Проект на тему Влияние современных психологических технологий на динамику снижения тревожности у подростков из детского дома
Государственное казённое образовательное учреждение «Азаровский детский дом им. Попова В.Т.» г. Калуги
Проект
Влияние современных психологических технологий
На динамику снижения тревожности у подростков из детского дома
Автор : педагог-психолог КорневаТ.А.
СОДЕРЖАНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………2
1.1.Пояснительная записка…………………………………………2
1.2.Цели проекта...............................................................................5
1.3.Задачи проекта…………………………………………………..5
1.4Методы……………………………………………………………...5
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. 1 Этап диагностический……………………………………….6
2.2Выводы по первому этапу исследования………………………8
2.3.Комплекс мероприятий 1этап…………………………………9
2.4. 2 Этап динамического обследования………………………10
2.5 Выводы по второму этапу исследования…………………..13
2.6.Комплекс мероприятий 2 этап……………………………….13
2.7. 3 Этап контрольный …………………………………………14
2.8. Выводы по третьему этапу…………………………………..17
III. Спиок литературных источников……………….18
I . ВВЕДЕНИЕ
1.1.Пояснительная записка.
Среди наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии особое место занимают тревожность подростков. Негативные последствия семейного неблагополучия и воспитания для подростков-сирот существенно затрудняют всестороннее полноценное развитие личности.
Забота о личности ребенка, особенно подростка, его развитии и социализации - основная задача современного общества. Создание практики воспитания, развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой актуальную проблему современной педагогической психологии. Для этого необходимо изучение личностных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленных социальной ситуацией развития в условиях детского дома.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний – тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Подросток с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями, у него формируется заниженная самооценка, что в целом ведет к деформациям в развитии личности.
Понимание тревожности на западе было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей,
Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и прежде всего у К. Хорни. В теории К. Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений
К. Хорни близок С. Салливен. Он известен как создатель «межличностной теории». С. Салливен так же, как и Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие . Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека.- Э. Фромм подходит к проблеме психического дискомфорта с позиции исторического развития общества
Современные исследования тревожности в отечественной психологии направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е. Е. Шотт в свою очередь отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека.
Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами [ Г.Г. Аракелов считает, что тревожность - это черта личности, которая связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги. В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех.
Прихожан указывает на то, что особенно острой проблема тревожности, является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения. Такой специфический вид тревожности, как «семейная тревога» был выделен Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицким.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки у подростков снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы подростка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.
Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности подростка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у подростка особенности
Теоретическую основу исследования составили работы, имеющие прямое или косвенное отношение к проблеме тревожности. Это труды Дж. Аткинсона, Л.И. Божович, А.И. Захарова, В.Р. Кисловской, Б.И. Кочубей, Р. Кэттела, В.С. Мерлина, Т.А. Нежновой, Е.С. Новиковой, А.М. Прихожан, О. Ранка, А.В. Спиваковской, Ч. Спилбергера, Л.И. Уманского, Б. Филлипса, А. Фрейд, Ю.Л. Ханина, К. Хорни, И. Шеир, Э. Эриксона. Тревожность – черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности – это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Она может быть вызвана невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями. Высокая тревожность может быть связана также с переживаниями угрозы престижу, самооценке, самоуважению человека. Как устойчивая черта личности – это повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога генерализована, диффузна. Поведенчески проявления тревожности могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность. Однако тревожность не является изначально негативной чертой личности. Оптимальный ее уровень – естественное и необходимое условие личностной активности.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является динамика формирования тревожности у учащихся детского дома с 6 по 9 класс.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является изучение специфики тревожности воспитанников детского дома на протяжении трех лет.
В КАЧЕСТВЕ ГИПОТЕЗ РАССМАТРИВАЛИСЬ следующие положения:
1) Социальная изоляция негативно влияет на процесс развития детей, тревожность являются выражением неудовлетворенности у детей ведущих возрастных потребностей;
2) подростков с высоким уровнем тревожности будет наблюдаться низкий уровень самооценки и высокий уровень агрессии;
3) Выявление высокого уровня или отсутствия тревожности открывает перспективы для профилактической и коррекционной педагогической работы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение тревожности важно и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным жизненным ситуациям.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: есть основания предполагать, что высокая практическая значимость полученных результатов будет очевидна, так как подростки с нормальным уровнем тревожности и адекватной самооценкой успешно адаптируются в социуме.
