУ на стадии формирования модели общения. В жизни каждый из названных моделей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо моделей.
Сделаем вывод о стилях общения в коллективе ОУ из таблицы видно, что большинство педагогов свойственна модель общения «Союз».
Диктаторская "Монблан" -М7 чел
Неконтактная "Китайская стена" - К-
Дифференцированное Внимание "Локатор" -Л1 чел
Гипорефлексивная "Тетерев"- Т -
Гиперрефлексивная "Гамлет"- Г 2 чел
Негибкого Реагирования "Робот" - Р1 чел
Авторитарная "Я - сам(а)" - Я -
Активного Взаимодействия "Союз" - С27 чел
Каждый коллектив переживает периоды становления (новостройка или смена состава), функционирования (когда на основе стабильных параметров организован воспитательно-образовательный процесс) и развития (когда прежнее содержание образования и воспитания и технологии вошли в противоречие с новыми условиями, задачами и потребностями). Особо важным является период становления будущего коллектива, когда он не является коллективом единомышленников, педагогическим ансамблем, а лишь формальной группой, призванной совместными усилиями обучать и воспитывать детей.
В педагогическом коллективе психолог помогает педагогам обнаружить и осознать те компоненты деятельности, которые мешают организации взаимодействия и взаимоотношений с ребенком. Успех этой работы в большей степени зависит от самого педагога. Он сам решает, как ему развиваться и насколько глубоко он будет продвигаться в своем личностном развитии.
Работа с коллективом строится на гуманистическом подходе, и признают за каждым его членом следующие права: право на личностное пространство; право быть независимым; право на успех; право быть выслушанным и принятым всерьез; право отвечать отказом, не чувствуя себя виноватым; право просить, что хочешь, не чувствуя себя эгоистом; право на ошибку и ответственность за нее; право на чувства.
Основная работа с педагогическим коллективом должна быть направлена на осознание каждым педагогом собственных чувств, переживаний, самопринятие и осознание своих средств взаимодействия с детьми и взрослыми, то есть формирование способов рефлексии средств общения.
Этапы работы могут быть организованы следующим образом:• осознание педагогом механизмов организации образовательного учреждения;• осознание педагогом его личностного потенциала;• осознание педагогом средств общения детей и родителей через воспоминания о собственном детстве и родительской семье;• осознание средств общения между детьми;• осознание гуманизации педагогического общения.
Для реализации данной модели работы с коллективом, можно использовать такие формы групповой деятельности, как опросы, лекции, семинары с элементами тренинга, тренинги, индивидуальное консультирование, групповое обсуждения проблем ОУ, метод брейнсторминг, коллективных творческих дел, организационно-деятельностных игр, в процессе которых решаются как игровые, так и реальные задачи (выдвижение лидеров, исследование ценностных ориентаций, мотивации и потребностей педагогов, их личностных особенностей и стратегий поведения) реализуется коллективная мыследеятельность и групповое принятие решений и т.д.
Литература:
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 192
Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога М.Просвещение 1996 г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 1996.- 529с.
http://psyera.ru/5353/osobennosti-pedagogicheskogo-kollektiva-i-vozmozhnosti-ego-razvitiya