Я в мире — Мир во мне. Классный час для детей с ОВЗ. ГКОУ РО школа-интернат VIII вида с. Развильное.
"Я в мире – Мир во мне"
Классный час
Цели:
- формирование у школьников ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям;
- облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира.
Задачи:
- развивать потребности в нравственном самосовершенствовании;
- сориентировать на ценности человеческой личности;
- сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме урока, раздаточный материал, сундучок, фломастеры, альбомные листы.
“ Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека”.
М. Пришвин.
Ход классного часа.
1 слайд. Здравствуйте, ребята!
Наш классный час называется «Я в мире – Мир во мне ».
Цель нашего мероприятия: расширить представление о таких необходимых человеческих качествах как вежливость, доброта, милосердие.
Все упражнения, тесты, вопросы и задания мы будем доставать вот из этого необычного сундучка.
Пожалуйста, будьте активны, если есть, что сказать, говорите, ваша активность будем оценивать жетонами-сердечками.
И так начнём.
Мы ежедневно говорим друг другу: «Здравствуйте», «спасибо», «доброго вам здоровья». Эти слова стали формулой человечности.
Все мы живём среди людей. Разные люди живут на земле, и каждый живёт по-разному.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать,
И помышляя о чуде,
Рукой, обнажённою солнце достать
И подарить его людям.
Конечно, в жизни добрых и красивых душой людей гораздо больше. И качества эти не врождённые, и не генетический код их передаёт. Их нужно воспитывать.
2 слайд. Ведь “ Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека”. Именно такие слова М. Пришвина я взяла для эпиграфа к нашему классному часу.
3 слайд.
«Дорисуй и передай» - это психологический тренинг.
Задание 1 команде: каждый член команды принимает участие в создании картины, тему выбирает автор. А остальные его рисунок поддерживают и вносят что-то своё до тех пор, пока рисунок не вернётся к хозяину.
Анализ: (к автору рисунка) Понравилось тебе то, что получилось?
- Трудно было вам поддержать тему рисунка другого человека?
Вывод. Сегодня вы помогали друг другу в малом, очень скоро во взрослой жизни вам придётся решать большие задачи, поэтому поддержать и помочь друг другу в трудную минуту, сказать вовремя добрые и вежливые слова – всё это должно стать нормой. Именно так поступают добрые люди.
Задание 2 команде: левой рукой рисуем картину «Домик на лесной опушке».
Задание 3 команде: левой рукой рисуем дом по очереди с закрытыми глазами.
Анализ: Какие трудности вы испытывали, выполняя эти задания?
Вывод: Ребята, вы должны помнить, что рядом с нами живут люди с ограниченными возможностями. Кто-то плохо видит, кто-то плохо слышит, кто-то плохо, с трудом передвигается. Мы должны всегда об этом помнить, быть терпимыми к таким людям, помогать сойти им с поезда, перейти дорогу, то есть быть добрым, человечным, милосердным.
4 слайд.
«Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого». (Сенека).
5 слайд.
«Сходства или различия».
1) А теперь посмотрите внимательно друг на друга и ответьте на вопросы.
- Чем мы похожи друг на друга?
- Чем мы отличаемся друг от друга?
Анализ:
1. Хорошо или плохо, что мы все разные?
2. Разные религии объединяют или разъединяют людей?
3. Как жить в мире, где столько разных людей? (В мире и согласии).
Вывод: Мы все разные Различия дополняют и обогащают общество. Но у нас есть много общего: народные традиции, обычаи, уважение друг другу, любовь к миру и покою.
6 слайд.
Посмотрите:
если дети класса будут дружны - будет дружен и класс;
дружат классы в школе - это дружная школа;
дружат школы села - дружное село;
дружат села, города и районы, будет дружной наша облачсть;
будут дружны республики, области, края нашей страны, будет независимой и сильной наша Родина – Россия.
Вот так от дружбы зависит целостность и независимость Государства.
7 слайд.
Дружба народов не просто слова,
Дружба народов навеки жива,
Дружба народов счастливые дети,
Мирное небо на нашей планете.
8 слайд.
«Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим». (Ж.Ж.Руссо).
9 слайд.
Как вы понимаете значение слова милосердие?
Слово «милосердие» я изобразила в виде солнца.
Проявление терпимости
к чужим мнениям, прощение, человечность,
сострадание, добросердечность,
принятие другого, оказание помощи
10 слайд.
Сейчас мы с вами поупражняемся и узнаем, умеем ли вежливо обращаться друг с другом.
Следующее задание для команд «Удивительный этикет».
Рассмотрите ситуации, ответив на вопросы:
1. Вы идете с товарищем по, улице он поздоровался с незнакомым вам человеком. А вам надо поздороваться?
2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
3. Каждый день по дороге в школу вам встречается пожилой мужчина, который живет в соседнем дворе, но вы с ним не знакомы, Полагается ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать соседей по дому, двору - хороший тон, даже если вы лично не знакомы.)
4. Можно ли вместо, «здравствуйте» говорить «привет»?
5. Вас пригласили на день рождения. За сколько минут до начала праздника нужно приходить? (Допускается приходить за 10 минут, но лучше являться вовремя).
6. Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой? (да, обязательно)
7. У многих народов при встрече снимали шляпу. И сейчас есть обычай, когда входишь в дом, снимать шляпу? Почему? (Этот обычай пришел из рыцарской эпохи. Входя в дом, они снимали шлем, как бы говоря хозяину: «Я не опасаюсь тебя».)
11 слайд.
Вежливый человек, какой он?
обходительность уважительность предусмотрительность
внимательность вежливость доброжелательность
порядочность тактичность
12 слайд.
Вежливость – это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим людям. Умение встретить гостей в доме, уважительно относиться к старшим и к ровесникам.
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». (Дж. Свифт).
Именно такого человека мы считаем вежливым.
13 слайд.
Тест «Человечность».
А сейчас подумайте над вопросами. Могу ли я чувствовать чужую боль, как свою собственную, всегда поступать вежливо, могу ли делать добро? Ответить на эти вопросы вы сможете, рассматривая простые ситуации.
Ситуация 1.
Отец Вани был директором банка, мама – хирург. В нашем классе он появился два года назад, но мы всегда забывали пригласить его на день рождения или вечеринку, а он приходил сам и делал очень щедрые подарки.
И на этот раз у Пети был день рождения. Собрался весь наш класс. Все друзья поздравляют его. Когда Ваня попросил слово, все замерли. Он начинает своё поздравление со словами: «Петя я поздравляю тебя и желаю, чтобы ты изменил свой характер в лучшую сторону».
Вопросы:
1. Будет ли Петя рад такому поздравлению? Почему?
2. Почему все забывали пригласить на вечеринки Ваню?
3. Охарактеризуйте поступок Вани. При каких обстоятельствах было бы уместно указать человеку на отрицательные черты характера?
4. Ваня добрый человек?
Ситуация 2.
В школе был вечер. Галя к празднику сшила новое платье. Подруги окружили её, разглядывают, хвалят – какая она стала красивая, да как идёт ей это платье (эта девочка была не из богатой семьи, обновка для неё – большая редкость).
Вдруг одна одноклассница Вера говорит:
- Да! Очень красивая! Из такой ткани моя мама занавески на дачу нашила.
Галя вспыхнула и убежала домой. Все осудили Веру. Она стала оправдываться:
- Да что тут такого? Я ведь сказала, что платье красивое.
По характеру Вера была очень отзывчивой, всегда была готова всем помочь: сходить вместе в библиотеку, навестить больного одноклассника, помочь решить задачу. Но иногда она так глупо поступала.
Вопросы:
1. Вера добрый человек?
2. Почему все осудили Веру? Что она сделала неправильно?
Ситуация 3.
Шестиклассницы Таня и Маша бежали в школу. Маша была в плаще, а Таня была в одном платье. Начался дождь. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а у меня нет, - ответила Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели. Маша за себя, а Таня за Машу.
Вопросы:
1. Почему учительница сказала девочкам: «Видно, ваша дружба до первого дождя!»?
2. Почему покраснели Маша и Таня?
А теперь, ребята, послушайте басню.
Солнце и ветер.
Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.
- Я докажу, что я сильнее, воскликнул ветер.- Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда солнце выглянуло из-за тучи, добродушно улыбнулось путнику и согрело его своими лучами. Вскоре старик сам снял свой плащ.
- Каков смысл этой басни?
(Доброта и дружелюбие всегда побеждают жестокость, злость, грубость).
14 слайд.
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше и светлее.
«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится». ( Ч. Айтматов).
15 слайд.
Тест «Добры ли Вы?»
А к какой категории людей относитесь вы сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим?
На эти вопросы вам поможет ответить тест «Добры ли Вы?». Ответьте «да» или «нет».
Тест: «Добры ли Вы?»
№1
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям? (да)
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, если это так?
3. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
4. Станете ли вы подшучивать над кем-то, чтоб развеселить окружающих?
№2
1. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
2. Любите ли вы злые шутки?
3. Вы охотно выполняете просьбы?
4. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
№3
1. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
2. Вы злопамятны?
3. Способны ли вы более 5 минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?
4. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента (соперники, противника)?
16 слайд.
9. Наша встреча подходит к концу. Давайте подведём итоги.
Творческая работа «Сундучок человеческих ценностей»
Ответьте, пожалуйста на вопросы:
«Быть добрым – это значит»?
«Быть вежливым – это значит»?
«Быть милосердным – это значит»?
17 слайд.
10. Итоговое упражнение «Подарок».
А в сундучке и для вас подарки. И помните, ничто неслучайно. То, что скажет твой подарок – предназначено именно тебе.
Каждый находит листок (в виде сердца, звёздочки и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание. Примеры пожеланий:
1. Уважай чувства других людей.
2. Не сердись, улыбнись.
3. Будь увереннее в себе.
4. Начни свой день с улыбки и т.д.
5. Никогда не унывай, всегда есть надежда.
18 слайд.
Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор поможет каждому из вас взглянуть по-другому на своих друзей, на родных, на самого себя.
И тогда ты увидишь, что вокруг тебя - МИР, в котором ты живешь сейчас и в котором тебе жить, когда ты повзрослеешь, МИР, которому нужны твое внимание, твое сострадание, твоя защита.
Мне сегодня было очень приятно работать с вами, я предлагаю и вам оценить своё эмоциональное состояние и выбрать картинку, которая отражает ваше настроение в данный момент.
19 слайд.
До свидания! Спасибо всем за работу.