1.2.Цели проекта
Цель:Выявление наличия (отсутствия) тревоги, содержания страхов воспитанников детского дома и разработка системы психо-коррекционной работы с подростками.
1 этап
Цель: Выявление уровня тревожности школьников на начальном этапе исследования 2003-2014 уч.год.
2 Этап
Цель:1.Выявление уровня тревожности на начало 2013-2014 года;
3этап
Цель:1.Выявление уровня тревожности на начало 2014-2015 года;
1.3.Задачи проекта.
2. Разработка коррекционных мероприятий с учетом проведенных исследований.
2. Применение разработанного комплекса коррекционных мероприятий с учетом проведенных исследований.
1.4Методы.
Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1.Анализ психолого-педагогической, методической литературы;
2.Психологическое наблюдение .3.Беседа
4.Метод диагностик:Методика Спилберга-Ханина (выявление личностной и ситуативной тревожности);Опросник для определения уровня тревог;
Методика Кондаша «Шкала тревожности»;Методика «Как вы к себе относитесь?;Методика«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»;Тест Люшера компьютерный вариант.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.
1 Этап диагностический
Описание группы.
Учащиеся 6 класса с ЗПР в количестве 10 человек 5 девочек и 5 мальчиков. 12-13 лет
По МетодикеСпилберга-Ханина самооценка тревожности.
В результате проведенного исследования получены следующие результаты:
Таблица 1. Распределение учащихся по уровню тревожности (%)на начало 2013-2014гг.
Учащиеся Тревожность
Нормальный Несколько повышенныйЯвно повышенный Очень высокий
Мальчики 0 0 60 40
Девочки 0 0 75 15
Таблица 2. Конец 2013-2014гг.
Учащиеся Тревожность
Нормальный Несколько повышенныйЯвно повышенный Очень высокий
Мальчики 60 40
Девочки 75 20
2.2Выводы по первому этапу исследования:
У девочек уровень тревожности по показателю очень высокий (30%) ниже, чем у мальчиков(40%).Из таблицы следует, чтоу детей присутствует явно повышенный и очень высокий уровень тревожности это указывает на то, что тревожность является разлитой, постоянной, личностной. Следует отметить, что у 10: воспитанников девочек отмечается абсолютная нетревожность. Для таких детей характерно устойчивое ожидание неуспеха, предчувствие опасности в благополучных для них ситуациях действительности, готовность к страху. Рекомендуется консультация невропатолога.По Методике Спилберга-Ханина(выявление личностной и ситуативной тревожности).
В результате проведенного исследования получены следующие результаты:
Таблица 2в (%). Определение уровня личностной и ситуативной тревожности начало и конец 2013-2014гг. динамика в(%)
Начало года мальчики Начало года девочки Конец года мальчики Конец года девочки Динамика мальчики Динамика девочки
высокий средний высокий средний высокий средний высокий средний
ЛТ 30 60 60 40 20 80 60 40 -10 0
СТ70 30 50 50 60 40 40 60 -10 -10
Вывод: По результатам исследования ситуативной и личностной тревожности девочек и мальчиков видно, что низкого уровня по данным показателям не наблюдается, у мальчиков преобладает ситуативная тревожность, а у девочек личностная тревожность. Эти показатели могут свидетельствовать о вспыльчивости, нетерпимости, раздражительности подростков. То есть исследуемые склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Состояние тревожности у них появляется в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки компетенции и престижа.
2.3.Комплекс мероприятий 1этап
По результатам проведенного диагностического исследования были намечены и проведены коррекцианные и профилактические мероприятия, а именно:
1.Беседы с воспитателями семей с целью выявления причин тревожности.
2.Беседы с классными руководителями.
3.Проведены беседы с детьми по выявлению причин тревог. Использовался опросник содержания тревог.
Девочки обеспокоены тем, что с ними может что-нибудь случиться. Озабочены мнением окружающих о них. Указывают на трудности в учебе, неуверенность в своих силах.
Мальчики озабочены тотальным контролем, им хотелось бы выйти за пределы территории.
Намечены коррекционные мероприятия, занятия по снятию эмоционального напряжения, психогимнастика, рисуночная терапия. Так, как у тревожных подростков имеется мышечное напряжение, я применила на 1 этапе комплекс релаксации для снятия мышечного напряжения А.Алексеевой. (Группа) Дети, прибывающие в детский дом уже взрослыми, из-за потери близких теряют смысл жизни, отсюда безразличие к происходящему, (показывает запредельно низкий уровень тревожности), безынициативность на уроках, апатия. Для коррекции этого нарушения я использовала программу «Логотерапия» В.Франкла. Занятия проходили индивидуально. (рассчитано на 9 месяцев)
По результатам исследования уровня тревожности на конец года отмечается незначительное снижение уровня тревожности на 5% у девочек по самооценке тревожности и 10 % личностной тревожности, у мальчиков на20% по самооценке тревожности не снизилась, по уровню ЛТ и СТ на 10%
Уровень тревожности по окончанию 6 класса оставался достаточно высоким, анализируя проводимые коррекционно-развивающие занятия я пришла к выводу, что мной недостаточно был изучен аспект тревожности подростка 6 класса, а для преодоления тревожности необходимо подобрать методы, способствующие снятию тревожности у воспитанников закрытых учебных заведений. На 2014-2015 годы я запланировала более глубоко исследовать тревожность подростков 7 класса.
2.4. 2 Этап динамического обследования
Применялись методики.
Методика Спилберга-Ханина (выявление личностной и ситуативной тревожности Опросник для определения тревог;
Методика «Шкала самооценки Спилберга-Ханина»;
Тест Люшера компьютерный вариант;
«Кривая жизни» С.Кривцовой
Таблица 3в(%) на начало и конец 2014-2015г.
Название методики Девочки
Начало года Девочки конец года Динамика Мальчики начало года Мальчики конецгодаДинамика.
СТ,ЛТ Спилберга-Ханина В-80-лт
С-20-ст В-60-лт
С-40-ст В-20-лт
С-20-ст
В-70-ст
С-30-лт В-35-ст
С-30- лтН-35-лт В-35
С-0
Н-35
Люшер тревога
В-100 В-70
С-30 В-30
С-30 В-70
С30 В-55
С-30
Н-15 В-25
С-0
Н-15
«Шкала самооценки Спилберга-Ханина Н-
Нп-
Ов-80
Яп-20 Н-
Нп-
Ов-50
Яп-50 Н-
Нп-30
Ов-
Яп--30 Н-
Нп-30
Ов-20
Яп-50 Н-
Нп-50
Ов-
Яп-40 Н-
Нп-20
Ов-
Яп-10
Кривая жизни Наст.20
Буд 70
Прош.10 Наст.10
Буд 50
Прош 10 Наст.10
Буд20
Прош 10 Наст.60
Буд 75
Прош 45 Наст.50
Буд 50
Прош 40 Наст.10
Буд 25
Прош5
2.5Выводы 2 этап исследования
Представленные результаты на начало года дали более расширенную картину тревожности воспитанников. Особое место у воспитанников детских домов занимают тревоги, связанные с прошлым, настоящим и будущим, их тревожит прошлое, они не комфортно чувствуют себя в настоящем и пугает будущее. Личностная и сутиативная тревожность и у девочек и у мальчиков находится на высоком уровне, также высокий уровень тревожности и у девочек и у мальчиков по шкале самооценочной тревожности.
Так как подростковый возраст предполагает в норме повышение тревожности подростков в детском доме накладывает отпечаток тревога, связанная с положением подростка в детском доме, как следствие снижается уровень познавательной активности. Снижена успеваемость.
2.6.Комплекс мероприятий 2 этап
По результатам диагностики были проведены беседы с воспитателями, классными руководителями с учетом определившихся по результатам диагностики тревог подростков класса мной была разработана система коррекционных мероприятий.
На 2этапе я проводила тренинг с подростками(курс рассчитан на 12 занятий 1 раз в неделю)
По результатам исследования уровня тревожности на 2014-15год выявлено: уровень тревожности девочек снизился на 30%,мальчиков на 20%, наметилась стойкая тенденция к снижению тревожности. Комплекс методик для снятия эмоционального напряжения был выбран с учетом нарушений. В классе наметились позитивные тенденции, по словам классного руководителя, подростки стали более контактными, хотя присутствуют всплески негативных эмоций, что обусловлено особенностями подросткового возраста.
2.7. 3 Этап контрольный
Применялись методики
Методика Спилберга-Ханина (выявление личностной и ситуативной тревожности;
Опросник для определения тревог;
Методика «Шкала самооценки Спилберга-Ханина»;
Тест Люшера компьютерный вариант;
«Кривая жизни» С.Кривцовой;
Дембо- Рубинштейн(Уровень самооценки);
Басса-Дарки уровень агрессии (по шкале вербальная и физическая агрессия).
Таблица 4(%) на начало и конец 2014-2015 гг.
Название методики Девочки
Начало года Девочки конец года Динамика. Мальчики начало года Мальчики конец года Динамика.
СТ,ЛТ Спилберга-Ханина В-35-лт
С-20-ст В-25-лт
С20ст В15-лт
С-20-ст
В40-ст
С20лт В-35-ст
С-30- лтН10-лт В-5
С-0
Н-10
Люшер тревога
В-30
Н-70 В-20
Н-30 В-10
Н-30 В-20
Н-80 В-20
Н-80 В-0
С-0
Н-0
«Шкала самооценки Спилберга-Ханина Н-
Нп-
Ов-
Яп- Н-
Нп-
Ов-
Яп- Н-
Нп-30
Ов-
Яп- Н-
Нп-30
Ов-
Яп- Н-
Нп-50
Ов-
Яп- Н-
Нп-20
Ов-
Яп-
Кривая жизни Наст.10
Буд 50
Прош.10 Наст.10
Буд 30
Прош 10 Наст.0
Буд20
Прош 0 Наст.20
Буд 10
Прош 20 Наст.10
Буд 10
Прош 10 Наст.10
Буд 0
Прош10
Для получения более обширной картины изменения личности подростка я использовала Методику Дембо-Рубенштейн для выявления уровня самооценки она входит в комплекс методик диагностики личности подростка. Если на начало го да адекватная самооценка наблюдалась у 10% девочек и у 10 % мальчиков, то на конец года адекватная самооценка у 50% мальчиков и у 50% ,мы наблюдаем корреляцию между уровнем тревожности и самооценкой, что дает картину успешности подростка в общении и учебной деятельности. Мною был рассмотрена связь уровня тревожности и агрессивности подростков класса. Исследование проводила по методике Басса-Дарки(компьютерный вариант программы Эффектон).По результатам диагностики не выявлено высокого уровня по шкале физическая и вербальная агрессия у девочек и мальчиков.
2.8. Выводы третий этап
Исходя из полученных данных наблюдается устойчивая динамика снижения тревожности, у подростков исчезает страх перед будущим, повышается самооценка, снижается уровень агрессии вербальной и физической, подросток успешно адаптируется в социуме.
1. Социальная изоляция создает условия для возникновения у детей личностной тревожности.
2. Основными источниками тревоги у воспитанников закрытых учреждений являются переживания связанные с прошлым, настоящим и будущим
3. Отличительной особенностью тревожности воспитанников закрытых учреждений является более высокий уровень устойчивой тревоги у девочек, когда в обычных школах высокую тревогу показывают мальчики.
4. Существуют перспективы для психопрофилактики и психокоррекции детской тревожности в педагогической деятельности работников.
Работа по профилактике и преодолению устойчивой детской тревожности должна осуществляться на когнитивном, эмоциональном, операциональном уровнях с опорой на возрастные особенностей. Для повышения эффективности психопрофилактики и коррекции должен осуществляться комплексный, медико-психолого педагогический подход. Так как коррекция тревоги осуществляется совместно с врачем- психиатром.
III. Спиок литературных источников
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.
2. Боулби Д. Детям любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. – М., 1991. – С. 144-154.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
4. Гришин В.В., Лужин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – М., 1992. – С.51-52.
5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.
6. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 1985.
7. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.
8. Лучшие психологические тесты / Под ред. А.Ф. Кудрикова. – Петрозаводск, 1992. – С. 62-67.
9. Пашина А.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детского дома // Психологический журнал. - 1995. Т. 16, - №2. – С. 42-50.
10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1990.
11. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников / Психическое здоровье детей и подростков. – М., 1994.
12. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1990.
13. Уманский Л.И. К проблеме психологической оценки «коллективной деятельности» и структуры контактной группы как коллектива // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. – Ярославль, 1975. – С.5-13.
14. Якубовская М.Л. Эмоциональная регуляция устойчивости личности. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 1988.